Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "ААНИИ" (далее - Заказчик):
ООО "Альянс" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 21554-ЭП/23 от 22.08.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку моторных масел и технических жидкостей для нужд РАЭ ФГБУ "ААНИИ" (извещение N 0372100002123000089),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 27.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку моторных масел и технических жидкостей для нужд РАЭ ФГБУ "ААНИИ" (извещение N 0372100002123000089) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 157 238,95 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.05.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Альянс".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Альянс" заключен государственный контракт N ЭА-23-80 от 22.05.2023 на сумму 2 224 122,84 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 3.3 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 11.08.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Альянс".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку моторных масел и технических жидкостей для нужд РАЭ ФГБУ "ААНИИ" (далее - Товар) в полном объеме, единовременно, в течение 30 (тридцати) дней с момента заключения Контракта (п. 1.2 Контракта), т.е. не позднее 21.06.2023.
Условиями Контракта определено, что поставка товара в срок, установленный п. 1.2 Контракта является существенным условием Контракта (п. 1.4 Контракта).
19.07.2023 Участник предъявил Заказчику к приемке Товар, что подтверждается Документом о приемке (счет-фактура) N 104 от 12.07.2023 (с исправлениями N 1 от 19.07.2023).
В соответствии с положениями п. 5.15 Контракта Заказчиком проведена экспертиза предъявленного к приемке Товара по Контракту для проверки в части его соответствия условиям Контракта. В ходе указанной экспертизы было установлено несоответствие предъявленного к приемке Товара, Товару подлежащему поставке по Контракту/условиям Контракта.
С учетом вышеизложенных обстоятельств Заказчиком был направлен мотивированный отказ от приемки Товара 02.08.2023. Дополнительно Участнику было предложено устранить выявленные нарушение и придерживаться условий Контракта, и в срок в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения претензии осуществить поставку Товара, соответствующего условиям Контракта.
07.08.2023 Участник направил документ о приемке Заказчику, что подтверждается Документом о приемке (счет-фактура) N 104 от 07.08.2023 при фактическом не предъявлении к приемке Товара на указанную дату (Товар предъявлялся Участником Заказчику только 19.07.2023 согласно Документу о приемке (счет-фактура) N 104 от 12.07.2023 (с исправлениями N 1 от 19.07.2023).
В соответствии с положениями п. 5.15 Контракта Заказчиком проведена экспертиза предъявленного к приемке Товара. Повторно установлено несоответствие предъявленного к приемке Товара, Товару подлежащему поставке по Контракту/условиям Контракта. Требования Заказчика об устранении недостатков Товара, его несоответствии условиям Контракта, указанные в Мотивированном отказе от приемки товара N 05/16-931 от 02.08.2023 и Претензии N 05/16-934 от 02.08.2023, Участником не были исполнены. С учетом вышеизложенных обстоятельств Заказчиком направлен мотивированный отказ от приемки Товара 11.08.2023.
Таким образом, в нарушение условий Контракта, и требований, изложенных в претензии, Участник по состоянию на 11.08.2023 поставку Товара по Контракту не выполнил.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание существенное нарушение ООО "Альянс" условий Контракта (неоднократное нарушение срока поставки Товара), Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и ст. 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
11.08.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 22.08.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее:
Условиями п. 1.2 Контракта установлен срок поставки Товара: в течение 30 дней с момента заключения Контракта, поставка товара должна осуществляться единовременно по адресу Заказчика: (г. Санкт-Петербург (Россия), Дорога на Турухтанные острова д. 17, склад N 5, расположенный на территории третьего района Большого порта).
Участник в ответ на поступившее от Заказчика требование (исх. N 02/16-40 от 04.07.2023) осуществил поставку Товара по Контракту в полном объеме 12.07.2023, после чего отбор проб Товара по позициям масло моторное CONDOR OIL SAE 5W30 и масло гидравлическое CONDOR OIL 30 осуществлялся Заказчиком 20.07.2023 с участием представителя ООО "Альянс" по месту нахождения склада Заказчика.
