Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Русскиной И.В. - главного специалиста эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в присутствии представителя государственного заказчика Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Хан В.О. (доверенность), в отсутствие представителя заявителя Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры, на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) в связи с поступлением информации Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры провела внеплановую проверку соблюдения требований законодательства о контрактной системе Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области при заключении государственного контракта N 11/2023-ед на осуществление строительного контроля на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Ахтубинского района Астраханской области" от 30.06.2023 с ООО "Иллюмистрой" и государственного контракта N 12/2023-ед на осуществление строительного контроля на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Харабалинского района Астраханской области" от 30.06.2023 с ООО "ПромСтройКонтроль", по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
В Управление 07.08.2023 поступила информация Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры о нарушении Службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области (далее также - Заказчик) законодательства о контрактной системе при заключении государственного контракта N 11/2023-ед на осуществление строительного контроля на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Ахтубинского района Астраханской области" от 30.06.2023 с ООО "Иллюмистрой" и государственного контракта N 12/2023-ед на осуществление строительного контроля на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Харабалинского района Астраханской области" от 30.06.2023 с ООО "ПромСтройКонтроль".
Как указано в письме Астраханской межрайонной природоохранной прокуратуры, указанные контракты заключены Заказчиком без проведения конкурентных способов определения подрядчика при наличии реальной возможности их проведения.
Заседание Комиссии по проведению внеплановой проверки было назначено Управлением на 10.00 15.08.2023. В указанную дату в заседании Комиссии объявлен перерыв до 11.00 22.08.2023. В указанную дату срок проведения внеплановой проверки продлен, проведение заседания Комиссии назначено на 15.00 29.08.2023.
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что контракты заключены в соответствии с ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Постановлением Правительства Астраханской области от 14.10.2022 N 495-П "О реализации части 2 статьи 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ" с учетом срочности осуществления закупки.
Выслушав представителя Заказчика, изучив материалы проверки, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Астраханского УФАС России установила следующее.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Статьей 24 Закона о контрактной системе установлены способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
Статьей 93 Закона о контрактной системе установлены случаи осуществления закупок у единственного поставщика.
При этом ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 46-ФЗ) установлено, что в период до 31 декабря 2023 года включительно решением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", могут быть установлены иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в целях обеспечения нужд соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на его территории, а также определен порядок осуществления закупок в таких случаях.
На территории Астраханской области действует постановление Правительства Астраханской области от 14.10.2022 N 495-П, которым утверждены:
- Перечень дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - Перечень Постановления N 495-П);
- Порядок осуществления закупок товаров, работ, услуг в соответствии с перечнем дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - Порядок Постановления N 495-П).
Согласно п. 1.2 Порядка Постановления N 495-П указанный Порядок определяет последовательность действий исполнительных органов Астраханской области, подведомственных им государственных учреждений и предприятий, органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, подведомственных им муниципальных учреждений и предприятий (далее - заказчики), осуществляющих закупки товаров, работ, услуг (далее - закупка) у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с перечнем дополнительных случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Астраханской области, муниципальных нужд муниципальных образований, находящихся на территории Астраханской области, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), утвержденным настоящим Постановлением (далее - перечень), и заключающих по итогам указанных действий контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу п. 1.3 Порядка Постановления N 495-П решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
В соответствии с п. 2.1 Порядка Постановления N 495-П в целях согласования возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Порядком создается комиссия по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - комиссия):
- главным распорядителем бюджетных средств Астраханской области (далее - ГРБС) - комиссия по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения нужд Астраханской области;
- местной администрацией муниципального образования Астраханской области - комиссия по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения муниципальных нужд.
Состав и положение о комиссии утверждаются правовым актом ГРБС либо правовым актом местной администрации муниципального образования Астраханской области соответственно.
Согласно п. 2.2 Порядка Постановления N 495-П Заказчики осуществляют закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Порядком в случаях, установленных перечнем, при наличии заключения комиссии о согласовании возможности осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу п. 2.3 Порядка Постановления N 495-П с целью согласования возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик направляет в комиссию предложение о заключении контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку (далее - предложение заказчика) с приложением документов, указанных в п. 2.3 Порядка Постановления N 495-П.
