Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
рассмотрев обращение МКУ "Служба Единого заказчика - застройщика" о включении сведений об ИП Чикаловой Е.В. в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступило обращение МКУ "Служба Единого заказчика - застройщика" о включении сведений об ИП Чикаловой Е.В. в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с тем, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог местного значения, а именно уборка различных предметов и мусора с элементов автомобильной дороги, очистка покрытия тротуаров от пыли, грязи, мусора, уборка опавших листьев, сухой травы, сучьев, скашивание травы на обочинах, откосах, полосе отвода и в подмостовой зоне с затариванием скошенной травы в мешки, расположенных в центральном районе, микрорайоне железнодорожная слобода "Восход", микрорайоне Ж/д вокзал, Доброполье, район 5-ый км г. Уссурийска (летний-осенний период 2023 года) (извещение N 0320300031123000113).
В назначенное время на заседании Комиссии Приморского УФАС России были рассмотрены документы, представленные сторонами.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Заказчиком на официальном сайте в информационно - коммуникационной сети "Интернет" размещено извещение N 0320300031123000113 о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог местного значения, а именно уборка различных предметов и мусора с элементов автомобильной дороги, очистка покрытия тротуаров от пыли, грязи, мусора, уборка опавших листьев, сухой травы, сучьев, скашивание травы на обочинах, откосах, полосе отвода и в подмостовой зоне с затариванием скошенной травы в мешки, расположенных в центральном районе, микрорайоне железнодорожная слобода "Восход", микрорайоне Ж/д вокзал, Доброполье, район 5-ый км г. Уссурийска (летний-осенний период 2023 года).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.07.2023 N ИЗК1 победителем признана ИП Чикалова Е.В.
11.07.2023 между МКУ "Служба Единого заказчика - застройщика" и ИП Чикалова Е.В. (далее - Подрядчик) был заключен муниципальный контракт N 187/113 на выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог местного значения, а именно уборка различных предметов и мусора с элементов автомобильной дороги, очистка покрытия тротуаров от пыли, грязи, мусора, уборка опавших листьев, сухой травы, сучьев, скашивание травы на обочинах, откосах, полосе отвода и в подмостовой зоне с затариванием скошенной травы в мешки, расположенных в центральном районе, микрорайоне железнодорожная слобода "Восход", микрорайоне Ж/д вокзал, Доброполье, район 5-ый км г. Уссурийска (летний-осенний период 2023 года) (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта, Подрядчик принял на себя обязательства по выполнению работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог местного значения, а именно уборка различных предметов и мусора с элементов автомобильной дороги, очистка покрытия тротуаров от пыли, грязи, мусора, уборка опавших листьев, сухой травы, сучьев, скашивание травы на обочинах, откосах, полосе отвода и в подмостовой зоне с затариванием скошенной травы в мешки, расположенных в центральном районе, микрорайоне железнодорожная слобода "Восход", микрорайоне Ж/д вокзал, Доброполье, район 5-ый км г. Уссурийска (летний-осенний период 2023 года) в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 настоящему Контракту), с Заявкой на выполнение работ (Приложение N 2 к настоящему Контракту), локальным ресурсным сметным расчетом (Приложение N 3 к настоящему Контракту), перечнем дорог (полоса отвода) (Приложение N 4 к настоящему Контракту), перечнем дорог (по скашиванию травы) (Приложение N 5 к настоящему Контракту), перечнем тротуаров (Приложение N 6 к настоящему Контракту).
В соответствии с пунктами 4.1., 4.2. Контракта, сроки выполнения работ: с даты заключения контракта по 31.10.2023 года. Работы выполняются в сроки, установленные Заявкой выполнения работ.
Во исполнение обязательств по контракту, Заказчик направил в адрес Подрядчика заявки на выполнение работ, а именно:
- заявка от 11.07.2023 года N 09-02/5566 на уборку различных предметов и мусора, сроком выполнения в период с 11.07.2023 года по 17.07.2023 года;
- заявка от 11.07.2023 года N 09-02/5567 на выполнение работ по скашиванию травы вручную, сроком выполнения работ с 12.07.2023 года по 25.07.2023 года;
- заявка от 26.07.2023 года N 09-02/6019 на выполнение работ по скашиванию травы, сроком выполнения работ с 26.07.2023 года до 28.07.2023 года;
- заявка от 01.08.2023 года N 09-02/6170 на выполнение работ по скашиванию травы, сроком выполнения работ с 31.07.2023 года до 02.08.2023 года.
17.07.2023 года в ходе контроля выполнения работ Заказчиком зафиксировано Актом обследования невыполнение работ в полном объеме, а также некачественное выполнение работ по 25 улицам, согласно заявки от 11.07.2023 года N 09-02/5 566 (уборка случайных предметов и мусора). В связи с чем в адрес Подрядчика направлено требование об устранении нарушений от 17.07.2023 года N 09-02/5788, с установленным сроком устранения замечаний до 21.07.2023 года. Данное требование Заказчика до настоящего времени Подрядчиком не исполнено.
