Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сигма" (далее - Заявитель, ООО "Сигма", Общество) (вх. N 6636/23 от 21.08.2023) на действия комиссии по осуществлению закупок государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку ноутбуков (закупка N 0366200035623004453) (далее - Закупка, Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии:
-- представителя государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение), Аукционной комиссии на основании доверенности;
- - представителя ООО "Сигма" на основании доверенности;
- - представителя ООО "Интеркомп" на основании доверенности;
в отсутствие представителей заказчиков Тульской области, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и способе рассмотрения настоящего дела,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Закупки.
Как указывает податель жалобы, в рамках данной Закупки установлено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.08.2023 (далее - протокол подведения итогов), Аукционная комиссия приняла решение об отклонении заявки ООО "Сигма" (идентификационный номер 114632930) в связи со следующим:
"На основании пункта 4 части 12 статьи 48 Закона, части 3 Постановления Правительства от 10.07.2019 N 878:
в заявке участника содержится предложение о поставке товара, страной происхождения которого является государство - Российская Федерация. При этом в составе заявки отсутствуют: номер реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции.
(Согласно данным Единого реестра российской радиоэлектронной продукции (далее по тексту - реестр), товар, предлагаемый к поставке участником, имеет характеристики, отличные от указанных участником в составе заявки, а именно: подпункт 1.1 "Размер диагонали, Дюйм (25,4 мм)", предложение участника закупки - "15,6", значение показателя из реестра - "15"; подпункт 1.17 "Объем SSD накопителя, Гигабайт", предложение участника закупки - "480", значение показателя из реестра - "256". Следовательно, реестровая запись, указанная участником в составе заявки на участие в закупке, не подтверждает соответствие предлагаемого им товара требованиям извещения о проведении закупки, в связи с чем в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона заявка участника приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств)".
Заявитель выражает несогласие с указанным решением Аукционной комиссии в связи со следующим.
В заявке ООО "Сигма" предложило товар "Ноутбук Rikor R-N-15" (реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (Постановление Правительства N 719), реестровая запись N 986\1\2023, 14.05.2026. Количество баллов: 107).
При этом согласно информации, размещенной на официальном сайте производителя, данный ноутбук имеет диагональ экрана 15,6 дюймов (https://server.rikor.com/katalog/noutbuki/), что и было указано ООО "Сигма" в своей заявке.
Вместе с тем, единый реестр российской радиоэлектронной продукции (https://gisp.gov.ru/goods/#/product/3599876) в отношении характеристики "Диагональ экрана" такого товара содержит значение "15 дюймов".
В этой связи Общество обратилось к онлайн-консультанту интернет-ресурса Государственной информационной системы промышленности (далее также - ГИСП) и получило следующий ответ:
"Данные о продукции на портале ГИСП производитель декларирует самостоятельно.
При публикации данных о продукции проверка осуществляется только по формальным признакам (на корректность заполнения форм). Проверка данных о продукции уже проводится ТПП и Минпромторг на этапе выдачи заключения по ПП 719. Всю ответственность за предоставленные сведения несет непосредственно производитель.
Для уточнения корректных данных о продукции рекомендуем обратиться к производителю ноутбуков фирмы "Rikor"".
С целью уточнения значений спорных характеристик Заявитель обратился к производителю, который подтвердил, что товар "Ноутбук Rikor R-N-15" имеет диагональ экрана 15,6 дюймов.
Общество заявляет, что в отношении характеристики "Объем SSD накопителя, Гигабайт" им было указано значение 480, при этом в едином реестре российской радиоэлектронной продукции для товара "Ноутбук Rikor R-N-15" такое значение указано как 256.
При этом Заявитель утверждает, что на сайте Минпромторга России указана базовая модель ноутбука, но это не означает, что он не может доукомплектовываться большим объемом SSD-накопителя. Кроме того, данная модель ноутбука имеет два слота М2, что позволяет подключить дополнительный SSD-накопитель.
По мнению Заявителя, ссылаться на сайт Минпромторга России и использовать указанную там информацию для подтверждения наличия оснований для отклонения заявок недопустимо, так как такой сайт не предоставляет точных технических сведений о продукте.