До поставки Товара Участником были предоставлены паспорта качества и паспорта безопасности химической продукции (путем размещения в ЕИС и направления на электронную почту инициатора закупки Бондарцева С.Ю.).
В процессе исполнения Контракта вышеуказанные документы неоднократно исправлялись Участником с целью учета пожеланий/замечаний инициатора закупки Заказчика.
По результатам отбора проб в адрес Участника были направлены аналитические отчеты N 14280 от 26.07.2023 и N 14281 от 26.07.2023, на основании которых Заказчик заявил о несоответствии Товара установленным в Контракте требованиям.
Исходя из предоставленных аналитических отчетов следует, что Заказчик провел выборочный анализ 2 (двух) товарных позиций из 14 (четырнадцати) поставленных.
Далее, учитывая установленный Законом о контрактной системе порядок привлечения экспертов (необходимо провести закупку в общем порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе) и указанное в аналитическом отчете основание для проведения испытаний (акт отбора проб), Участник считает, что Заказчиком в данном случае был нарушен порядок проведения экспертизы (отсутствуют ссылки на договор на проведение экспертизы, стоимость экспертизы, счет на её оплату, вместо экспертизы представлены аналитические отчеты).
Кроме того, согласно п. 1 "ГОСТ 12337-2020. Межгосударственный стандарт. Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.10.2020 N 901-ст) настоящий стандарт распространяется на моторные масла, предназначенные для судовых, тепловозных и других дизельных двигателей (далее - Масла).
Как указано в аналитических отчетах при определении показателя "Температура застывания,°C" испытания проводились по ГОСТу 20287-91, метод Б с использованием вискозиметров Штабингера, титраторов потенциометрических.
Согласно положений п. 2 ГОСТа 20287-91, отбор проб методом Б осуществляется нижеуказанным образом:
2.1. Отбор проб - по ГОСТ 2517.
2.2. Аппаратура, реактивы и материалы
2.2.1. Пробирка стеклянная со сферическим дном, высотой (160 +/- 10) мм, внутренним диаметром (20 +/- 1) мм. На наружной боковой поверхности пробирки на расстоянии 30 мм от дна должна быть несмываемая кольцевая метка.
Бумага фильтровальная лабораторная по ГОСТ 12026.
Сетка проволочная.
Вата гигроскопическая.
Воронка для фильтрования.
Сульфат натрия безводный по ГОСТ 4166.
Натрий хлористый по ГОСТ 4233.
Кальций хлористый по ТУ 6-094711, обезвоженный.
Муфта стеклянная с вогнутым или сферическим дном, высотой (130 +/- 10) мм, внутренним диаметром (40 +/- 2) мм.
Пробка корковая или резиновая, соответствующая внутреннему диаметру пробирки, с отверстием в центре для термометра.
Термометры типа ТИН-3, ТН-8 по ГОСТ 400, ТН-6 по ТУ 92.887017.
Термометр любого типа для измерения температуры охлажденной смеси с градуировкой шкалы 1 °C.
Баня произвольной формы и размеров. Требуемая температура бани поддерживается с помощью холодильного устройства или охлаждающей смеси. Допускается применять полуавтоматические лабораторные аппараты типа ЛАЗ-68 или аппараты аналогичного типа, обеспечивающие проведение испытаний с точностью, не ниже указанной в стандарте.
Охлаждающие смеси - по Приложению, п. 4.7.".
Таким образом, в аналитических отчетах указано оборудование, не предусмотренное требованиями ГОСТа 20287-91 для проведения испытаний по методу Б в отношении показателя "Температура застывания".
