Резолютивная часть решения оглашена 30 августа 2023 года
В полном объеме решение изготовлено 31 августа 2023 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N74 Федеральной службы исполнения наказаний" о включении Индивидуального предпринимателя Шермановой Елены Александровны (далее - ИП Шерманова Е.А.) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, опудренные (извещение N 0369100044423000008) (далее - аукцион, закупка), в присутствии (посредством видеоконференцсвязи):
- представителей Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N74 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - Учреждение, Заказчик): Врублевской В.О., действующей на основании доверенности N 76/33/5-2777 от 05.08.2022; Ступацкой А.Р., действующей на основании доверенности N 76/33/5-2166 от 21.06.2022;
- в отсутствие представителя ИП Шермановой Е.А., уведомленного о времени и месте заседания Комиссии, в том числе, посредством направления телеграммы, представлено ходатайство от 29.08.2023 Индивидуального предпринимателя об отложении заседания Комиссии в связи с нахождением в медицинском учреждении, а также невозможности явки представителя ИП Шермановой Е.А., ввиду его нахождения в командировке в г. Воронеже на дату заседания Комиссии (представлены медицинская справка, выданная врачом ДГКБ Св. Владимира г. Москвы, а также электронные билеты N 76034116455000 и N 76034116411272 от 21.08.2023 на Ермилова Е.В., доверенность на данное лицо б/н от 26.07.2023),
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) 23.08.2023 поступило обращение заказчика о включении ИП Шермановой Е.А. в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, опудренные (извещение N 0369100044423000008) (далее - аукцион, закупка).
Антимонопольный орган отмечает, что заявленное Индивидуальным предпринимателем ходатайство об отложении рассмотрения настоящего дела не подлежит удовлетворению ввиду отсутствия процедуры отложения рассмотрения сведений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078, а также в связи с пресекательным сроком рассмотрения данных сведений (5 рабочих дней с даты поступления обращения в антимонопольный орган), установленным указанными нормами.
Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 17.03.2023 извещения о закупке.
Начальная (максимальная) цена контракта - 378 600,00 рублей.
Согласно представленным документам 12.04.2023 заказчик и ИП Шерманова Е.А. заключили контракт N 03691000444230000080001 по цене 179 959,00 рублей.
Как следует из обращения заказчика, обязательства по контракту Индивидуальным предпринимателем не исполнены. В связи с чем 10.08.2023 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 23.08.2023.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 11.8 контракта N 03691000444230000080001 расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 11.9 контракта стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в порядке и сроки, определенные статьей 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с положениями частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Так, Заказчиком 10.08.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 10.08.2023 указанное решение размещено в ЕИС во вкладке "Решение об одностороннем отказе", согласно сведениям, размещенным в ЕИС, получено Обществом 10.08.2023 09:18 (МСК).
С учетом положений частей 12.1 и 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, контракт расторгнут 23.08.2023.
При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ИП Шермановой Е.А. 12.04.2023 посредством электронного документооборота заключен контракт N 03691000444230000080001 на поставку перчаток смотровых/процедурных из латекса гевеи, опудренных (реестровый номер в ЕИС N 1745304000423000017) (далее - контракт).
В силу пункта 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
На основании части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из абзаца второго пункта 2 статьи 450 ГК РФ следует, что существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку перчаток смотровых/процедурных из латекса гевеи опудренных (далее - товар), в соответствии с Приложением N1 к настоящему Контракту (Спецификация и Технические характеристики), являющееся его неотъемлемой частью, а "Государственный заказчик" обязуется в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, принять и оплатить поставленный товар.