Как следует из п. 2.4 Порядка Постановления N 495-П, по результатам рассмотрения информации и документов, которые указаны в пункте 2.3 настоящего раздела, комиссия принимает в виде заключения одно из следующих решений:
- о согласовании возможности осуществления заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
- об отказе в согласовании возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае:
необоснованности необходимости закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
представления документов и информации, которые указаны в пункте 2.3 настоящего раздела, не в полном объеме;
выявления в документах и информации, которые указаны в пункте 2.3 настоящего раздела, недостоверных сведений.
Не позднее двух рабочих дней с даты принятия соответствующего решения заказчику направляется заключение комиссии о согласовании (отказе в согласовании) возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - заключение комиссии).
В силу п. 2.5 Порядка Постановления N 495-П решение о заключении контракта на осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается в соответствии с требованиями, установленными пунктом 2.6 настоящего раздела, в течение трех рабочих дней с даты получения заключения комиссии в форме:
- правового акта исполнительного органа Астраханской области, являющегося ГРБС, в случае осуществления закупки для обеспечения нужд Астраханской области;
- правового акта местной администрации в случае осуществления закупки для обеспечения муниципальных нужд.
09.12.2021 между Заказчиком и ООО "Дортех" в рамках реализации национального проекта "Экология" заключен государственный контракт N 62 на выполнение работ по объекту: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Ахтубинского района Астраханской области" (реестровый номер контракта N 2301507187421000035).
Как пояснил представитель Заказчика, в связи с необходимостью осуществления приемки работ по указанному контракту у Заказчика имеется потребность в осуществлении строительного контроля за выполнением работ по расчистке.
14.06.2023 Заказчиком получена телеграмма Федерального агентства водных ресурсов, согласно которой в целях безусловного исполнения мероприятий, реализуемых по линии Росводресурсов в рамках федерального проекта "Оздоровление Волги" национального проекта "Экология", а также эффективного использования средств федерального бюджета высшему органу исполнительной власти субъекта РФ необходимо в срок до 01.07.2023 обеспечить принятие бюджетных обязательств в пределах доведенных в текущем году лимитов бюджетных обязательств.
20.06.2023 Заказчиком в ЕИС размещен запрос цен на осуществление строительного контроля за выполнением работ на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Ахтубинского района Астраханской области" N 0325200002023000013.
В ответ на указанный запрос Заказчиком получены:
- коммерческое предложение ООО "Иллюмистрой" от 21.06.22023 с ценой 11 800 000 рублей;
- коммерческое предложение ООО "ПромСтройКонтрль" от 22.06.2023 с ценой 13 128 000 рублей;
- коммерческое предложение ООО "СпектрПРО" от 22.06.2023 с ценой 12 285 500 рублей.
28.06.2023 в комиссию по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Заказчика от начальника отдела водных ресурсов Заказчика поступило предложение о заключении контракта на осуществление строительного контроля на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Ахтубинского района Астраханской области" с единственным поставщиком ООО "Иллюмистрой" по цене контракта 11 800 000 рублей с предельным сроком, на который заключается контракт, 31.12.2024.
Согласно пояснительной записке к указанному предложению сроки проведения закупочной процедуры конкурентным способом в соответствии с Законом о контрактной системе увеличивают риск отзыва федерального финансирования в полном объеме, поскольку в соответствии с телеграммой Федерального агентства водных ресурсов от 14.06.2023 в целях безусловного исполнения мероприятий, реализуемых по линии Росводресурсов в рамках федерального проекта "Оздоровление Волги" национального проекта "Экология", а также эффективного использования средств федерального бюджета высшему органу исполнительной власти субъекта РФ необходимо в срок до 01.07.2023 обеспечить принятие бюджетных обязательств в пределах доведенных в текущем году лимитов бюджетных обязательств.
Также в пояснительной записке к предложению о заключении контракта с единственным поставщиком указано, что определение подрядной организации путем проведения конкурентной закупки может повлечь риски неисполнения контракта подрядчиком, не имеющим финансовой независимости, достаточного оборудования в условиях сложившейся экономической ситуации.
