рассмотрев жалобу ИП Гавричковой Е.И. на действия ГБУЗ "Хоспис г. Краснодара" МЗ КК при проведении ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" открытого конкурса в электронной форме: "Оказание услуг по обеспечению лечебного питания" (извещение N 0818500000823005607) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Краснодарское УФАС России поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о конторкой системе.
Уполномоченным учреждением, Заказчиком представлены пояснения согласно которых с доводами жалобы не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
08.08.2023 уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" размещено извещение на проведение открытого конкурса в электронной форме: "Оказание услуг по обеспечению лечебного питания" (извещение N 0818500000823005607). Заказчик - ГБУЗ "Хоспис г. Краснодара" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 17 354 306,00 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 11) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе гласит, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) утверждено положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 24 Постановления N2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункта 28 Постановления N2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 настоящего Положения, применение шкалы оценки не допускается;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В файле "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.docx" Заказчиком установлено:
III. Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа.
N |
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой |
Положение о применения критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки |
1 |
2 |
3 |
1. |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
|
1.1. |
Наименование показателя оценки: наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта |
|
1.1.1. |
Детализирующие показатели оценки: Характеристика квалификации участников закупки N1 "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров". Характеристика квалификации участников закупкиN2 "Общее количество исполненных участником закупки договоров". |
При оценке опыта участника закупки баллы присуждаются только на основании документально подтвержденной информации (на основании представленных документов): 1. исполненные контракты (договоры). К оценке принимаются: исполненные участником закупки контракты (договоры) с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек) предмет которых сопоставим с предметом контракта заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно контракты(договоры) на оказание услуг по обеспечению лечебным не менее чем шестиразовым питанием. 2. копии актов оказанных услуг, составленные при исполнении такого контракта (договора). Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок; Документы должны быть представлены в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, при этом такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. |
1.2. |
Наименование показателя оценки: Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
|
1.2.1. |
Детализирующий показатели оценки: Характеристика квалификации участников закупки N 1. Количество предлагаемых для оказания услуг поваров 3-го разряда |
Перечень документов, подтверждающих наличие специалистов: а) трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации; б) документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию профстандарт N 557, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 марта 2022 г. N 113н "Об утверждении профессионального стандарта "Повар", уровень квалификации 3 (разряд 3). |
1.2.2. |
Детализирующий показатели оценки: Характеристика квалификации участников закупки N 2. Количество предлагаемых для оказания услуг поваров не ниже 4-го разряда |
Перечень документов, подтверждающих наличие специалистов: а) трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации; б) документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию профстандарт N 557, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 марта 2022 г. N 113н "Об утверждении профессионального стандарта "Повар", уровень квалификации не ниже 3 (разряд не ниже4). |
В характеристики квалификации участников закупки N 1: Общая цена исполненных участником закупки договоров к оценке принимаются исполненные участником закупки контракты (договоры) с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, при исполнении которых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек) предмет которых сопоставим с предметом контракта заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно контракты(договоры) на оказание услуг по обеспечению лечебным не менее чем шестиразовым питанием.
Подпунктом в) пункта 28 Постановления N2604 установлено, что предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Обеспечение пациентов лечебным питанием в медицинских организациях осуществляется в соответствии с нормами лечебного питания, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 июня 2013 г. N 395н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5 июля 2013 г., регистрационный N 28995), и приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 5 августа 2003 г. N 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Российской Федерации".
Ни в одном вышеуказанном приказе нет информации, что питание пациентов должно быть не менее 6 раз в сутки.
приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 июня 2013 г. N 395н установлены нормы лечебного питания с указанием количества продуктов и их веса с учетом диеты.
В описании объекта закупки установлено требования к организации питания
"Обязательное соблюдение диетических столов:
ОВД - основной вариант стандартной диеты (сахарный диабет, зондовое питание.)".