Согласно "ГОСТ 17479.1-2015. Межгосударственный стандарт. Масла моторные. Классификация и обозначение" (введен в действие Приказом Росстандарта от 11.12.2015 N 2153-ст) классы вязкости по SAE J300:2013 для моторных масел в отношении проверенной товарной позиции "масло моторное CONDOR OIL SAE 5W30" соответствуют нормативно установленным значениям в части показателя "Кинематическая вязкость при 100 °C":
Класс вязкости по SAE |
Вязкость (см. примечание 1), мПа·с, при низкой температуре, °C, не более |
Предельная температура прокачиваемости (см. примечание 2), °C, не более |
Кинематическая вязкость при 100 °C (см. примечание 3), мм2/с (сСт) |
У поставщика |
5W |
6600 при минус 30 |
Минус 35 |
Не менее 3,8 |
12,98 |
Далее, согласно раздела 4 "ГОСТ 12337-2020. Межгосударственный стандарт. Масла моторные для дизельных двигателей. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 22.10.2020 N 901-ст) масла должны изготовляться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по утвержденной технологии или технологическому регламенту из сырья и с композициями присадок, применявшихся при изготовлении образцов масел, прошедших испытания с положительными результатами и допущенных к применению в установленном порядке, при этом физико-химические показатели масел должны соответствовать требованиям, приведенным в таблице 2.
Таблица 2 содержит 18 (восемнадцать) показателей масла, в частности "Вязкость кинематическая при температуре 100 °C, мм2/с"; "Индекс вязкости, не менее", "Щелочное число, мг KOH/1 г масла, не менее", "Температура вспышки в открытом тигле, °C, не ниже", "Коррозионность на пластинках из свинца, г/м2, не более" и так далее, однако анализ был проведен и представлены результаты испытаний избранных товарных позиций только по указанным в отчете показателям.
Далее, согласно положениям п.п. 7.2, 7.3 ГОСТа 12337-2020 для проверки соответствия масла требованиям настоящего стандарта проводят приемо-сдаточные и периодические испытания. Приемо-сдаточные испытания проводят по показателям таблицы 2 кроме показателей 10, 11, 14, 17 и 18.
При получении неудовлетворительных результатов приемо-сдаточных испытаний хотя бы по одному из показателей по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы, взятой из той же партии. Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.
Однако, информация о проведении повторных испытаний ввиду неудовлетворительных показателей, о которых заявляет Заказчик и послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, отсутствует.
В дальнейшем в процессе исполнения Контракта Участник получил претензию Заказчика (исх. N 05/16-934 от 02.08.2023) с указанием на несоответствие предъявленного к приемке Товара по следующим основаниям, в ответ на что Участник предоставил ответ с комментариями по поводу указанных замечаний (исх. N б/н от 04.08.2023):
Пункт контракта |
Описание несоответствия |
Комментарии поставщика |
1.2. |
Нарушен установленный контрактом срок поставки товара. |
Замечание принимается, гарантируется уплата пени в установленном контрактом размере. |
6.1. |
Отсутствуют: - декларация соответствия товара требованиям ТР ТС 030/2012; - зарегистрированный надлежащим образом паспорт безопасности химической продукции; - представленные паспорта качества оформлены с нарушением ТР ТС 030/2012, а именно: - на паспортах отсутствуют сведения о назначении продукции; - отсутствуют сведения о сроке и условиях хранения; - в паспортах NN1,4,5,8,9,10,11 отсутствует номер партии товара. |
Замечание не принимается по причине: - товар не включен в перечень товаров, в отношении которых требуется предоставление декларации соответствия (Постановление Правительства РФ от 23.12.2021 N2425), однако имеющиеся декларации отправлялись Клиенту заранее, также ссылки на них в https://pub.fsa.gov.ru/; - принимается, отправка ПБТХ будет осуществлена в адрес Клиента; - назначение товара указано на этикетке, принимается, информацию о назначении можно указать и в паспорте, если этого хочет Заказчик (ранее паспорта на проверку перед отгрузкой товара отправлялись Заказчику лично, замечаний не было); - срок хранения указан в этикетке на товар, замечание об условиях хранения принимается, но можно указать и в паспорте, если этого хочет Заказчик; - в паспортах стоит "N резервуара", принято считать как "N партии", так как это синонимы, принимается, за исключением паспорта N6, можно указать и в паспорте, если этого хочет Заказчик |
П.1 описание объекта закупки |
Охлаждающая жидкость по п.1 таблицы должно иметь рекомендации завода изготовителя для эксплуатации турбированного дизеля ЯМЗ 238, используемого Заказчиком. |