29.06.2023 комиссией Заказчика по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принято заключение о согласовании возможности заключения контракта на осуществление строительного контроля за выполнением работ на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Ахтубинского района Астраханской области" с ООО "Иллюмистрой".
29.06.2023 Заказчиком вынесен приказ N 182 о заключении государственного контракта на осуществление указанных работ с ООО "Иллюмистрой" с ценой государственного контракта 11 800 000 рублей, сроком выполнения работ до 01.12.2024, сроком действия контракта до 31.12.2024.
30.06.2023 между Заказчиком и ООО "Иллюмистрой" на вышеуказанных условиях заключен государственный контракт N 11/2023-ед на осуществление строительного контроля на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Ахтубинского района Астраханской области".
В ходе проведения внеплановой проверки представитель Заказчика пояснил, что контракт заключен в рамках национального проекта "Экология", поскольку п. 10 Перечня Постановления N 495-П допускает заключение таких контрактов с единственным поставщиком. Также представитель Заказчика пояснил, что контракт заключен с единственным поставщиком с учетом срочности закупки, поскольку в случае не заключения контракта в срок по 01.07.2023 федеральное финансирование было бы отозвано.
Комиссией в ходе проведения внеплановой проверки установлено, что в Перечень Постановления N 495-П действительно входят закупки в целях реализации национальных проектов и муниципальных программ муниципальными образованиями Астраханской области (п. 10).
Однако, несмотря на указанное, основания для заключения государственного контракта с единственным поставщиком на основании Закона N 46-ФЗ и Постановления N 495-П у Заказчика отсутствовали в связи со следующим.
В силу п. 1.3 Порядка Постановления N 495-П решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
Как следует из пояснений представителя Заказчика, заключение контракта на осуществление строительного контроля на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Ахтубинского района Астраханской области" вызвано необходимостью осуществления приемки работ по государственному контракту на осуществление расчистки рук. Ахтуба на территории Ахтубинского района Астраханской области (реестровый номер контракта N2301507187421000035).
Указанный контракт заключен Заказчиком и ООО "Дортех" 09.12.2021, исполнение контракта осуществляется с 2022 года.
Соответственно, необходимость строительного контроля, с учетом пояснений Заказчика о том, что без осуществления строительного контроля он не сможет принять работы по расчистке ввиду отсутствия у него специальных познаний и оборудования, возникла у Заказчика еще в 2022 году.
С целью удовлетворения потребности в осуществлении строительного контроля 30.05.2022 Заказчиком ЕИС размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на осуществление строительного контроля на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Ахтубинского района Астраханской области" (N 0825500000722002050).
Согласно описанию объекта закупки к указанному извещению работы по результатам закупки должны выполняться подрядчиком в срок не позднее 01 декабря 2023 года, но не ранее подписания заказчиком Акта приемки законченного объекта в соответствии с государственным контрактом на выполнение работ по объекту: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Ахтубинского района Астраханской области".
Соответственно, еще в мае 2022 года Заказчик стал осуществлять конкурентную закупку для определения поставщика, который будет осуществлять строительный контроль в 2022 и 2023 годах.
При этом на участие в указанной закупке было подано 15 заявок, что свидетельствует о том, что рынок осуществления строительного контроля является конкурентным, и существует большое количество хозяйствующих субъектов, готовых и желающих выполнять работы для нужд Заказчика.
По результатам рассмотрения Управлением жалобы ООО "СпектрПРО" на действия Заказчика при размещении указанного извещения Управлением вынесено решение N030/06/42-708/2022 от 23.06.2022, согласно которому жалоба признана обоснованной, Заказчик признан нарушившим часть 8, часть 9 статьи 32, пункт 11 части 1 статьи 4, пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, Заказчику и его комиссии по осуществлению закупок выдано предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Согласно предписанию Управления N030/06/42-708/2022 от 23.06.2022 Заказчику надлежало в срок не позднее 08.07.2022 отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного конкурса, привести извещение в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения Астраханского УФАС России 23.06.2022 N030/06/42-708/2022 и разместить соответствующее извещение на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.r; назначить новую дату и время окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, дату окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе, дату подведения итогов определения поставщика, а также разместить на официальном сайте информацию о новой дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, о дате окончания рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, о дате подведения итогов определения поставщика; осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения Астраханского УФАС России от 23.06.2022 N 030/06/42-708/2022.