В Таблице 1 к Инструкции по организации лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях Приказа Минздрава РФ от 05.08.2003 N 330 указано, что для основного варианта стандартной диеты и диеты с повышенным количеством белка (высокобелковая диета) "ритм питания дробный, 4 - 6 раз в день".
Приложение N 2 к порядку обеспечения пациентов лечебным питанием, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. N 1008н содержит аналогичные требования по количеству приёмов пищи.
Нельзя утверждать, что договора, у которых ритм питания дробный и составляет 6 раз в сутки лучше по сравнению с договорами с 4 -х, 5-ти разовым питанием. Договора на оказание услуг по обеспечению лечебным четырехразовым, пятиразовым или шестиразовым питанием являются аналогичными, т.к. там соблюдены нормы лечебного питания с учетом диеты.
Кроме того, в разделе "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта) (1).xls", а также во вкладке извещение объектом закупки является оказание услуг по обеспечению лечебным питанием с НМЦК за койко/день 416,67 руб.
Таким образом, установленное Заказчиком по показателю "Наличие у участника закупки опыта работ, связанного с предметом контракта" требование Предмет договора (договоров) сопоставимый с предметом контракта, установленный заказчиком: Под услугами сопоставимого характера понимается оказание услуг по организации лечебного питания не менее чем шестиразовым питанием" противоречит положениям пункта 28 Постановления N2604 и могут повлечь за собой ограничение количества участников закупки, что противоречит п. 11) ч. 1 ст. 42, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Заявитель в жалобе указывает, что указывая критерий именно "лечебное" питания ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ (объема), перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют, т.е. выполняли контракты на оказание питание в учебные заведения, где также необходимо строго соблюдать меню, калорийность, учитывать количество углеводов, белков, жиров, диетическое меню для отдельной категории. Не понятно, в чём особенность лечебного питания от питания, например, для учебного заведения.
Указанный довод не находит своего подтверждения так, как согласно ст. 39 Федерального закона от 21.11.2011 N323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лечебное питание - питание, обеспечивающее удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения, основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи.
Лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке.
Допущенные нарушения содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Заявитель в жалобе указывает, что согласно описанию объекта закупки приготовление лечебного питания осуществляется на пищеблоке Заказчика по адресу: Российская Федерация, 350911, Краснодарский край, город Краснодар, ул. имени Евдокии Бершанской, дом 170. Заказчик предоставляет Исполнителю в аренду помещения, закрепленные за Заказчиком на праве оперативного управления, принадлежащим на праве оперативного управления": в литере "Д", "Д1", "Ц", по ул. им. Евдокии Бершанской, д. 170 в г. Краснодар, для размещения пищеблока и склада.
В разделе 2.3. Характеристики недвижимого государственного имущества Краснодарского края, передаваемого в аренду указаны только наименования помещений, адрес расположения и общая площадь всех помещений.
"Исполнитель обеспечивает пищеблок оборудованием и кухонным инвентарем, посудой, приборами, санитарной и специальной одеждой, моющими и дезинфицирующими средствами в соответствии с нормами оснащения предприятий общественного питания, в объеме, необходимом для качественного оказания услуг".
Однако отсутствует какая-либо информация о технических характеристиках самих объектах недвижимости. Имеется ли на объекте трехфазная или двухфазная сеть, невозможно оценить какое именно оборудование эффективнее использовать, возможно понадобятся работы по установлению/обновлению электрических сетей. Не указан в документации и размер площадей каждого помещения, что также не даёт возможности оценить размеры самого пищеблока и организовать рациональное размещение оборудования, инвентаря, посуды и тд.
Предметом закупки не является передаваемое в аренду помещение. Исполнитель самостоятельно определяет порядок исполнения контракта, порядок использования оборудования.
Комиссия, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Гавричковой Е.И. обоснованной в части нарушения п. 11) ч. 1 ст. 42, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "Хоспис г. Краснодара" МЗ КК нарушение п. 11) ч. 1 ст. 42, ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУЗ "Хоспис г. Краснодара" МЗ КК, уполномоченному учреждению - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 24 августа 2023 г. N 924/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2023