Не принимается, поскольку рекомендация не является обязательным требованием к данной категории товара, кроме того отсутствует форма рекомендации, её содержание, порядок её получения. |
П.1 Описания объекта закупки |
Моторное масло по п.3 таблицы должно иметь рекомендации завода изготовителя для эксплуатации турбированного дизеля ЯМЗ 238, используемого Заказчиком |
Не принимается, поскольку рекомендация не является обязательным требованием к данной категории товара, кроме того отсутствует форма рекомендации, её содержание, порядок её получения |
П.1 Описания объекта закупки |
Масло трансмиссионнное по п.4 таблицы должно иметь рекомендации завода изготовителя для эксплуатации турбированного дизеля ЯМЗ 238, используемого Заказчиком |
Не принимается, поскольку рекомендация не является обязательным требованием к данной категории товара, кроме того отсутствует форма рекомендации, её содержание, порядок её получения. |
В отношении моторного масла 5W30 (поз.7 приложения N2 к Контракту |
В отношении моторного масла 5W30 (поз.7 приложения N2 к Контракту Имеет температуру замерзания минус 31°С, должно иметь температуру замерзания не выше минус 45°С |
Принимается, подлежит замене в установленный срок после получения официального заключения лаборатории (просто текст в Письме от Заказчика не дает возможность идентифицировать результаты, полученные от лаборатории) |
В отношении гидравлического масла CONDOR OIL |
Имеет температуру замерзания минус 38°С, должно иметь температуру замерзания не выше минус 52°С |
Принимается, подлежит замене в установленный срок после получения официального заключения лаборатории (просто текст в Письме от Заказчика не дает возможность идентифицировать результаты, полученные от лаборатории) |
Таким образом, содержание претензии Заказчика сводится к следующему:
- к Товару только в части документов;
- к просрочке поставки;
- рекомендации завода-изготовителя для эксплуатации турбированного дизеля ЯМЗ 238;
- моторное масло 5W30 температура замерзания;
- гидравлическое масло температура замерзания.
В своём ответе на претензию Участник сообщил 04.08.2023, что:
- за просрочку поставки Товара предусмотрено взыскание пени, поставщик дополнительно указал обязательство (гарантии) по оплате пени, при этом пени Заказчиком до настоящего момента не выставлены;
- декларация соответствия не требуется, предоставлены декларации со ссылкой на ресурс;
- ПБТХ оформляется в соответствии с требованиями нац.законодательства;
- рекомендации завода-изготовителя не является показателем (характеристикой) товара, поскольку в соответствии с условиями Контракта качество Товара должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, ГОСТов, ТУ, ТР и иных нормативных актов (п. 4.1.5 Контракта).
Согласно положениям п. 1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться, в частности, следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно положений п. 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Участник считает, что установление в Приложении N 2 к Контракту "Описание объекта закупки" значения характеристики Товара (рекомендовано заводом-изготовителем для эксплуатации турбированного дизеля ЯМЗ 238) осуществлено в нарушение соответствующих условий Контракта и положений Закона о контрактной системе, поскольку мотивированное пояснение Заказчика в каких целях установлена данная рекомендация Участнику не предоставлено в процессе исполнения Контракта;
- в части позиций товара "Моторное масло 5W30" и "Гидравлическое масло" в части температуры замерзания замечания приняты Поставщиком, произведено устранение замечаний.
Далее, как указывает Заказчик в своем Решении, Поставщик 07.08.2023 предоставил документ о приемке, а также в процессе исполнения Контракта неоднократно учитывал замечания Заказчика к документам на Товар (паспорта качества, паспорта безопасности химической продукции).
Кроме того, согласно содержанию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Заказчиком в соответствии с п. 5.15 Контракта повторно проведена экспертиза предъявленного к приемке Товара, повторно установлено несоответствие предъявленного к приемке Товара Товару, подлежащему поставке по Контракту/условиями Контракта, однако какие-либо документы в подтверждение данного утверждения Заказчика (порядок и сроки проведения экспертизы, каким документом оформлены её результаты, в отношении каких позиций товара проводилась экспертиза, собственными силами заказчика или силами сторонних экспертов) не предоставлены Участнику.
