Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев представленное Министерством строительства Омской области в лице бюджетного учреждения Омской области "Омскоблстройзаказчик" (далее - БУОО "Омскоблстройзаказчик", учреждение, заказчик) обращение об обществе с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Глобал ГИС" (далее - ООО "НПО "Глобал ГИС", общество, подрядчик) для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 19-2021/Е от 08.11.2021 (далее - контракт), заключенного по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта капитального строительства, поставка оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта "Строительство врачебной амбулатории с. Звонарев Кут Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Азовская центральная районная больница" (Реестровый номер 21.34.1641) (извещение N 0152200004721001584) (далее - электронный аукцион, аукцион), размещенной Главным управлением контрактной системы Омской области (далее - ГУКС Омской области, уполномоченный орган),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
уполномоченного органа - "_", начальника, "_" (доверенность N 151 от 31.01.2023),
заказчика - "_" (доверенность N 65 от 22.12.2022),
подрядчика - "_" (доверенность N 1 от 28.08.2023), "_" (доверенность N 1 от 28.08.2023)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) в Омское УФАС России с использованием единой информационной системы заказчиком 22.08.2023 было представлено обращение о включении информации о подрядчике в Реестр с приложением решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, зарегистрированное антимонопольным органом 23.08.2023 (вх. N 7796-ЭП/23).
Из представленных материалов и информации следует, что 14.10.2021 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 27802384,44 руб.
Протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 25.10.2021 свидетельствует о том, что электронный аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе подана только одна заявка на участие в нем. Единой комиссией уполномоченного органа принято решение о заключении контракта с ООО "НПО "Глобал ГИС" по предложенной им цене, не превышающей начальную (максимальную) цену контракта.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, 08.11.2021 между учреждением и ООО "НПО "Глобал ГИС" был заключен контракт с ценой 27802384,44 руб.
11.08.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 02-2459) в связи с ненадлежащим исполнением обществом обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно данному решению причиной расторжения контракта явилось: "Выполнение работ по строительству объекта и поставке оборудования до настоящего времени Подрядчиком не исполнены".
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 22.08.2023, информация о расторжении контракта в этот же день размещена на официальном сайте ЕИС в разделе "Реестр контрактов".
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об обществе с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Глобал ГИС" подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
На основании пунктов 2 и 12 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения закупки) заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено данным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено данным законом, информация:
- о сроках завершения работы,
- размере аванса, устанавливаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (если предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с частью 4 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения закупки) к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
На основании части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения закупки) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 предметом контракта:
"Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленный настоящим контрактом и Графиком исполнения контракта (Приложение N 2 к настоящему контракту) срок выполнить работы по подготовке проектной документации, выполнить инженерные изыскания, выполнить работы по строительству объекта капитального строительства, поставить оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации объекта "Строительство врачебной амбулатории с. Звонарев Кут Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Азовская центральная районная больница" (далее соответственно - Работы, Объект), в том числе:
Выполнить работы по подготовке проектной документации и выполнить инженерные изыскания для строительства Объекта, в том числе разработать рабочую документацию (далее - работы ПИР), в соответствии с Техническим заданием на выполнение работ ПИР (Приложение N 3 к настоящему контракту) (далее соответственно - проектная документация, Техническое задание). Результатом выполненной работы ПИР являются проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также разработанная рабочая документация.
Выполнить работы по строительству Объекта в соответствии и в объеме, определенном проектной и рабочей документациями, разработанными в соответствии с пунктом 1.1.1 настоящего контракта, а также иной технической документацией, предусмотренной настоящим контрактом, в сроки, предусмотренные настоящим контрактом и Графиком выполнения строительно-монтажных работ, который разрабатывается Подрядчиком, согласовывается с Заказчиком и подписывается Сторонами в течение 5 рабочих дней после получения Подрядчиком положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий согласно форме, установленной Приложением N 4 к настоящему контракту. Подписанный График выполнения строительно-монтажных работ является неотъемлемой частью настоящего контракта (далее - График строительно-монтажных работ). Результатом выполненной работы по строительству Объекта является построенный объект, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Осуществить поставку оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации Объекта и предусмотренного проектной документацией, выполнить его монтаж и ввод в эксплуатацию.
Результатом выполненной Работы по настоящему контракту является здание, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод его в эксплуатацию".
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные данным параграфом, применяются, если иное не установлено правилами такого Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 1 статьи 740 ГК РФ установлено, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Также статьей 758 ГК РФ предусмотрено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат.
Таким образом, условие о сроках выполнения работы является существенным для договора подряда, в том числе для договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, договора строительного подряда.
Разделом "Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" извещения о проведении электронного аукциона были определены даты начала и окончания выполнения работ - дата заключения контракта, не позднее 31 октября 2022 года в соответствии с Графиком исполнения контракта (Приложение N 2 к государственному контракту раздел III "ПРОЕКТ КОНТРАКТА" документации), соответственно.
Аналогичная вышеприведенной информация о сроке выполнения работ содержалась в пункте 1.4 заключенного контракта.
