Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев обращение, направленное Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина"" (далее - заказчик, учреждение) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Омская монтажно-строительная компания "Вулкан" (далее - общество, подрядчик, ООО "О.М.С.К. "ВУЛКАН") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N А-ОГ-036/23 СМП, заключенного 16.06.2023 по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту системы отопления общежития, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Добровольского, д. 8/1" (извещение N 0352100021523000030) (далее соответственно - электронный аукцион, закупка, контракт),
в присутствии представителей:
заказчика - Супонина Максима Сергеевича (доверенность от 22.08.2023 N 0179/6912), Гудыменко Елены Анатольевны (доверенность от 09.01.2023 N 0170/59);
подрядчика - Гречина Александра Викторовича, директора, Острик Ильи Николаевича (доверенность от 01.07.2023 N 2/23), Фролова Андрея Александровича (доверенность от 01.07.2023 N 1/23)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 7763-ЭП/23 от 22.08.2023) обращение о включении информации о подрядчике в реестр и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 25.05.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение об осуществлении закупки N 0352100021523000030 с начальной (максимальной) ценой контракта 1 012 256,69 руб.
02.06.2023 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому было подано 4 заявки, из них сделано 4 ценовых предложения, наименьшее ценовое предложение (789559,93 руб.) сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 114356142, при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 22,00%.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.06.2023 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки 114356142 с ценой контракта 789559,93 руб.
16.06.2023 - между заказчиком и ООО "О.М.С.К. "ВУЛКАН" заключен контракт N А-ОГ-036/23 СМП (номер реестровой записи контракта 1550203079123000047).
11.08.2023 заказчиком на официальном сайте ЕИС сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с приложением решения в виде электронного документа.
На официальном сайте ЕИС информация о расторжении контракта размещена 22.08.2023.
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что информация об ООО "О.М.С.К. "ВУЛКАН" подлежит включению в реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии со статьей 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы (пункт 1 статьи 718 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 719 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 740 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
Пунктами 1 и 2 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
При отсутствии иных указаний в договоре строительного подряда предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
Договором строительного подряда должны быть определены состав и содержание технической документации, а также должно быть предусмотрено, какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 747 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок. Площадь и состояние предоставляемого земельного участка должны соответствовать содержащимся в договоре строительного подряда условиям, а при отсутствии таких условий обеспечивать своевременное начало работ, нормальное их ведение и завершение в срок.
Заказчик обязан в случаях и в порядке, предусмотренных договором строительного подряда, передавать подрядчику в пользование необходимые для осуществления работ здания и сооружения, обеспечивать транспортировку грузов в его адрес, временную подводку сетей энергоснабжения, водо- и паропровода и оказывать другие услуги.
Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (статья 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктами 1.1, 2.1, 2.2, 5.2.1, 5.2.2, 5.2.5, 5.2.6, 5.2.7, 5.2.9, 5.4.1, 5.4.3, 5.4.5, 5.4.6 контракта было установлено следующее: "Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту системы отопления общежития, расположенного по адресу: г. Омск, ул. Добровольского, д. 8/1 (далее - Работы) в соответствии с техническим заданием и локально-сметным расчетом (Приложение N1 и N3 к контракту) и ведомостью объемов работ (Приложение N2 к контракту), сметой контракта (Приложение N4 к контракту), являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта.
Начало выполнения Работ - с момента заключения контракта.
Срок завершения всех Работ - в течение 45 дней с момента подписания контракта.
Подрядчик обязан:
Качественно выполнить Работу своими силами и/или силами третьих лиц, своими материалами, инструментами, оборудованием в объеме и в сроки, предусмотренные контрактом, приложениями к нему и сдать ее результат Заказчику.
Не позднее пяти дней с момента подписания контракта предоставить Заказчику график производства работ согласно разделам Сметы контракта.
Заблаговременно предоставить Заказчику списки своего персонала для оформления пропусков для доступа к Объекту.
Назначить ответственное должностное лицо, обеспечивающее исполнение обязательств по контракту, для представления интересов Подрядчика при решении текущих и спорных ситуаций. Полномочия представителя Подрядчика подтверждаются доверенностью, выданной на осуществление его деятельности в рамках настоящего контракта.