В ответ на Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Участник сообщил об устранении замечаний по мотивированному отказу от приемки товара (исх. N б/н от 18.08.2023, исх. N б/н от 21.08.2023), а также указал, что в течение 10-дневного срока для устранения замечаний в процессе рассмотрения решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта произвел следующие действия, направленные на исполнение обязательств по Контракту:
- в установленные Контрактом порядке и сроки уведомил Заказчика о замене Товара ненадлежащего качества (14.08.2023 направил сообщение о поставке Товара 18.08.2023; 18.08.2023 направил сообщение о поставке Товара 21.08.2023);
- обеспечил перевозку Товара и доставил Товар по адресу поставки, однако 18.08.2023 перевозчику было отказано в пропуске на территорию, где находится склад Заказчика без указания причин;
- 21.08.2023 перевозчик в течение длительного времени ожидал оформления пропуска на территорию, где находится склад Заказчика, потом машину пропустили, но отказались принимать Товар несмотря на то, что грузчики были в наличии и по договоренности с Поставщиком готовы были выгрузить Товар, при этом литраж Товара - 200-литровые бочки, транспортировка которых возможна только электрокаром (то есть спец.оборудованием, имеющимся в наличии у Заказчика);
- повторно предоставил инициатору закупки Заказчика полный комплект паспортов на Товар, однако представитель Заказчика проигнорировал их получение без объяснения причин;
- склад Заказчика находится на территории со специальным пропускным режимом, при въезде/выезде неоднократно проверяются как водитель с пассажирами, так и само транспортное средство.
Все вышеперечисленные обстоятельства подтверждены материалами фото/видеофиксации, сделанными перевозчиком (третьим лицом, привлеченным к исполнению Контракта), сводным отчетом перевозчика и его пояснениями на Торгово-транспортной накладной от 14.08.2023.
Кроме того, письмом от 18.08.2023 Участник предлагал Заказчику с учетом интересов сторон по Контракту осуществить приемку Товара по Контракту без учета спорных позиций (масло гидравлическое CONDOR OIL 30 и масло моторное CONDOR OIL SAE 5W30), по которым Поставщик за свой счет осуществит вывоз Товара в установленные покупателем порядке и сроки, в результате чего Контракт будет исполнен и оплачен по фактически принятому Товару, однако ответ на данное письмо от Заказчика не поступил.
Вместо этого 21.08.2023 Заказчик направил Участнику мотивированный отказ от приемки товара (исх. N 05/16-1004/1) теперь уже в отношении всех позиций Товара, поставленных по Контракту.
Фактически в последний день 10-дневного срока устранения замечаний, указанных в мотивированном отказе от приемки товара от 02.08.2023 и послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в мотивированном отказе от приемки товара (исх. N 05/16-1004/1 от 21.08.2023) заказчиком были заявлены замечания по оставшимся 12 позициям Товара, что, по мнению представителя Участника, свидетельствует о недобросовестном поведении Заказчика в существующих обстоятельствах полного отказа от приемки Товара по бесспорным на момент решения позициям и исполнения Контракта.