Во исполнение указанного предписания Заказчик 03.07.2022 отменил протокол рассмотрения вторых частей заявок и итоговый протокол и 05.07.2022 разместил новую редакцию извещения со сроком окончания подачи заявок 18.07.2022.
Однако 08.07.2022 Заказчик по собственной инициативе разместил в ЕИС информацию об отмене определения поставщика, хотя в 2022 году уже мог выбрать подрядчика, который осуществлял бы строительный контроль как в 2022 году, так и в 2023 году.
После отмены конкурса в электронной форме Заказчик заключал с ООО "Иллюмистрой" государственные контракты на осуществление строительного контроля на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Ахтубинского района Астраханской области" на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (закупка у единственного поставщика на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей), а именно:
контракт N 50/2022-м от 14.07.2022 со сроком выполнения работ до 01.08.2022,
контракт N 57/2022-м от 05.08.2022 со сроком выполнения работ до 01.09.2022,
контракт N 66/2022-м от 13.09.2022 со сроком выполнения работ до 14.10.2022,
контракт N 80/2022-м от 01.11.2022 со сроком выполнения работ до 01.12.2022.
Согласно п. 3.1 указанного контракта срок выполнения работ подрядчиком - до 01.08.2022.
05.08.2022 Заказчик вновь на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (закупка у единственного поставщика на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей) заключил с ООО "Иллюмистрой" государственный контракт N 57/2022-м на осуществление строительного контроля на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Ахтубинского района Астраханской области".
Согласно п. 3.1 указанного контракта срок выполнения работ подрядчиком - до 01.09.2022.
13.09.2022 Заказчик в третий раз на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (закупка у единственного поставщика на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей) заключил с ООО "Иллюмистрой" государственный контракт N 66/2022-м на осуществление строительного контроля на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Ахтубинского района Астраханской области".
Согласно п. 3.1 указанного контракта срок выполнения работ подрядчиком - до 14.10.2022.
01.11.2022 Заказчик на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (закупка у единственного поставщика на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей) заключил с ООО "Иллюмистрой" государственный контракт N 80/2022-м на осуществление строительного контроля на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Ахтубинского района Астраханской области" на ноябрь 2022.
16.01.2023 до Заказчика уже были доведены лимиты бюджетных обязательств в рамках национального проекта "Экология", что позволяло Заказчику уже в январе 2023 года осуществить выбор подрядчика для осуществления строительного контроля.
Однако 27.03.2023 Заказчик на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (закупка у единственного поставщика на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей) заключил с ООО "Иллюмистрой" государственный контракт N 17/2023-м на осуществление строительного контроля на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Ахтубинского района Астраханской области".
Согласно п. 3.1 указанного контракта срок выполнения работ подрядчиком - до 31.04.2023.
15.05.2023 Заказчик вновь на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (закупка у единственного поставщика на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей) заключил с ООО "Иллюмистрой" государственный контракт N 30/2023-м на осуществление строительного контроля на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Ахтубинского района Астраханской области".
Согласно п. 3.1 указанного контракта срок выполнения работ подрядчиком - до 30.06.2023.
При этом какие-либо действия по определению подрядчика на 2023 и 2024 годы и принятию всех доведенных бюджетных обязательств Заказчик в период с даты доведения до него лимитов бюджетных обязательств (16.01.2023) до получения телеграммы Федерального агентства водных ресурсов о принятии бюджетных обязательств в срок до 01.07.2023 с целью недопущения их отзыва (14.06.2023) не предпринимал.
Заключение контрактов по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе на короткий срок не лишало Заказчика возможности в период действия таких контрактов провести конкурентную закупку и принять весь объем доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Таким образом, Заказчик мог выбрать подрядчика на 2023, 2024 годы конкурентным способом как в 2022 году, так и в 2023 году. Время, которое имелось у Заказчика для определения подрядчика конкурентным способом, значительно превышало установленные законодательством о контрактной системе сроки проведения конкурентных закупок.