Выполнить Работы в полном соответствии со строительными нормами и правилами.
Немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
а) возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
б) иных обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы либо создающих невозможность ее завершения в срок.
Заказчик обязан:
Предоставить Подрядчику на период выполнения Работ рабочую документацию.
Обеспечить беспрепятственный доступ персонала Подрядчика к Объекту согласно заблаговременно поданным спискам.
Информировать Подрядчика о возможных опасностях на Объекте и мерах по предупреждению и ограничения их воздействия. Заказчик проводит вводный инструктаж по охране труда для работников Подрядчика. Заказчик отслеживает соблюдение требований охраны труда в деятельности Подрядчика на территории Заказчика.
Назначить ответственное должностное лицо для осуществления контроля деятельности сотрудников Подрядчика. Полномочия представителя Заказчика подтверждаются доверенностью, выданной на осуществление его деятельности в рамках настоящего контракта".
Пунктом 13.5 контракта было предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и положениями статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Хронология взаимодействия заказчика и общества при исполнении контракта свидетельствует о следующем:
27.06.2023 подрядчиком в адрес заказчика направлено уведомление (исх. N 25) о начале работ, в котором подрядчик сообщает о начале работ и просит предоставить допуск для сотрудников и транспорта.
(Заказчик утверждает, что данное письмо с приложением списка сотрудников и транспорта было направлено только 27.07.2023).
27.06.2023 подрядчиком в адрес заказчика направлено уведомление (исх. N 25) о передаче объекта и документации, согласно которому подрядчик просит передать объект, рабочую документацию, сведения об ответственном должностном лице заказчика.
Подрядчиком также направлен приказ (N 7 от 26.06.2023) о назначении ответственного лица подрядчика.
03.07.2023 заказчиком в адрес подрядчика направлены акт приемки-передачи фронта работ при строительстве зданий, сооружений (датирован от 16.06.2023, без подписи заказчика) и приказ ООО "Сибирский дорожный центр" от 17.06.2023 N 52-п/23 "О назначении ответственных на оказание услуг по проведению строительного контроля".
04.07.2023 подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 29) о разъяснении полномочий должностного лица заказчика ответственного за осуществление контроля.
18.07.2023 подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 34) о замене труб.
Письмо подрядчика (исх. N 36 от 20.07.2023) о приостановке выполнения работ.
21.07.2023 заказчик согласовал замену труб.
21.07.2023 заказчик сообщил о проведении дополнительной обработки и необходимости возобновления работ.
Согласно акту осмотра помещения от 24.07.2023 установлено наличие в помещении грызунов (крыс), нор, насекомых в виде земляных блох, трупов животных.
Жалоба подрядчика (исх. N 39 от 25.07.2023), направленная в адрес ФГБОУ ВО Омский ГАУ, Прокуратуры Омской области, Управления Роспотребнадзора Омской области, Омского УФАС России, содержала также уведомление заказчика о приостановлении производства работ.
Подрядчик письмом от 31.07.2023 N 46 сообщил о непредставлении заказчиком сведений об ответственном должностном лице заказчика.
Ответ заказчика на жалобу (исх. N 0195/6626 от 01.08.2023)
Письмо подрядчика (исх. N 49 от 04.08.2023).
Письма ООО "Сибирский дорожный центр" (исх. N 216А от 05.07.2023, N 221А от 12.07.2023, N 225А от 19.07.2023, N 229А от 25.07.2023, N 233А от 02.08.2023, N 237А от 09.08.2023, N 242А от 16.08.2023, N 247а от 23.08.2023), согласно которым подрядчик к работам не преступал.
Учитывая, что обществом были нарушены существенные условия контракта, 11.08.2023 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частями 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Информация, размещенная на официальном сайте ЕИС, свидетельствует о том, что датой уведомления подрядчика является 11.08.2023.
Следовательно, в период с 12.08.2023 по 21.08.2023 подрядчик имел возможность устранить нарушения, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На официальном сайте ЕИС информация о расторжении контракта размещена 22.08.2023 с указанием даты расторжения 22.08.2023. В рассматриваемом обращении заказчика также указана дата расторжения 22.08.2023.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения.
Включение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу подпункта "д" пункта 9 Правил заказчик и подрядчик считаются надлежащим образом уведомленными о месте, дате и времени рассмотрения настоящего обращения заказчика.
