Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
рассмотрев обращение КГБУЗ "Спасская городская больница", о включении сведений об ИП Ореховой О.В. в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступило обращение КГБУЗ "Спасская городская больница", о включении сведений об ИП Ореховой О.В. в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с тем, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на капитальный ремонт объекта капитального строительства в сфере здравоохранения (капитальный ремонт помещений фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: Приморский край, Спасский район, с. Зеленодольское, ул. Школьная, д.12) (извещение N 0820500000823001534).
В назначенное время на заседании Комиссии Приморского УФАС России были рассмотрены документы, представленные сторонами.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения Индивидуального предпринимателя, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Заказчиком на официальном сайте в информационно - коммуникационной сети "Интернет" размещено извещение N 0820500000823001534 о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт объекта капитального строительства в сфере здравоохранения (капитальный ремонт помещений фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: Приморский край, Спасский район, с. Зеленодольское, ул. Школьная, д.12).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.03.2023 N ИЭА1 победителем признана ИП Орехова О.В.
03.04.2023 между КГБУЗ "Спасская городская больница" и ИП Ореховой О.В. (далее - Подрядчик) был заключен государственный контракт N 0820500000823001534 на капитальный ремонт объекта капитального строительства в сфере здравоохранения (капитальный ремонт помещений фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: Приморский край, Спасский район, с. Зеленодольское, ул. Школьная, д.12) (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта, Подрядчик принял на себя обязательства на выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере здравоохранения (Капитальный ремонт помещений фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: Приморский край, Спасский район, с. Зеленодольское, ул. Школьная, д.12) (далее - работы, объект) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к настоящему Контракту), Проектной документацией (Приложение N2 к настоящему Контракту), со Сметой контракта (Приложение N3 к настоящему Контракту), Графиком выполнения работ (Приложение N4 к настоящему Контракту).
В соответствии с пунктами 3.1. Контракта, сроки выполнения работ:
- Начало выполнения работ: с 24.04.2023 г.
- Окончание выполнения работ: 30.06.2023 г.
27 июня 2023 г. Подрядчиком были предоставлены документы о приемке N2, Заказчик работы не принял в связи с проведенной экспертизой, по результатам которой установлено, что результаты исполнения контракта не соответствуют его условиям.
12 июля 2023 г. Заказчиком был направлен мотивированный отказ от подписания документов о приемке, в котором были указаны выявленные несоответствия условий контракта. Заказчик потребовал от подрядчика устранить недостатки в течение 3 (трех) дней с момента получения мотивированного отказа от подписания документов о приемке этапа контракта.
Подрядчиком недостатки не были устранены, работы по второму этапу не приняты.
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 10.2. Контракта, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС:
07.08.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе.
18.08.2023 - дата расторжения контракта.
В соответствии ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Согласно пояснениям ИП Ореховой О.В., Подрядчик своевременно приступил к выполнению работ.
Работы по первому этапу, на сумму 69 179 (шестьдесят тысяч сто семьдесят девять) рублей выполнены Подрядчиком 28.04.2023 и приняты Заказчиком без замечаний.
Работы по второму этапу выполнены подрядчиком 27.06.2023.
После получения мотивированного отказа Подрядчик выразил готовность к их устранению, строительная бригада все время находилась на Объекте с целью получения указаний от Заказчика и устранения всех недостатков.
Подрядчик еще раз самостоятельно произвел проверку качества выполненных работ, устранил все выявленные недостатки, сообщил об этом Заказчику 04.08.2023 и был готов повторно сдать работы.
09.08.2023 Подрядчик не согласившись с односторонним отказом направил Заказчику Уведомление об устранении замечаний выявленных в процессе приемки работ, содержащее так же несогласие с частью выявленных недостатков и снова направил Заказчику Акт выполненных работ (КС-2), Справку о стоимости выполненных работ (КС-3) для сдачи работ после устранения недостатков. Так же Подрядчик повторно направил Заказчику Исполнительную документацию и необходимые сертификаты, подтверждающие качество материалов.
17.08.2023 Заказчик снова направил Подрядчику Мотивированный отказ от подписания документов о приемке работ N 2146 и Заключение о проведении строительного контроля от 16.08.2023 N 19-08/23 согласно которым Заказчик считает что замечания не устранены, за исключением работ по облицовке оконных и дверных откосов.
С данными выводами Подрядчик не согласен, поскольку все заявленные Заказчиком недостатки перечисленные в Акте осмотре помещений от 27.06.2023, Мотивированном отказе от подписания документов о приемке работ от 11.07.2023 и Заключении о проведении строительного контроля N19/08-23 от 03.08.2023 были устранены.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание общества недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия общества свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.
В соответствии с пп. "а" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ, изложенными в Постановлениях от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции РФ, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Ореховой Ольге Васильевне в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 25 августа 2023 г. N 25-246/04-2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.08.2023