Согласно графику исполнения контракта срок выполнения работ по подготовке проектной документации, выполнению инженерных изысканий, разработке рабочей документации, получению положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий приходился на 20.12.2021 (первый этап).
Срок выполнения работ по строительству объекта: с 01.01.2022 по 20.10.2022 (второй этап).
Срок поставки оборудования: с 21.10.2022 по 31.10.2022 (третий этап).
Кроме того, в пунктах 2.6, 2.7 и 2.8 контракта были установлены положения о порядке осуществления выплаты аванса:
"Размер аванса составляет 15% от цены второго этапа, что составляет 3 343 001(Три миллиона триста сорок три тысячи один) рубль 88 копеек. Выплата аванса осуществляется путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 10 дней со дня получения Заказчиком счета, выставленного Подрядчиком.
Оплата второго этапа выполнения работ производится Заказчиком за вычетом аванса в размере 15 % от суммы предъявленных Подрядчиком к оплате Работ.
В случае, если Подрядчик не приступил своевременно к выполнению Работ либо Работы выполнены не в полном объеме, то Подрядчик обязан возвратить аванс за вычетом стоимости фактически выполненных и принятых Заказчиком Работ не позднее 3 рабочих дней с даты получения соответствующего уведомления от Заказчика".
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
На основании пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу пункта 1 части 14 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент размещения закупки) в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 данного закона.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 13.9 контракта было предусмотрено условие о том, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В пунктах 7.1.6 и 7.1.7 контракта также были закреплены следующие права заказчика:
- принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств,
- отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков, в том числе если подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что принятое БУОО "Омскоблстройзаказчик" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 11.08.2023 в 11:30 час. (МСК) было сформировано с использованием официального сайта ЕИС, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено в ЕИС.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Датой поступления обществу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта и его надлежащим уведомлением на основании сведений вкладки "решение об одностороннем отказе" реестра контрактов (реестровый номер контракта 2550300779521000034) признается 11.08.2023 в 11:30 час. (МСК) в соответствии с часовой зоной, в которой расположен такой подрядчик.
Таким образом, ООО "НПО "Глобал ГИС" на основании статьи 193 ГК РФ, части 1 статьи 2, частей 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в период с 12.08.2023 по 21.08.2023 имело право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от его исполнения.
В связи с указанными обстоятельствами датой расторжения контракта является 22.08.2023.
3. В силу части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
На основании части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Омским УФАС России 23.08.2023 было направлено (исх. N АЛ/5150/23) уведомление сторонам контракта уведомление о рассмотрении 29.08.2023 в 12 час. 00 мин. настоящего обращения заказчика, а также предложение о представлении в срок не позднее 25.08.2023:
- заказчику документальных доказательств ненадлежащего исполнения обществом обязательств, предусмотренных контрактом, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта,
- подрядчику письменных пояснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр.
Обществом были представлены (вх. N 7921-ЭП/23 от 25.08.2023) пояснения, в которых выражено несогласие принятому учреждением решению об одностороннем отказе от исполнения контракта, причины нарушения срока выполнения работ связывает с неоказанием содействия при исполнении обязательств по контракту со стороны заказчика.
Представленные заказчиком (вх. N 7924-ЭП/23 от 25.08.2023) сведения о взаимодействии с ООО "НПО "Глобал ГИС" в рамках исполнения контракта, документальные доказательства ненадлежащего исполнения обязательств по контракту, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также вся имеющаяся переписка между сторонами свидетельствуют о следующем.
05.09.2022 заказчиком в связи с неисполнением обществом обязательств по выполнению работ, предусмотренных 1 этапом исполнения контракта, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое приказом учреждения от 14.09.2022 N 92 отменено в связи с устранением нарушений условий контракта.
18.10.2022 получено положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий N 55-1-1-2-073450-2022.
28.10.2022 проектная документация направлена (исх. N 800) в адрес заказчика.
27.12.2022 получено положительное заключение N 55-1-1-2-093036-2022 повторной государственной экспертизы.
06.02.2023 согласно акту сдачи-приемки N 1 результаты выполненных работ по первому этапу исполнения контракта сданы заказчику.
20.02.2023 подрядчиком принята площадка для выполнения второго этапа работ по контракту.
09.03.2023 общество направило в адрес заказчика обращение о возникновении независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, в части существенного изменения стоимости объекта по результатам прохождения государственной экспертизы проектной документации.
17.03.2023 от подрядчика поступило письмо (исх. N 136) с предложением согласования изменений существенных условий контракта в связи с увеличением стоимости выполнения работ.
03.04.2023 учреждение направило обращение (исх. N 02-1038) в Министерство строительства Омской области для подготовки распоряжения в целях изменения существенных условий контракта, которым соответствующий проект распоряжения был разработан и передан на согласование. После неоднократных доработок Главным управлением финансового контроля Омской области распоряжение возвращено в Министерство строительства Омской области с отрицательным заключением N ППА-23/1935рп от 03.04.2023.
В заключении органа исполнительной власти Омской области отмечено, что из представленных на согласование документов не усматривается наличие независящих от сторон контракта обстоятельств, которые привели к невозможности исполнения первого этапа контракта в установленный срок.