Причина мотивированного отказа от приемки товара (исх. N 05/16-1004/1 от 21.08.2023) заключается в недостатках документов, которые по мнению Заказчика не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Пункт мотивированного отказа |
Пояснения |
1 |
Согласно положениям п. 10 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 03.03.2017 N 19 "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О безопасности химической продукции" (вместе с "ТР ЕАЭС 041/2017. Технический регламент Евразийского экономического союза "О безопасности химической продукции" химическая продукция выпускается в обращение на таможенной территории Союза при ее соответствии требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Союза (Таможенного союза), действие которых на нее распространяется, и при условии, что она прошла оценку соответствия техническим регламентам Союза (Таможенного союза), действие которых на нее распространяется. При этом "паспорт безопасности" - паспорт безопасности химической продукции установленной формы, содержащий сведения об опасных свойствах химической продукции, сведения об изготовителе (уполномоченном изготовителем лице), импортере этой продукции, меры предупреждения и требования безопасности для обеспечения безопасного обращения на таможенной территории Союза химической продукции. Данный регламент распространяется на импортную продукцию, выпускаемую в обращение на таможенной территории Таможенного союза. |
2 |
Настоящий технический регламент ("ТР ТС 030/2012. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям") разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям, к отработанным смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям и к продуктам, полученным в результате переработки (утилизации) отработанной продукции на этапах жизненного цикла продукции, выпускаемых в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза. Выпуск в обращение - первичный переход продукции от изготовителя (импортера) к продавцу и (или) потребителю. Согласно положениям п. 7.3 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20.07.2012 N 59 (ред. от 03.03.2017) "О принятии технического регламента Таможенного союза "О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям" (вместе с "ТР ТС 030/2012. Технический регламент Таможенного союза. О требованиях к смазочным материалам, маслам и специальным жидкостям") смазочные материалы, масла и специальные жидкости маркируются единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза при их соответствии требованиям всех технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется и предусматривающих нанесение данного знака. Данный регламент распространяется на импортную продукцию, выпускаемую в обращение на таможенной территории Таможенного союза. |
3 |
Отсутствует ссылка на нормативный документ, устанавливающий количество протоколов испытаний, а также порядок и условия их проведения. |
4 |
Согласно ГОСТ 30333-2007 "Паспорт безопасности химической продукции. Общие требования" (введен Приказом Ростехрегулирования от 12.08.2008 N 164-ст) (далее - ГОСТ 30333-2007) паспорт безопасности является обязательной составной частью технической документации на химическую продукцию (вещество, смесь, материал, отходы промышленного производства) и предназначен для обеспечения потребителя достоверной информацией по безопасности промышленного применения, хранения, транспортирования и утилизации химической продукции, а также ее использования в бытовых целях. Согласно пункту 4.2.9 ГОСТ 30333-2007 паспорт безопасности подлежит регистрации/перерегистрации. Приказом Росстандарта от 26.11.2014 N 1760-ст утверждены рекомендации по стандартизации "Составление и оформление Паспорта безопасности химической продукции" с датой введения в действие 01.06.2015 (далее - Рекомендации). Согласно п. 1 Приказа рекомендации утверждены для добровольного применения. |
5 (п.1 таблицы) |
Замечание в формулировке "не предоставлен (файл не читается)" не принимается. |
6 (п.2 таблицы) |
Паспорт (паспорт качества) должен содержать: - наименование (фирменное наименование) изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, его место нахождения (юридический адрес, включая страну), товарный знак (при наличии), информацию для связи с ним (телефон, электронная почта); - наименование и условное обозначение нефти или наименование нефтепродукта, его марку (при наличии); - обозначение нормативного документа, в соответствии с которым изготовлен нефтепродукт; - нормативные значения показателей качества нефтепродукта, установленные в нормативном документе, в соответствии с которым или изготовлен нефтепродукт, и фактические результаты лабораторных испытаний с указанием наименования испытательной лаборатории и адреса [в случае, если лаборатория не является структурным подразделением изготовителя (уполномоченного им лица)]; - дату изготовления продукта (месяц, год), номер партии; - место отбора пробы, номер емкости (при необходимости); - размер (массу или объем) партии; - номер и дату оформления паспорта (паспорта качества); - должность, фамилию, инициалы и подпись лица, оформившего паспорт (паспорт качества). |
7 (п.3 таблицы) |