Исходя из вышеизложенного, Общество считает, что указанный ООО "Сигма" в своей заявке товар полностью удовлетворяет требования электронного документа "Описание объекта закупки" извещения о Закупке (далее - Описание объекта закупки), а представленный реестровый номер из единого реестра российской радиоэлектронной продукции в полной мере подтверждает его соответствие требованиям Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Представитель Аукционной комиссии, Уполномоченного учреждения выразил несогласие с доводами жалобы, представив письменные пояснения.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, доводы участников рассмотрения жалоб, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке и электронные документы к нему 10.07.2023 размещены в единой информационной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 280 000,00 рублей.
Контракты по итогам проведения Закупки Заказчиками не заключены.
Согласно части 1 статьи 24 Закона заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами, в том числе являются аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (часть 2 статьи 24 Закона).
В рассматриваемом случае выбран конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион.
На основании пункта 15 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно части 3 статьи 14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В развитие данной нормы издано Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, в соответствии с которым установлено ограничение допуска товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Установлено, что извещение о Закупке, сформированное с использованием единой информационной системы, в соответствии с положениями статьи 14 Закона содержит информацию о наличии в рассматриваемой Закупке установленного ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 в целях развития производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет создать единый реестр российской радиоэлектронной продукции (далее - реестр).
При этом в силу пункта 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 при осуществлении закупок радиоэлектронной продукции, включенной в перечень, за исключением установленного пунктом 3(1) настоящего постановления случая, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) заявка, содержащая предложение о поставке радиоэлектронной продукции, страной происхождения которой являются только государства - члены Евразийского экономического союза.
Согласно пункту 3(1) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 в случае если в предмет одного контракта (одного лота) включена радиоэлектронная продукция, предусмотренная пунктами 5, 7 - 9, 13 (в части систем хранения данных), заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке радиоэлектронной продукции (за исключением содержащих предложение о поставке радиоэлектронной продукции первого уровня), при условии, что на участие в закупке подана 1 (или более) заявка, которая удовлетворяет требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке) и которая одновременно:
содержит предложение о поставке соответствующей радиоэлектронной продукции только первого уровня;
не содержит предложений о поставке прочей радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в случае если в предмет одного контракта (одного лота) включена иная радиоэлектронная продукция помимо радиоэлектронной продукции, указанной в абзаце первом настоящего пункта.
При отсутствии заявки, соответствующей требованиям настоящего пункта, применяются ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в соответствии с пунктом 3 настоящего постановления.
В рассматриваемом случае объектом закупки является товар (позиция КТРУ 26.20.11.110-00000140 "Ноутбук", код ОКПД 2 26.20.11.110, пункт 5 перечня), на который распространены действия и установлены требования в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Пунктом 3(2) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 установлено, что, за исключением случаев, установленных настоящим постановлением:
подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в реестре или евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, правила формирования и ведения которого устанавливаются правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров);
подтверждением соответствия радиоэлектронной продукции первому уровню является наличие в реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров сведений о первом уровне радиоэлектронной продукции.
Пунктом 3(3) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 установлено, что для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) настоящего постановления, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра или евразийского реестра промышленных товаров, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции.
Номера реестровых записей из реестра не предоставляются при поставках вооружения, военной и специальной техники, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, и (или) при поставках образцов вооружения, военной и специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже "О1". Информация о таких товарах не подлежит включению в реестр.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42, частью 1 статьи 49 Закона, Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 в электронном документе "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению" извещения о Закупке (далее - Требования к заявке) установлено следующее:
"I. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы:
_
6) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами:
Для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции".
Из протокола подведения итогов следует, что в отношении заявки с идентификационным номером 114632930 (ООО "Сигма") Аукционной комиссией принято решение об отклонении заявки в связи со следующим:
"На основании пункта 4 части 12 статьи 48 Закона, части 3 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878:
в заявке участника содержится предложение о поставке товара, страной происхождения которого является государство - Российская Федерация. При этом в составе заявки отсутствуют: номер реестровой записи из единого реестра российской радиоэлектронной продукции, а для целей подтверждения первого уровня радиоэлектронной продукции - также сведения о первом уровне радиоэлектронной продукции.
(Согласно данным Единого реестра российской радиоэлектронной продукции (далее по тексту - реестр), товар, предлагаемый к поставке участником, имеет характеристики, отличные от указанных участником в составе заявки, а именно: подпункт 1.1 "Размер диагонали, Дюйм (25,4 мм)", предложение участника закупки - "15,6", значение показателя из реестра - "15"; подпункт 1.17 "Объем SSD накопителя, Гигабайт", предложение участника закупки - "480", значение показателя из реестра - "256". Следовательно, реестровая запись, указанная участником в составе заявки на участие в закупке, не подтверждает соответствие предлагаемого им товара требованиям извещения о проведении закупки, в связи с чем, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона, заявка участника приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств)".