При этом Заказчику известно о существовании риска отзыва доведенных бюджетных средств и о том, что бюджетные обязательства необходимо законтрактовывать как можно скорее. Так, например, 23.03.2022 Заказчик уже получал телеграмму Федерального агентства водных ресурсов об обеспечении завершения закупочных процедур.
Указанные обстоятельства исключают срочность проведения закупки, которая в силу п. 1.3 Порядка Постановления N 495-П должна учитываться при принятии решения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Кроме того, Комиссия обращает внимание, что возможность заказчиков осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) помимо тех случаев, которые предусмотрены ст. 93 Закона о контрактной системе, введена Законом N 46-ФЗ.
В соответствии с пояснительной запиской к проекту федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" целью принятия Закона N 46-ФЗ является защита национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Таким образом, осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно осуществляться с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
При наличии возможности осуществления конкурентных закупок товаров, работ, услуг, такие закупки должны проводиться конкурентными способами.
В соответствии с письмом Минфина России от 15.02.2023 N 24-06-06/12571 возможность осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) носит исключительный характер и применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения нужд заказчика.
В данном случае Заказчик не предоставил какие-либо доказательства наличия причинно-следственной связи между проведением закупки способом заключения контракта с единственным поставщиком и необходимостью защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Указание в пояснительной записке к предложению о заключении контракта с единственным поставщиком, что определение подрядной организации путем проведения конкурентной закупки может повлечь риски неисполнения контракта подрядчиком, не имеющим финансовой независимости, достаточного оборудования в условиях сложившейся экономической ситуации, не является таким доказательством.
Кроме того, какая-либо связь между проведением конкурентной закупки и риском неисполнения контракта отсутствует, поскольку контракт может быть не исполнен или исполнен с нарушением его условий любым подрядчиком, в том числе тем, которого заказчик выбрал как единственного поставщика.
Более того, Заказчик не ограничен в возможности проведения закупки путем открытого конкурса в электронной форме, при котором в соответствии со ст. 32 Закона о контрактной системе возможно установление нестоимостного критерия оценки заявок "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Таким образом, у Заказчика отсутствовали предусмотренные Порядком Постановления N 495-П основания для заключения с ООО "Иллюмистрой" государственного контракта N 11/2023-ед на осуществление строительного контроля на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Ахтубинского района Астраханской области" от 30.06.2023 способом осуществления закупки у единственного поставщика, что свидетельствует о нарушении Заказчиком ст. 8, ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе.
С учетом того, что цена заключенного контракта составляет 11 800 000 рублей, а в соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик вправе проводить электронный запрос котировок в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает десять миллионов рублей, действия Заказчика по заключению с ООО "Иллюмистрой" указанного государственного контракта N 11/2023-ед от 30.06.2023 способом осуществления закупки у единственного поставщика образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ.
Поскольку на момент вынесения настоящего решения контракт заключен, основания для выдачи предписания отсутствуют.
2. Между Заказчиком и ООО "ФлотСтройСервис" 31.03.2022 в рамках реализации национального проекта "Экология" заключен государственный контракт N 9/2022-ед на выполнение работ по объекту: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Харабалинского района Астраханской области".
Как пояснил представитель Заказчика, в связи с необходимостью осуществления приемки работ по указанному контракту у Заказчика имеется потребность в осуществлении строительного контроля за выполнением работ по расчистке.
14.06.2023 Заказчиком получена телеграмма Федерального агентства водных ресурсов, согласно которой в целях безусловного исполнения мероприятий, реализуемых по линии Росводресурсов в рамках федерального проекта "Оздоровление Волги" национального проекта "Экология", а также эффективного использования средств федерального бюджета высшему органу исполнительной власти субъекта РФ необходимо в срок до 01.07.2023 обеспечить принятие бюджетных обязательств в пределах доведенных в текущем году лимитов бюджетных обязательств.
20.06.2023 Заказчиком в ЕИС размещен запрос цен на осуществление строительного контроля за выполнением работ на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Харабалинского района Астраханской области" N 0325200002023000014.
В ответ на указанный запрос Заказчиком получены:
- коммерческое предложение ООО "ПромСтройКонтрль" от 31.01.2023 (Заказчиком 22.06.2023) с ценой 6 543 000 рублей;
- коммерческое предложение ООО "Ииллюмистрой" от 21.06.2023 с ценой 6 800 000 рублей;
- коммерческое предложение ООО "СпектрПРО" от 22.06.2023 с ценой 6 893 000 рублей.