Паспорт (паспорт качества) должен содержать: - наименование (фирменное наименование) изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, его место нахождения (юридический адрес, включая страну), товарный знак (при наличии), информацию для связи с ним (телефон, электронная почта); - наименование и условное обозначение нефти или наименование нефтепродукта, его марку (при наличии); - обозначение нормативного документа, в соответствии с которым изготовлен нефтепродукт; - нормативные значения показателей качества нефтепродукта, установленные в нормативном документе, в соответствии с которым или изготовлен нефтепродукт, и фактические результаты лабораторных испытаний с указанием наименования испытательной лаборатории и адреса [в случае, если лаборатория не является структурным подразделением изготовителя (уполномоченного им лица)]; - дату изготовления продукта (месяц, год), номер партии; - место отбора пробы, номер емкости (при необходимости); - размер (массу или объем) партии; - номер и дату оформления паспорта (паспорта качества); - должность, фамилию, инициалы и подпись лица, оформившего паспорт (паспорт качества). |
8 (п.4 таблицы) |
Паспорт (паспорт качества) должен содержать: - наименование (фирменное наименование) изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, его место нахождения (юридический адрес, включая страну), товарный знак (при наличии), информацию для связи с ним (телефон, электронная почта); - наименование и условное обозначение нефти или наименование нефтепродукта, его марку (при наличии); - обозначение нормативного документа, в соответствии с которым изготовлен нефтепродукт; - нормативные значения показателей качества нефтепродукта, установленные в нормативном документе, в соответствии с которым или изготовлен нефтепродукт, и фактические результаты лабораторных испытаний с указанием наименования испытательной лаборатории и адреса [в случае, если лаборатория не является структурным подразделением изготовителя (уполномоченного им лица)]; - дату изготовления продукта (месяц, год), номер партии; - место отбора пробы, номер емкости (при необходимости); - размер (массу или объем) партии; - номер и дату оформления паспорта (паспорта качества); - должность, фамилию, инициалы и подпись лица, оформившего паспорт (паспорт качества). |
9 (п.5 таблицы) |
Паспорт (паспорт качества) должен содержать: - наименование (фирменное наименование) изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, его место нахождения (юридический адрес, включая страну), товарный знак (при наличии), информацию для связи с ним (телефон, электронная почта); - наименование и условное обозначение нефти или наименование нефтепродукта, его марку (при наличии); - обозначение нормативного документа, в соответствии с которым изготовлен нефтепродукт; - нормативные значения показателей качества нефтепродукта, установленные в нормативном документе, в соответствии с которым или изготовлен нефтепродукт, и фактические результаты лабораторных испытаний с указанием наименования испытательной лаборатории и адреса [в случае, если лаборатория не является структурным подразделением изготовителя (уполномоченного им лица)]; - дату изготовления продукта (месяц, год), номер партии; - место отбора пробы, номер емкости (при необходимости); - размер (массу или объем) партии; - номер и дату оформления паспорта (паспорта качества); - должность, фамилию, инициалы и подпись лица, оформившего паспорт (паспорт качества). |
10 (п.6 таблицы) |
Паспорт (паспорт качества) должен содержать: - наименование (фирменное наименование) изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, его место нахождения (юридический адрес, включая страну), товарный знак (при наличии), информацию для связи с ним (телефон, электронная почта); - наименование и условное обозначение нефти или наименование нефтепродукта, его марку (при наличии); - обозначение нормативного документа, в соответствии с которым изготовлен нефтепродукт; - нормативные значения показателей качества нефтепродукта, установленные в нормативном документе, в соответствии с которым или изготовлен нефтепродукт, и фактические результаты лабораторных испытаний с указанием наименования испытательной лаборатории и адреса [в случае, если лаборатория не является структурным подразделением изготовителя (уполномоченного им лица)]; - дату изготовления продукта (месяц, год), номер партии; - место отбора пробы, номер емкости (при необходимости); - размер (массу или объем) партии; - номер и дату оформления паспорта (паспорта качества); - должность, фамилию, инициалы и подпись лица, оформившего паспорт (паспорт качества). |
11 (п.7 таблицы) |
По справочнику ОКПД2 для антифриза (жидкость охлаждающая) установлен код ОКПД2 20.59.43.120. При этом у заказчика отсутствует требование на соответствие стандарту и показателям в виде "времени образования 50 мл. пены". |
12 (п.8 таблицы) |
Сведения о всесезонности товара отсутствуют в "ГОСТ 21150-2017. Межгосударственный стандарт. Смазка Литол-24. Технические условия" (введен в действие Приказом Росстандарта от 25.10.2017 N 1521-ст). |
13 (п.9 таблицы) |
Отсутствуют национальные нормативно-правовые документы, регламентирующие факт наличия/отсутствия данных сведений. |
14 (п.10 таблицы) |
Не указаны параметры/показатели/характеристики несоответствия требованиям ГОСТ Р МЭК 62877-1-2019, сведения о всесезонности товара отсутствуют в указанном документе. |
Согласно Определения Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 06.02.2018 по делу N 305-ЭС17-16171, А40-178214/2016 в силу п. 1 ст. 464 ГК РФ, если продавец не передает или отказывается передать покупателю относящиеся к товару принадлежности или документы, которые он должен передать в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи (п. 2 ст. 456), покупатель вправе назначить ему разумный срок для их передачи.