Спецификацией предусмотрена поставка товаров:
N п/п |
Наименование товара, ОКПД 2 / Наименование Товара согласно позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, код позиции КТРУ |
Наименование Товара согласно регистрационному удостоверению (далее - РУ), реквизиты РУ, страна происхождения товара |
Характеристики Товара |
1. |
Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, опудренные (КТРУ:22.19.60.119-00000003/ОКПД 2: 22.19.60.119) |
Перчатки диагностические (смотровые) из натурального латекса, нестерильные, N ФСЗ 2009/05130 от 25.09.2009 г., Малайзия |
стерильность: нестерильные; размер: S; внутренняя поверхность: опудренные. |
2. |
Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, опудренные (КТРУ:22.19.60.119-00000003/ОКПД 2: 22.19.60.119) |
Перчатки диагностические (смотровые) из натурального латекса, нестерильные, N ФСЗ 2009/05130 от 25.09.2009 г., Малайзия |
стерильность: нестерильные; размер: M; внутренняя поверхность: опудренные. |
3. |
Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, опудренные (КТРУ:22.19.60.119-00000003/ОКПД 2: 22.19.60.119) |
Перчатки диагностические (смотровые) из натурального латекса, нестерильные, N ФСЗ 2009/05130 от 25.09.2009 г., Малайзия |
стерильность: нестерильные; размер: L; внутренняя поверхность: опудренные. |
Согласно пункту 3.1 контракта поставка товара осуществляется с разгрузкой транспортного средства "Поставщиком" в течение 30 календарных дней с момента заключения государственного контракта, по предварительной договоренности с Государственным заказчиком. Поставщик доставляет товар на склад Государственного заказчика, расположенный по адресу: г. Челябинск, Свердловский тракт 8-а (далее - Место доставки).
С учетом даты заключения контракта срок поставки - до 12.05.2023.
При рассмотрении доказательств, представленных сторонами, Комиссией установлено следующее.
Поставка товара по контракту осуществлена 20.04.2023, в пределах срока исполнения обязательств по контракту, что не оспаривается Заказчиком и подтверждается документами, размещенными в ЕИС и представленными в материалы дела Заказчиком.
Вместе с тем, из заключения экспертизы от 28.04.2023, проведенной Заказчиком, следует, что поставленный товар не соответствует условиям контракта, а именно: условиями Контракта предусмотрена поставка перчаток смотровых/процедурных из латекса гевеи, опудренных, соответствующих регистрационному удостоверению N ФСЗ 2009/05130 от 25.09.2009 г "Перчатки диагностические (смотровые) из натурального латекса, нестерильные", страна происхождения - Малайзия. По данным государственного реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий производителем "Перчаток диагностических (смотровых) из натурального латекса, нестерильных" по регистрационному удостоверению N ФСЗ 2009/05130 от 25.09.2009 г является "Топ Гла Сдн Бхд". Малайзия, на упаковке же поставленного Поставщиком Товара содержится маркировка "BLISSET", "M ADE IN THAILAND", что не соответствует условиям Контракта. Также первичная и вторичная упаковка перчаток не содержит информации на русском языке, сведений с регистрационном удостоверении от 25.09.2009 г. N ФСЗ 2009/05130, сведений о производителе Товара.
Следовательно, Заказчик в заключении делает вывод о том, что перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, опудренные, поставленные ИП Шерановой Е.А. 20.04.2023, не соответствуют условиям Контракта и приемке не подлежат.
На основании заключения экспертизы Заказчиком 28.04.2023 составлен мотивированный отказ от приемки товара, который направлен Поставщику и размещен в ЕИС в разделе "Электронные документы об исполнении" карточки контракта 28.04.2023.
Из письменных пояснений Заказчика следует, что письменных ответов от ИП Шермановой Е.А. ни на мотивированный отказ о приёмке, ни на претензию Заказчика от 17.07.2023 с требованием исполнить обязательства по контракту в срок до 08.08.2023, не поступало, товар, соответствующий условиям контракта, не поставлен.
При этом, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Поставщик в устных переговорах сообщал, что осуществляет поиск товара и проводит переговоры с представителем производителя о замене товара.
