Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "РЕМСТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Администрации городского округа Домодедово Московской области (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Дирекция единого заказчика" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту: выполнение работ по замене неэнергоэффективных светильников наружного освещения в городском округе Домодедово Московской области (извещение N 0848300047123001799 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 11.08.2023;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 000,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 21.08.2023;
4) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки, 4 из которых признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 15 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения аукционов или конкурсов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом "а" части 3 Постановления N 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиция 15 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Согласно позиции 15 Постановления N 2571, при проведении конкурентных процедур на выполнения работ по текущему ремонту зданий, сооружений, предъявляется требование наличие опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений; опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту: выполнение работ по замене неэнергоэффективных светильников наружного освещения в городском округе Домодедово Московской области с начальной (максимальной) ценой контракта 3 000 000,00 руб.
Кроме того, Заказчиком в Описании объекта закупки установлено, в том числе следующее:
"2. Коды по классификаторам, определенные к объекту закупки:
2.1. Код по ОКПД 2: 43.21.10.120 - Работы электромонтажные, связанные с установкой приборов.
2.2. Код по КОЗ: 03.24.01.01.02.12.06.03.29: Специальные работы в рамках текущего ремонта электромонтажные, связанные с установкой приборов.
2.3. Код по КОЗ 2: 31.204.04.05.03.02.011 - Специальные работы в рамках текущего ремонта электромонтажные, связанные с установкой приборов".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком проводится замена неэнергоэффективных светильников наружного освещения.
Изучив документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части не установления дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта в соответствии с Постановлением N 2571 не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
В соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать:
- с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки характеристики, предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту: выполнение работ по замене неэнергоэффективных светильников наружного освещения в городском округе Домодедово Московской области.
Заказчиком в Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе установлено, в том числе следующее:
"1) с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
2) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 ст.44 ФЗ".
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Приложении N 2 к Описанию объекта закупки установлены требования к техническим характеристикам товаров, в том числе к товаров: "кронштейн", "провод", "светильник".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что товар "кронштейн", "провод" являются расходными материалами.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требований к предоставлению технических характеристик для товаров "кронштейн", "провод" ограничивают участников закупки и противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, ненадлежащим образом был дан ответ на запрос о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный на Официальном сайте, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием Официального сайта, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает на Официальном сайте разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком на Официальном сайте размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 18.08.2023 NРИ1, согласно которым:
1 |
Светильник
|
Габаритные размеры: длина |
не менее 445 не более 455 |
|
мм |
Габаритные размеры: ширина |
не менее 180 не более 190 |
|
мм |
||
Габаритные размеры: высота |
не менее 77 не более 87 |
|
мм |
||
Источник света |
светодиоды |
|
|
||
Номинальное напряжение |
[230] |
|
В |
||
Степень защиты |
не менее IP65 |
|
|
||
Диаметр кронштейна |
не менее 47 не более 51 |
|
мм |
||
Мощность |
[100] |
|
Вт |
||
Материал корпуса |
алюминиевый сплав |
|
|
||
Световой поток |
не менее 12000 |
|
лм |
||
|
|
Масса |
не менее 1,65 |
|
кг |
|
|
Номинальная частота сети |
[50] |
|
Гц |
|
|
Цветопередача |
не менее 80 |
|
Ra |
|
|
Диапазон цветовой температуры |
не менее 2700 не более 3000 |
|
К |
|
|
Коэффициент мощности, cos |
не менее 0,9 |
|
|
|
|
Материал рассеивателя |
поликарбонат |
|
|
|
|
Климатическое исполнение |
УХЛ1 |
|
|
|
|
Способ монтажа |
консольный |
|
|
|
|
Тип КСС |
широкая |
|
|
|
|
Диапазон рабочих температур |
[от минус 45 до плюс 50] |
|
oС |
"Согласно Инструкции по заполнению заявки:
В Инструкции по заполнению заявки отсутствует правило, как трактовать слово "Диапазон" в наименовании параметра? Требуется указать ОДНО КОНКРЕТНОЕ ЗНАЧЕНИЕ либо ДИАПАЗОН ЗНАЧЕНИЙ?
Разъяснение положений извещения об осуществлении закупки.
Требуется указать диапазон значений".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в инструкции установлено, в том числе следующее:
"Слова "не менее" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя, более указанного значения или равное ему;
Слова "не более" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретное значение показателя, менее указанного значения или равное ему".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 18.08.2023 NРИ1 изменяют суть извещения о проведении Аукциона, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к техническим характеристикам товара.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе закупок извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Комиссией установлено, что для товара "Светильник" по показателю "Габаритные размеры: длина" установлено значение "не менее 445 не более 455"; по показателю "Габаритные размеры: ширина" установлено значение "не менее 180 не более 190"; по показателю "Габаритные размеры: высота" установлено значение "не менее 77 не более 87"; по показателю "Диапазон цветовой температуры" установлено значение "не менее 2700 не более 3000"; для товара "Кронштейн" по показателю "Вылет" установлено значение "не менее 500 не более 600", по показателю "Высота над землей" установлено значение "не менее 500 не более 600", что вводит участников закупки в заблуждение и не представляется возможным однозначно понять, в каких единицах измеряется объект закупки.
Изучив документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления указанных требований подобным образом противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно объединены в один лот товары, включенные в перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее соответственно - Перечень Постановления N 616, Постановление N 616) и не включенные в него.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 1 Постановление N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по Перечню Постановления N 616.
Согласно пункту 3 Постановления N 616 запреты, установленные в пункте 1 настоящего Постановления, не применяются в следующих случаях:
а) отсутствие на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается:
- в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, - наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
- в отношении иных товаров, не предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами и приобретаемых для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, - заказчиком самостоятельно.
В соответствии с пунктом 10 Постановления N 616 для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
В случае представления участником закупки в составе заявки выписки из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием совокупного количества баллов, не соответствующего требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Пунктом 12 Постановления N 616 установлено, что для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу). При этом медицинские маски не могут быть предметом одного контракта (одного лота) с другими отдельными видами промышленных товаров, включенных в перечень.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 616.
На заседание Комиссии установлено, что в Техническом задании установлены требования к характеристикам товара "Светильник" и "Кронштейн", которые входят в перечень товаров утвержденный Постановлением N 616.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком объединены в одном контракте (одном лоте) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления запрета на допуск в соответствии с Постановлением N 616, нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЕГИОН ГРУПП" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42, части 5 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 24.08.2023 N 050/06/105-31796/2023 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 24 августа 2023 г. N 050/06/105-31796/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.08.2023