28.06.2023 в комиссию по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) Заказчика от начальника отдела водных ресурсов Заказчика поступило предложение о заключении контракта на осуществление строительного контроля на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Харабалинского района Астраханской области" с единственным поставщиком ООО "ПромСтройКонтрль" по цене контракта 6 543 00 рублей с предельным сроком, на который заключается контракт, 31.12.2024.
Согласно пояснительной записке к указанному предложению сроки проведения закупочной процедуры конкурентным способом в соответствии с Законом о контрактной системе увеличивают риск отзыва федерального финансирования в полном объеме, поскольку в соответствии с телеграммой Федерального агентства водных ресурсов от 14.06.2023 в целях безусловного исполнения мероприятий, реализуемых по линии Росводресурсов в рамках федерального проекта "Оздоровление Волги" национального проекта "Экология", а также эффективного использования средств федерального бюджета высшему органу исполнительной власти субъекта РФ необходимо в срок до 01.07.2023 обеспечить принятие бюджетных обязательств в пределах доведенных в текущем году лимитов бюджетных обязательств.
Также в пояснительной записке к предложению о заключении контракта с единственным поставщиком указано, что определение подрядной организации путем проведения конкурентной закупки может повлечь риски неисполнения контракта подрядчиком, не имеющим финансовой независимости, достаточного оборудования в условиях сложившейся экономической ситуации.
29.06.2023 комиссией Заказчика по согласованию возможности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принято заключение о согласовании возможности заключения контракта на осуществление строительного контроля за выполнением работ на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Харабалинского района Астраханской области" с ООО "ПромСтройКонтрль".
29.06.2023 Заказчиком вынесен приказ N 183 о заключении государственного контракта на осуществление указанных работ с ООО "ПромСтройКонтрль" с ценой государственного контракта 6 543 000 рублей, сроком выполнения работ до 01.12.2023, сроком действия контракта до 31.12.2023.
30.06.2023 между Заказчиком и "ПромСтройКонтрль" на вышеуказанных условиях заключен государственный контракт N 12/2023-ед на осуществление строительного контроля на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Харабалинского района Астраханской области".
В ходе проведения внеплановой проверки представитель Заказчика пояснил, что контракт заключен в рамках национального проекта "Экология", поскольку п. 10 Перечня Постановления N 495-П допускает заключение таких контрактов с единственным поставщиком. Также представитель Заказчика пояснил, что контракт заключен с единственным поставщиком с учетом срочности закупки, поскольку в случае не заключения контракта в срок по 01.07.2023 федеральное финансирование было бы отозвано.
Комиссией в ходе проведения внеплановой проверки установлено, что в Перечень Постановления N 495-П действительно входят закупки в целях реализации национальных проектов и муниципальных программ муниципальными образованиями Астраханской области (п. 10).
Однако, несмотря на указанное, основания для заключения государственного контракта с единственным поставщиком на основании Закона N 46-ФЗ и Постановления N 495-П у Заказчика отсутствовали в связи со следующим.
В силу п. 1.3 Порядка Постановления N 495-П решение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) принимается с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
Как следует из пояснений представителя Заказчика, заключение контракта на осуществление строительного контроля на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Харабалинского района Астраханской области" вызвано необходимостью осуществления приемки работ по государственному контракту на осуществление расчистки рук. Ахтуба на территории Харабалинского района Астраханской области.
Указанный контракт заключен Заказчиком и ООО "ФлотСтройСервис" 31.03.2022, исполнение контракта осуществляется с 2022 года.
Соответственно, необходимость строительного контроля, с учетом пояснений Заказчика о том, что без осуществления строительного контроля он не сможет принять работы по расчистке ввиду отсутствия у него специальных познаний и оборудования, возникла у Заказчика еще в 2022 году.
С целью удовлетворения потребности в осуществлении строительного контроля 30.05.2022 Заказчиком ЕИС размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на осуществление строительного контроля на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Харабалинского района Астраханской области" (N 0825500000722002044).