Общее правило ст. 328 ГК РФ, позволяющее приостановить исполнение своего обязательства, если предусмотренное договором исполнение обязательства другой стороной произведено не в полном объеме, не может быть истолковано как позволяющее покупателю использовать поставленный без документации товар.
Таким образом, Участник полагает, что мотивированный отказ от приемки товара (исх. N 05/16-1004/1 от 21.08.2023) в отношении замечаний к документам, в нарушение положений ст. 464 ГК РФ Заказчиком не обоснован.
Одностороннее расторжение государственного контракта влечет прекращение правоотношения между заказчиком и поставщиком в результате проявления воли одной из сторон и является последствием реализации права на гражданско-правовой отказ от исполнения обязательства.
Односторонний и полный отказ от исполнения обязательства тождественен понятию отказа от договора (контракта), однако если реализуется частичный отказ от исполнения, то он не влечет прекращения правоотношения, а лишь его изменяет в части отказа. В рамках правоотношений из государственных контрактов частичный отказ от исполнения обязательства реализуется, например, при отказе заказчика от приемки некачественной продукции или результата работ, что юридически оформляется в отказе от подписания документа о приемке (ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе).
Заказчик мог реализовать своё право на частичный отказ от приемки Товара по спорным позициям, однако итогом стал мотивированный отказ от приемки товара по всем товарным позициям.
Исходя из вышеизложенных обстоятельств, представитель Участника считает, что Заказчик своими действиями в период с 11.08.2023 по 21.08.2023 лишил Поставщика возможности доказать факт устранения замечаний в отношении спорных позиций Товара "Моторное масло 5W30" и "Гидравлическое масло", при этом заявил замечания к остальным позициям Товара осознавая, что вновь заявленные замечания Поставщик не сможет оспорить ввиду отсутствия времени.
Мотивированный отказ направляется автоматически поставщику. Поставщик вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить вам документ о приемке повторно (п.п. 6,7 ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе), чего в существующих обстоятельствах сделать было невозможно. После чего, если заказчик осуществил частичную приемку товаров (работы, услуги), поставщик должен сформировать и направить ему корректировочный документ, который заказчик должен подписать. Документ должен содержать измененную информацию о количестве (объеме) и стоимости фактически принятых товаров (работ, услуг).
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС 11.08.2023, следовательно, 11.08.2023 Участник считается надлежащим образом уведомленным.
Учитывая вышеизложенное, представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Альянс" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что исходя из представленных Участником и Заказчиком документов по усматривается, что Поставщик имел намерение исполнить Контракт, так как поставил Товар, активно взаимодействовал с Заказчиком, неоднократно пояснял свою позицию по спорным вопросам, осуществлял корректировку документов на Товар с учетом требований Заказчика, согласовывал с Заказчиком порядок и условия устранения замечаний, осуществлял фактические действия по замене спорного по качеству Товара.
Вместе с тем ООО "Альянс" осуществляет поставку товаров данной группы в течение 2022-2023 гг. по всей территории Российской Федерации, в ЕИС размещено свыше около 60 аналогичных исполненных ООО "Альянс" без замечаний контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Альянс" предпринимались все возможные действия для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Альянс" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Альянс" (ИНН: 7104508923), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 августа 2023 г. N РНП-78-1180/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.08.2023