Дополнительно в заключении указано на наличие у подрядчика фактов нарушения платежной дисциплины, открытых исполнительных производств, нахождение имущества в залоге, что, в свою очередь, может свидетельствовать о риске неисполнения обществом принятых обязательств по контракту.
29.06.2023 на основании подпункта "а" пункта 1 части 62 статьи 112 Федерального закона о контрактной системе между сторонами было заключено дополнительное соглашение N 2, предусматривающее увеличение объема работ по второму и третьему этапу этапам контракта и цены, без изменения сроков исполнения контракта.
30.06.2023 заказчиком осуществлена выплата аванса по контракту.
04.08.2023 учреждением направлена (исх. N 02-2383) претензия, в которой он потребовал от подрядчика:
1. В срок до 10.08.2023 предоставить детализированный по всем видам и срокам график выполнения строительных работ.
2. Незамедлительно ускорить темпы и улучшить качество строительных работ.
3. Обеспечить бесперебойную поставку необходимых строительных материалов и оборудования на объект.
4. Оплатить начисленную неустойку.
Подрядчиком данные требования оставлены без внимания.
11.08.2023 представителями БУОО "Омскоблстройзаказчик" был осуществлен выезд на объект. По результатам осмотра установлено, что на объекте работает одна единица техники трактор-погрузчик, ведутся работы по снятию растительного слоя грунта, завезены сыпучие материалы - одна машина щебня и одна машина песка, установлен временный забор, завезен вагончик-бытовка, объект к электричеству не подключен, рабочие на объекте отсутствуют.
С учетом вышеизложенного Комиссия усматривает в действиях подрядчика направленность на несоблюдение условий контракта и наличие фактов недобросовестности при его исполнении.
При этом материалы дела не содержат данных, указывающих на то, что неисполнение условий контракта о сроках выполнения работ допущено по независящим от общества обстоятельствам.
Кроме того, подрядчиком не были предприняты какие-либо меры к ускорению темпов выполнения работ и после заключения с заказчиком дополнительного соглашения, предусматривающего увеличение цены контракта, осуществления учреждением выплаты аванса.
Имеющиеся в деле документы и сведения указывают на то, что ненадлежащее исполнение обязательств обществом повлекло невозможность достижения результата, на который рассчитывало учреждение при заключении контракта.
Заключая контракт, ООО "НПО "Глобал ГИС" знало о характере и объемах необходимых к выполнению работ, обязано было проанализировать их характер с учетом требований специального законодательства, которые предъявляются к таким работам, возможные риски, влекущие для него правовые последствия, а также соразмерность работ и сроков, отведенных для их выполнения, надлежащим образом организовывать и обеспечивать своевременное и качественное решение задач, совершать другие действия, направленные на соблюдение срока выполнения работ.
Таким образом, Комиссия не может согласиться с доводами подрядчика о том, что у заказчика отсутствовали основания для одностороннего отказа от исполнения контракта.
Вышеприведенные обстоятельства, напротив, свидетельствуют о ненадлежащем исполнении подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом (существенном нарушении сроков выполнения работ и поставке оборудования по второму и третьему этапам исполнения контракта), а равно о наличии у заказчика оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта.
О ненадлежащим исполнении обязательств по контракту свидетельствуют также неоднократно направленные в адрес подрядчика письма о необходимости ускорить темпы выполнения работ, в которых заказчик предупреждал об ответственности за неисполнение принятых обязательств и требовал предоставить результаты выполненных работ (письма от 04.04.2022 N 02-0911, от 13.07.2022 N 02-2072, от 14.07.2022 N 02-2092, от 24.10.2022 N 02-3469, от 09.12.2022 N 02-4012, от 24.01.2023 N 02-0190, от 13.02.2023 N 02-0362, от 17.03.2023 N 02-0820, от 04.08.2023 N 02-2383).
Согласно пункту 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
На основании пункта 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределённостью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Следует учесть, что в соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Доказательств наличия у общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по контракту, в Омское УФАС России не представлено.
Общество также не воспользовалось своим правом на исправление нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Доказательства, которые подтверждают, что в установленный частью 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе 10-дневный срок нарушения условий контракта подрядчиком устранены, представлены не были.
Имеющиеся в деле документы и сведения указывают на то, что неисполнение обязательств обществом повлекло невозможность достижения результата, на который рассчитывало БУОО "Омскоблстройзаказчик" при заключении контракта.
Комиссией также не выявлены обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 15 Правил являются основанием для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике в Реестр.
Действуя в рамках заключенного контракта, поставщик должен был осознавать то обстоятельство, что он вступил в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требовало от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах информация об обществе с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Глобал ГИС" подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года информацию:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Глобал ГИС": 644032, г. Омск, ул. Новоалександровская, д. 231, ИНН 5507209714, КПП 550101001;
- о директоре и единственном участнике общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное объединение "Глобал ГИС" (размер доли (в процентах) - 100 % "_", ИНН 550504676668.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 29 августа 2023 г. N 055/10/104-950/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2023