Более того, Омским УФАС России 23.08.2023 в адрес общества было направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 25.08.2023 письменных объяснений на обращение заказчика о включении информации в реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 29.08.2023 в 11:00 час. настоящего обращения заказчика.
Обществом были представлены (вх. N 7930/23 от 25.08.2023) объяснения, из которых следует, что неисполнение контракта вызвано действиями (бездействием) заказчика, а именно:
1) заказчиком не была передана рабочая документация;
2) заказчиком не был передан объект, на котором должны были выполняться работы по капитальному ремонту;
3) не обеспечены санитарные условия объекта;
4) заказчик не согласовал список работников подрядчиков;
5) с работниками подрядчика не был осуществлен инструктаж по технике безопасности;
6) Заказчиком не было назначено ответственное должностное лицо на объекте.
По вопросу непередачи заказчиком подрядчику рабочей документации Комиссия отмечает следующее.
Предметом заключенного контракта определено, что работы должны выполняться в соответствии с техническим заданием, локально-сметным расчетом, ведомостью объемов работ, сметой контракта.
Указанные документы размещены в составе контракта и являются его неотъемлемой частью (указанное прямо следует из пунктов 1.1 и 13.10 контракта).
Комиссия также учитывает, что в силу требований пункта 8 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частями 1 и 12.2 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (которому при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности органы государственной власти (государственные органы), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", органы управления государственными внебюджетными фондами или органы местного самоуправления передали в случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, на основании соглашений свои полномочия государственного (муниципального) заказчика) земельного участка, а также раздела проектной документации "Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства" при проведении капитального ремонта объекта капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи.
В случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 настоящего Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт объектов капитального строительства на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. В случае, предусмотренном частью 10 статьи 52 настоящего Кодекса, при составлении указанной сметы подготовка такого акта не требуется. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации, а также подготовку проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в иных случаях, не указанных в настоящей части.
Из объяснений заказчика, положений извещения об осуществлении закупки и заключенного контракта следует, что рабочая документация для выполнения закупаемых работ не разрабатывалась.
Таким образом, работы по капитальному ремонту в рамках рассматриваемого контракта подлежали выполнению на основании сметы, что, по убеждению Комиссии, соответствует положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Также следует учитывать, что заказчиком (исх. N 0195/6626 от 01.08.2023) подрядчику было разъяснено, что под рабочей документацией заказчиком с учетом положений Градостроительного кодекса Российской Федерации понимались документы, обозначенные в пункте 1.1 контракта.
Следовательно, ссылка общества на неисполнение заказчиком обязанности по предоставлению рабочей документации (пункт 5.4.1 контракта) Комиссией отклоняется в связи с недоказанностью наличия документации как таковой с учетом приведенных положений законодательства, а равно недоказанностью того обстоятельства, что непредставление такой документации препятствовало выполнению работ (с учетом пункта 1.1 контракта).
Более того, Комиссией установлено, что подрядчиком был нарушен начальный срок выполнения работ (пункт 2.1 контракта).
Материалы дела не содержат доказательств исполнения обществом обязанностей, предусмотренных пунктами 5.2.2, 5.2.5 контракта.
В части предоставления подрядчиком заказчику списков сотрудников от 27.06.2023 Комиссия отмечает, что скриншот отправления по электронной почте от 27.06.2023 в 13:37 час. не содержит каких-либо вложений. В рамках заседания Комиссии иных доказательств подрядчиком представлено не было.
Заказчиком подтверждено, что список сотрудников был представлен обществом только 27.07.2023, что с учетом срока выполнения работ, регламентированного контрактом (по 31.07.2023 включительно), не отвечает принципам разумности и добросовестности.
Как выше было указано общество 25.07.2023 (общество также уведомляло заказчика о приостановке работ от 20.07.2023 в связи с антисанитарными условиями) приостановило выполнение работ по обозначенным причинам.
Ввиду указанного видится также несостоятельным довод общества о непроведении заказчиком инструктажа по технике безопасности в связи с приостановкой выполнения работ от 20.07.2023 и 25.07.2023 и направлением списка сотрудников только 27.07.2023.