Согласно описанию объекта закупки к указанному извещению работы по результатам закупки должны выполняться подрядчиком в срок не позднее 01 декабря 2023 года, но не ранее подписания заказчиком Акта приемки законченного объекта в соответствии с государственным контрактом на выполнение работ по объекту: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Харабалинского района Астраханской области".
Соответственно, еще в мае 2022 года Заказчик стал осуществлять конкурентную закупку для определения поставщика, который будет осуществлять строительный контроль в 2022 и 2023 годах.
При этом на участие в указанной закупке было подано 10 заявок, что свидетельствует о том, что рынок осуществления строительного контроля является конкурентным, и существует большое количество хозяйствующих субъектов, готовых и желающих выполнять работы для нужд Заказчика.
По результатам рассмотрения Управлением жалобы ООО "Водник" на действия Заказчика, уполномоченного органа и комиссии по осуществлению закупок при размещении указанного извещения Управлением вынесено решение N030/06/42-733/2022 от 29.06.2022, согласно которому жалоба признана необоснованной, Заказчик признан нарушившим часть 8, часть 9 статьи 32, пункт 11 части 1 статьи 4, пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, Заказчику и комиссии по осуществлению закупок выдано предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Согласно предписанию Управления N030/06/42-733/2022 от 29.06.2022 Заказчику надлежало в срок не позднее 15.07.2022 отменить все протоколы, составленные в ходе проведения электронного конкурса, привести извещение в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения Астраханского УФАС России 29.06.2022 N030/06/42-733/2022 и разместить соответствующее извещение на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.r; назначить новую дату и время окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, дату окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в конкурсе, дату подведения итогов определения поставщика, а также разместить на официальном сайте информацию о новой дате и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, о дате окончания рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, о дате подведения итогов определения поставщика; осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения Астраханского УФАС России от 29.06.2022 N 030/06/42-733/2022.
Во исполнение указанного предписания Заказчик 05.07.2022 отменил протокол рассмотрения вторых частей заявок и итоговый протокол и 08.07.2022 разместил новую редакцию извещения со сроком окончания подачи заявок 19.07.2022.
Однако 11.07.2022 Заказчик по собственной инициативе разместил в ЕИС информацию об отмене определения поставщика, хотя в 2022 году уже мог выбрать подрядчика, который осуществлял бы строительный контроль как в 2022 году, так и в 2023 году.
После отмены конкурса Заказчик заключал с ООО "ПромСтройКонтрль" государственные контракты на осуществление строительного контроля на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Харабалинского района Астраханской области" на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (закупка у единственного поставщика на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей), а именно:
контракт N 48/2022-м от 14.07.2022 со сроком выполнения работ до 01.08.2022,
контракт N 56/2022-м от 05.08.2022 со сроком выполнения работ до 01.09.2022,
контракт N 69/2022-м от 14.09.2022 со сроком выполнения работ до 14.10.2022,
контракт N 74/2022-м от 20.10.2022 со сроком выполнения работ до 01.12.2022.
16.01.2023 до Заказчика уже были доведены лимиты бюджетных обязательств в рамках национального проекта "Экология", что позволяло Заказчику уже в январе 2023 года осуществить выбор подрядчика для осуществления строительного контроля.
Однако 27.03.2023 Заказчик на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе (закупка у единственного поставщика на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей) заключил с ООО "ПромСтройКонтрль" государственный контракт N 175/2023-м на осуществление строительного контроля на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Харабалинского района Астраханской области".
Согласно п. 3.1 указанного контракта срок выполнения работ подрядчиком - до 31.04.2023.
При этом какие-либо действия по определению подрядчика на весь 2023 год и принятию всех доведенных бюджетных обязательств Заказчик в период с даты доведения до него лимитов бюджетных обязательств (16.01.2023) до получения телеграммы Федерального агентства водных ресурсов о принятии бюджетных обязательств в срок до 01.07.2023 с целью недопущения их отзыва (14.06.2023) не предпринимал.
Заключение контракта по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе на короткий срок не лишало Заказчика возможности в период действия такого контракта провести конкурентную закупку и принять весь объем доведенных лимитов бюджетных обязательств.