Установлено, что ООО "Сигма" в составе заявки для подтверждения страны происхождения радиоэлектронной продукции (согласно пункта 3(3) Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878) представлена информация - номер реестровой записи из единого реестр российской радиоэлектронной продукции - 986\1\2023 в отношении товара "Ноутбук серии Rikor модель R-N-15-Ryzen 3 5400U-1xM.2/256gb-1x8gb-EPS65W (КДБА.301231.005)", согласно сведениям, размещенный на сайте Минпромторга России (https://gisp.gov.ru/goods/#/product/3599876).
При этом предлагаемый к поставке товар "Ноутбук серии Rikor модель R-N-15-Ryzen 3 5400U-1xM.2/256gb-1x8gb-EPS65W (КДБА.301231.005)" из каталога продукции имеет характеристики, отличные от указанных ООО "Сигма" в заявке характеристик, а именно:
Описание объекта Закупки, ед. измерения характеристики |
Требуемое значение показателя |
Показатель, предлагаемый ООО "Сигма" |
Значение показателя из каталога продукции Минпромторга РФ по реестровой записи |
986\1\2023 https://gisp.gov.ru/goods/#/product/3599876 | |||
1.1. Размер диагонали, Дюйм (25,4 мм) |
|
15,6 |
15 |
1.17. Объем SSD накопителя, Гигабайт |
|
480 |
256 |
Необходимо отметить, что указанный каталог продукции, в соответствии с пунктом 2 Правил выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - Правила выдачи заключений) является неотъемлемой частью ГИСП и представляет собой систематизированный перечень промышленной продукции, сформированный на основе Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 (далее - Общероссийский классификатор) и включающий в себя информацию в соответствии с настоящими Правилами и Правилами формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Комиссией установлено, что подпункты 1.1, 1.17 пункта 2 Описания объекта закупки сформированы с учетом требований КТРУ кода позиции 26.20.11.110-00000140 "Ноутбук".
В соответствии с пунктом 5 Правил выдачи заключений заявителем при подаче заявки на выдачу заключения о подтверждении производства продукции обязательно указываются наименование производимой промышленной продукции и ее коды в соответствии с Общероссийским классификатором и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Информация о производимой промышленной продукции, включаемая в заявку на выдачу заключения, должна быть размещена заявителем в каталоге продукции государственной информационной системы промышленности.
Выполнение указанных действий является обязательным условием для получения заключения о подтверждении производства, на основании которого сведения включаются в Реестр российской промышленной продукции (пункты 11, 17 Правил выдачи заключений.
При этом согласно пункту 2 Правил выдачи заключения "заявитель" - юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере промышленности на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Исходя из вышеперечисленных положений Правил выдачи заключения следует, что именно заявитель направляет необходимые сведения для их включения в ГИСП, и, соответственно, несет ответственность за корректность и полноту вносимой информации, в том числе с учетом необходимости соответствия реализуемого товара требованиям, установленным Законом в рамках применения национального режима при осуществлении закупок.
Таким образом, Комиссией установлено, что на дату рассмотрения заявок на участие в закупке реестровая запись 986\1\2023, которую ООО "Сигма" указало (задекларировало) в составе заявки на участие в Закупке, в части показателей "Размер диагонали, Дюйм (25,4 мм)" и "Объем SSD накопителя, Гигабайт" не подтверждает соответствие предлагаемой таким участником к поставке радиоэлектронной продукции требованиям извещения о Закупке, вследствие чего применению подлежат положения пункта 5 части 1 статьи 43 Закона.
Таким образом, Аукционная комиссия при рассмотрении вопроса о применении Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 учла в полной мере факт непредставления реестровой записи ООО "Сигма" в своей заявке, приняв решение об отклонении заявки с идентификационным номером 114632930 по основаниям, указанным в протоколе подведения итогов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сигма" (вх. N 6636/23 от 21.08.2023) на действия комиссии по осуществлению закупок государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку ноутбуков (закупка N0366200035623004453) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 25 августа 2023 г. N 071/06/106-914/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2023