Из пояснений представителей заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 10.08.2023 следует, что, в нарушение условий контракта обязательства по нему поставщиком не выполнены, и основанием для принятия данного решения Заказчиком является неоднократное нарушение Индивидуальным предпринимателем сроков поставки товара.
Комиссия Челябинского УФАС России, рассматривающая вопрос о внесении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта одностороннего отказа заказчика, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по разрешению гражданско-правовых разногласий и оценке обстоятельств, связанных с исполнением контракта, по следующим основаниям.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь серьезный экономический характер.
Для возникновения таких правовых последствий как признание заявителя недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, помимо факта нарушения поставщиком существенных условий договора о сроке поставки, необходимо установить направленность его воли и недобросовестный характер поведения.
Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с подпунктами "а" пункта 15 Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта), в том числе:
- если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Антимонопольным органом установлено, что Индивидуальным предпринимателем совершались действия по исполнению обязательств по контракту, а именно: осуществлена поставка товара, в пределах срока, предусмотренного контрактом. Следовательно, нарушение сроков поставки не подтверждается материалами дела.
В соответствии с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика от 10.08.2023, мотивированным отказом от приемки товара от 28.04.2023, заключением экспертизы от 28.04.2023, а также содержания претензии от 17.07.2023, следует, что Заказчик считает товар, поставка которого осуществлена ИП Шермановой Е.А. 20.04.2023, не соответствующим условиям контракта.
Согласно пункту 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан расторгнуть контракт в одностороннем порядке в случае несоответствия поставляемого товара. В этой связи, односторонний отказ заказчика от исполнения контракта соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, поставка товара с характеристиками, не предусмотренными контрактом, не является существенным нарушением условий контракта в силу статьи 523 ГК РФ, в связи с чем включение Общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по указанному основанию не предусмотрено законодательством о контрактной системе.
Доказательства того, что поставленный товар является некачественным, Заказчиком антимонопольному органу не представлены.
Более того, из сведений, размещенных в свободном доступе на официальном сайте Росздравнадзора в информационно-коммуникационной сети "Интернет", следует, что письмом Росздравнадзора N 01И-569/23 от 10.07.2023 медицинское изделие "Перчатки диагностические (смотровые) из натурального латекса, нестерильные, размер М, ГОСТ Р52239-2004", LOT 223010531LLZA, дата производства: 2022-04-01, срок годности: 2027-03-31, производства: Top Glove Sdn.Bhd. регистрационное удостоверение от 25.09.2009 N ФСЗ 2009/05130, срок действия не ограничен (далее - Медицинское изделие), в связи с несоответствием требованиям технической документации производителя, содержащейся в комплекте данной регистрационной документации, в части проверенных характеристик.
При этом Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения предлагает субъектам обращения медицинских изделий провести проверку наличия в обращении Медицинского изделия, в установленном порядке провести мероприятия по предотвращению обращения на территории Российской Федерации Медицинского изделия и о результатах проинформировать соответствующий территориальный орган Росздравнадзора.
Указанное может свидетельствовать о наличии объективной невозможности осуществить поставку товара, предусмотренного Спецификацией к контракту.
Доказательства обратного Заказчиком в материалы дела не представлены.
При этом, Заказчик подтверждает, что Поставщиком осуществлялись меры по решению сложившейся ситуации, в том числе, проводились переговоры с поставщиками и производителями товара данного сегмента рынка.
Проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, принимая во внимание, что намерения по исполнению контракта подтверждаются материалами дела, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об ИП Шермановой Е.А. в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также недобросовестного поведения Индивидуального предпринимателя, направленного на уклонение от исполнения контракта.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99 и 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N74 Федеральной службы исполнения наказаний" о включении Индивидуального предпринимателя Шермановой Елены Александровны (ИНН 503477740410), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, опудренные (извещение N 0369100044423000008), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
В.А. Ливончик |
Члены Комиссии |
Е.Б. Черенкова |
|
|
|
Н.В. Фадеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 1 сентября 2023 г. N 074/06/104-2018/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.09.2023