При этом Заказчику известно о существовании риска отзыва доведенных бюджетных средств и о том, что бюджетные обязательства необходимо законтрактовывать как можно скорее. Так, например, 23.03.2022 Заказчик уже получал телеграмму Федерального агентства водных ресурсов об обеспечении завершения закупочных процедур.
Таким образом, Заказчик мог выбрать подрядчика на 2023 год конкурентным способом как в 2022 году, так и в 2023 году. Время, которое имелось у Заказчика для определения подрядчика конкурентным способом, значительно превышало установленные законодательством о контрактной системе сроки проведения конкурентных закупок.
Указанные обстоятельства исключают срочность проведения закупки, которая в силу п. 1.3 Порядка Постановления N 495-П должна учитываться при принятии решения об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Кроме того, Комиссия обращает внимание, что возможность заказчиков осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) помимо тех случаев, которые предусмотрены ст. 93 Закона о контрактной системе, введена Законом N 46-ФЗ.
В соответствии с пояснительной запиской к проекту федерального закона N 80712-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" целью принятия Закона N 46-ФЗ является защита национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Таким образом, осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно осуществляться с учетом необходимости защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также с учетом срочности осуществления закупки.
При наличии возможности осуществления конкурентных закупок товаров, работ, услуг, такие закупки должны проводиться конкурентными способами.
В соответствии с письмом Минфина России от 15.02.2023 N 24-06-06/12571 возможность осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) носит исключительный характер и применяется в случаях отсутствия конкурентного рынка, невозможности либо нецелесообразности применения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения нужд заказчика.
В данном случае Заказчик не предоставил какие-либо доказательства наличия причинно-следственной связи между проведением закупки способом заключения контракта с единственным поставщиком и необходимостью защиты национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций.
Указание в пояснительной записке к предложению о заключении контракта с единственным поставщиком, что определение подрядной организации путем проведения конкурентной закупки может повлечь риски неисполнения контракта подрядчиком, не имеющим финансовой независимости, достаточного оборудования в условиях сложившейся экономической ситуации, не является таким доказательством.
Кроме того, какая-либо связь между проведением конкурентной закупки и риском неисполнения контракта отсутствует, поскольку контракт может быть не исполнен или исполнен с нарушением его условий любым подрядчиком, в том числе тем, которого заказчик выбрал как единственного поставщика.
Более того, Заказчик не ограничен в возможности проведения закупки путем открытого конкурса в электронной форме, при котором в соответствии со ст. 32 Закона о контрактной системе возможно установление нестоимостного критерия оценки заявок "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Таким образом, у Заказчика отсутствовали предусмотренные Порядком Постановления N 495-П основания для заключения с ООО "ПромСтройКонтроль" государственного контракта N 12/2023-ед на осуществление строительного контроля на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Харабалинского района Астраханской области" от 30.06.2023 способом осуществления закупки у единственного поставщика, что свидетельствует о нарушении Заказчиком ст. 8, ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе.
С учетом того, что цена заключенного контракта составляет 6 543 000 рублей, а в соответствии с п. 1 ч. 10 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчик вправе проводить электронный запрос котировок в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает десять миллионов рублей, действия Заказчика по заключению с ООО "ПромСтройКонтроль" указанного государственного контракта N 12/2023-ед от 30.06.2023 способом осуществления закупки у единственного поставщика образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ.
Поскольку на момент вынесения настоящего решения контракт заключен, основания для выдачи предписания отсутствуют.
Комиссия, основываясь на изложенном, руководствуясь ч. 1 ст. 2, ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
1. Признать государственного заказчика Службу природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области нарушившим ст. 8, ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе при заключении государственного контракта N 11/2023-ед на осуществление строительного контроля на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Ахтубинского района Астраханской области" от 30.06.2023 с ООО "Иллюмистрой" и государственного контракта N 12/2023-ед на осуществление строительного контроля на объекте: "Расчистка рук. Ахтуба на территории Харабалинского района Астраханской области" от 30.06.2023 с ООО "ПромСтройКонтроль".
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы внеплановой проверки должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Меркулов Н.С.
Члены комиссии: Балтыкова Е.М.
Русскина И.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 29 августа 2023 г. N 030/10/99-896/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.08.2023