25.07.2023 года в ходе контроля выполнения работ Заказчиком составлен Акт обследования, которым зафиксировано, что подрядчик не приступил к выполнению работ по скашиванию травы, согласно заявки от 11.07.2023 года N 09-02/5567, по 46 улицам. В связи с чем в адрес Подрядчика направлено требование об устранении нарушений от 25.07.2023 года N 09-02/5981, с указание необходимости выполнения работ в течение 12-ти часов с момента получения требования. Данное требование Заказчика в установленный срок Подрядчиком не исполнено.
Кроме того, Актами обследование от 26.07.2023 года и от 27.07.2023 года Заказчиком также зафиксировано. что Подрядчик к работам не приступил по 46 улицам.
03.08.2023 года в адрес Подрядчика направлено претензионное требование о необходимости выполнения работ в полном объеме согласно направленных заявок в срок до 04.08.2023 года.
08.08.2023 года ходе контроля выполнения работ Заказчиком составлен Акт обследования, которым зафиксировано, что подрядчик не приступил к выполнению работ по ул. Калугина, ул. Таежная, ул. Коршунова, ул. Хабаровская, ул. Красина, ул. Нестеренко, ул. Амурская, ул. Волочаевская, ул. Беляева, ул. Дальневосточная, ул. Декабристов, ул. Муравьева, ул. Сельскохозяйственная, ул. Бестужева, ул. Губрия, пер. Илюшина, ул. Короленко, ул. Льва Толстого, ул. Строительная, ул. Трудовая, ул. Артемовская, ул. Пологая, ул. Энгельса, ул. Целинная, ул. Ровная, ул. Степана Разина, ул. Маяковского, ул.Тельмана, ул. Одоевского, ул. Боевая, пер. Рюмина, ул. Рылеева, ул. Северная, ул. Котовского, ул. Новоникольское шоссе, пр-д Новоникольский, пер. Грибоедова, пер. Баратынского, пер. Вяземского, ул. Мурзинцева.
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 12.3. Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС:
09.08.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе.
22.08.2023 - дата расторжения контракта.
В соответствии ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Согласно пояснениям ИП Чикаловой Е.В., при исполнении контрактов N 186/112 от 11.07.2023, N 187/113 от 11.07.2023, N 188/115 от 11.07.2023, непосредственно после их заключения, имели место факты задержки выполнения заявок заказчика, обусловленные тем, что одновременно поступили заявки на уборку 20 улиц города по контракту N 186/112 от 11.07.2023, 85 улиц - по контракту N 187/113 от 11.07.2023, 107 улиц - по контракту N 188/115 от 11.07.2023, что составляет более 140 000 м.п., скашиванию травы на площади более 700 кв.м. на 109 улицах города.
Для выполнения объёма работ Индивидуальным предпринимателем были привлечены более 70 сотрудников для оперативного выполнения заявок. Необходимо отметить, что подрядчик является субъектом малого предпринимательства, и такая численность сотрудников для него является предельной.
Отдельные заявки направлялись заказчиком за несколько часов до установленного в заявке срока завершения работ и/или по истечении такого срока (заявки N 09-02/6218 от 02.08.2023, N 09-02/6219 от 02.08.2023, N 09-02/6444 от 10.08.2023, N 09-02/6222 от 02.08.2023, N 09-02/6443 от 10.08.2023, N 09-02/6192 от 01.08.2023, N 09-02/6221 от 02.08.2023). Такое злоупотребление заказчиком условиями контракта объективно повлекло просрочку исполнения заявок.
Письмами от 11.08.2023, 14.08.2023 подрядчик во исполнение статьи 716 Гражданского кодекса РФ предупредил заказчика о невозможности выполнения работ по уборке улиц и покосу травы в связи с подтоплениями в результате выпавших обильных осадков над территорией Уссурийского городского округа, при наступлении благоприятных погодных условий работы продолжены в полном объеме.
Объем выполненных работ составил: уборка мусора 66 998,6 п.м., скашивание 87 458 кв. м., подметание - 7 366 кв.м.
Необходимо отметить, что десятидневный срок, отведенный Подрядчику для устранения нарушений, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе, пришелся на период чрезвычайной ситуации (в связи с выпадением обильных осадков над территорией Уссурийского городского округа).
Подрядчик представил документы, подтверждающие выполнение работ по контракту; фотоотчеты в соответствии с требованиями технического задания, которые направлялись заказчику; документы для оплаты. Штрафные санкции за просрочку исполнения и/или некачественное исполнение в порядке раздела 10 контракта к подрядчику не применялись.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание общества недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия общества свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.
В соответствии с пп. "а" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ, изложенными в Постановлениях от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции РФ, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Чикаловой Елене Валерьевне в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 29 августа 2023 г. N 25-254/04-2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2023