Относительно передачи самого объекта Комиссия отмечает, что формально такой обязанности (в том числе порядка передачи объекта) заключенный контракт не содержал. Ссылки общества на пункт 1.4 контракта и пункт 3 Технического задания (Приложение N 1 к контракту) в указанной части несостоятельны.
Необходимо учитывать, что пункт 3 Технического задания (Приложение N 1 к контракту) возлагает обязанность по обследованию объекта и произведению замеров на подрядчика. Доказательств выполнения подрядчиком данной обязанности материалы дела не содержат.
Обстоятельства дела однозначно свидетельствуют об отсутствии препятствий у подрядчика в связи с формальной непередачей объекта по акту приема-передачи (который нужно отметить заказчиком был направлен от 03.07.2023, что сторонами не оспаривается) для выхода на объект и выполнения работ (указанное подтверждается составлением подрядчиком акта осмотра от 24.07.2023, перепиской о замене труб).
В части довода о неназначении заказчиком ответственного должностного лица на объекте Комиссия отмечает, что сведения о таком лице изначально были включены в контракт.
Очевидно, что общество заблуждалось относительно информации об организации осуществляющей строительный контроль, направленной заказчиком от 03.07.2023.
Необеспечение санитарных условий на объекте, по убеждению Комиссии, документально (достоверно) не подтверждено.
Акт от 24.07.2023 составлен без участия представителя заказчика, фото и видео - материалы сами по себе не отвечают принципу достоверности, поскольку не позволяют определить место осуществления съемки.
На вопрос Комиссии о том, получен ли подрядчиком ответ на жалобу с данными доводами, направленную в Управление Роспотребнадзора по Омской области, представителем общества указано, что ответ не получен.
Также Комиссия отмечает, что предположительное антисанитарное состояние объекта не соотносится с основаниями приостановления выполнения работ, отраженными в статьях 716 и 719 Гражданского кодекса Российской Федерации, и соответствующими положениями контракта.
Таким образом, Комиссия полагает, что приведенные подрядчиком доводы не могут быть признаны обоснованными. В равной степени указанные подрядчиком обстоятельства, по убеждению Комиссии, не являются сопоставимыми с обстоятельствами, ссылка на которые содержится в пункте 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Материалы дела не содержат доказательств того, что заказчик препятствовал выполнению работ.
Вышеприведенные письма организации, осуществляющей строительный контроль подтверждают, что обществом работы не выполнялись.
Необходимо также отметить, что общество, подавая заявку на участие в закупке и заключая контракт на обозначенных условиях, выразило свое полное согласие на их выполнение.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что обязательства по контракту подрядчиком фактически не исполнялись.
Кроме того, обществом не реализовано право на устранение нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в регламентированный законом срок.
Действуя в рамках заключенного контракта, лицо должно осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Более того, с учетом значимости объекта закупки неисполнение обществом обязательств в рамках приведенного контракта ведет к негативным последствиям для заказчика, ответственности заказчика за несоблюдение своих обязательств как учреждения образования.
Основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр является закрытый перечень случаев, установленный пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В данном случае подрядчиком не указано на нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его исполнителю и размещения в единой информационной системе; заказчиком подтвержден факт существенного нарушений условий контракта; исполнителем не представлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также подтверждающие то обстоятельство, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В данном случае характер допущенного подрядчиком нарушения существенных условий контракта (невыполнение принятых подрядчиком обязательств по контракту; избранная модель поведения обществом, характеризующаяся непроявлением последним той степени внимательности и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств), наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в Реестр), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении указанного лица. Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах информация об ООО "О.М.С.К. "ВУЛКАН" подлежит включению в реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информацию:
- об обществе с ограниченной ответственностью "Омская монтажно-строительная компания "Вулкан" ИНН 5503179346, КПП: 550301001;
- о директоре общества с ограниченной ответственностью "Омская монтажно-строительная компания "Вулкан" Гречине Александре Викторовиче ИНН 550307551902;
- о единственном участнике общества с ограниченной ответственностью "Омская монтажно-строительная компания "Вулкан" Гречиной Татьяне Анатольевне ИНН 550302175556.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
Т.П. Шмакова
А.Н. Зефиров
А.О. Миняева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 29 августа 2023 г. N 055/10/104-947/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2023