В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п. "б" ч. 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее по тексту - Правила) и на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее по тексту - Оренбургское УФАС России) N 164/23 от 30.08.2023 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции: Членов Инспекции:
в присутствии посредством видео-конференц-связи представителей:
Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" -
ООО "МостПроект" -
рассмотрев обращение Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (N 035320000340000027 от 29.08.2023 г., вх. N 4948/23 от 29.08.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "МостПроект" (ИНН 5638076578), в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации реконструкции моста через овраг Сухая Толкаевка на км 57+050 автомобильной дороги Ивановка - Сорочинск - Ташла в Сорочинском городском округе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000322003755),
УСТАНОВИЛА:
29 августа 2023 года в Оренбургское УФАС России поступило обращение Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (далее по тексту - ГУ ГУДХОО, Заказчик) (N 035320000340000027 от 29.08.2023 г., вх. N 4948/23 от 29.08.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "МостПроект" (ИНН 5638076578), в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации реконструкции моста через овраг Сухая Толкаевка на км 57+050 автомобильной дороги Ивановка - Сорочинск - Ташла в Сорочинском городском округе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000322003755).
Представитель Заказчика полностью поддержал доводы, изложенные в решении об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта N 14/02-49 от 07.06.2022 г. Представитель Заказчика обратил особое внимание Инспекции Оренбургского УФАС России на тот факт, что ООО "МостПроект" нарушены существенные условия государственного контракта, в результате чего, не были достигнуты результаты закупки.
Присутствующие на рассмотрении обращения представители общества с ограниченной ответственностью ООО "МостПроект" просили сведения в отношении Общества в Реестр недобросовестных поставщиков не включать, пояснив, что намерения уклониться от исполнения контракта у ООО "МостПроект" отсутствовали.
Во исполнение требований нормативно-правовых актов и условий Контракта, Подрядчик неоднократно уведомлял заказчика о возникших трудностях по исполнению контракта, что подтверждается перепиской с Заказчиком, представленной в материалы дела.
Согласно п. 3.2.4. Контракта Заказчик обязан оказывать содействие Подрядчику в выполнении работ в объеме и на условиях, предусмотренных в контракте. Однако Заказчик самоустраняется от исполнения встречных обязательств.
Представители Подрядчика отметили, что в рассматриваемом случае применению подлежат ст. ст. 450-452 Гражданского кодекса РФ, в связи с тем, что те обстоятельства, которые были на момент публикации извещения, существенно изменились в ходе исполнения контракта. При этом, данные обстоятельства не зависели от воли Подрядчика, а являются результатом бездействий Заказчика.
Принимая во внимание положения ст. 719, ст. 307 ГК РФ, изложенное, следует, что нормальным поведением Заказчика после получения уведомления от Подрядчика о возникших дополнительных работах, должно являться реагирование на такое уведомление, буквальное следование условиям договора и представление информации по решению возникших вопросов, в том числе о продлении срока выполнения работ. В данном случае Подрядчик, действуя добросовестно, принимал все необходимые меры по уведомлению Заказчика о возникших трудностях при исполнении Контракта.
Уведомлением о дате, времени и месте рассмотрения дела сторонам предлагалось представить в адрес Инспекции Оренбургского УФАС России документы в обоснование своей позиции.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
16.05.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектной документации реконструкции моста через овраг Сухая Толкаевка на км 57+050 автомобильной дороги Ивановка - Сорочинск - Ташла в Сорочинском городском округе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000322003755).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 720 326,02 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.05.2022 г. N ИЭА1 победителем закупки признано общество с ограниченной ответственностью "МостПроект" с предложением о цене контракта 3 896 760,55 рублей.
07 июня 2022 г. между Государственным учреждением "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" и обществом с ограниченной ответственностью ООО "МостПроект" заключен государственный контракт N 14/02-49 на выполнение работ по разработке проектной документации реконструкции моста через овраг Сухая Толкаевка на км 57+050 автомобильной дороги Ивановка - Сорочинск - Ташла в Сорочинском городском округе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000322003755) (реестровый номер контракта 25610070022 22 000072) (далее - Контракт).
Согласно разделу 1 Контракта "Предмет Контракта" установлено следующее:
"1.1. Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить своими силами и силами субподрядных организаций по заданию Заказчика работы по разработке проектной документации реконструкции моста через овраг Сухая Толкаевка на км 57+050 автомобильной дороги Ивановка - Сорочинск - Ташла в Сорочинском городском округе Оренбургской области, в соответствии с условиями контракта, сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять вышеуказанные работы и оплатить их.
1.2. Научные, технические, экономические и другие требования к проектной документации, являющейся предметом контракта, определяются заданием (Приложение N1) и настоящим контрактом".
22.08.2021 г. между сторонами заключено Дополнительное соглашение к контракту об изменении наименования объекта по контракту.
В соответствии с разделом 3 Контракта установлены следующие права и обязанности Заказчика:
"3.1. Заказчик имеет право:
3.1.1. Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения настоящего контракта.
3.1.2. Во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой Подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность.
3.2. Заказчик обязан:
3.2.1. Обеспечить Подрядчику финансирование настоящего контракта за счет средств бюджета Оренбургской области.
3.2.2. Осуществлять приемку результатов выполненных работ по разработке проектной документации, в соответствии с графиком приемки объемов работ (Приложением N 3 к контракту), который является его неотъемлемой частью, после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
3.2.3. Использовать проектную документацию, полученную от Подрядчика, только на цели, предусмотренные контрактом, не передавать проектную документацию третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней данные без согласия Подрядчика.
3.2.4. Оказывать содействие Подрядчику в выполнении работ в объеме и на условиях, предусмотренных в контракте".
Права и обязанности Подрядчика установлены разделом 4 Контракта:
"4.1. Подрядчик по контракту имеет право:
4.1.1. Завершить выполнение работ в более короткий срок, чем предусмотрено контрактом, при согласовании с Заказчиком.
4.2. Подрядчик обязан:
4.2.1. При выполнении изыскательских работ собственными силами представить Заказчику допуск СРО на выполнение работ в области инженерных изысканий или выполнить изыскательские работы с привлечением субподрядчика, имеющего допуск СРО на выполнение работ в области инженерных изысканий.
4.2.2. Выполнить в соответствии с заданием Заказчика работу в объеме, предусмотренном заданием (Приложение N1), в соответствии с графиком приемки объемов работ (Приложение N3), обеспечить надлежащее качество и сроки, установленные настоящим контрактом.
4.2.3. Согласовывать готовую проектную документацию с Заказчиком путем передачи её на проверку Заказчику, и с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления.
4.2.4. Передать Заказчику готовую проектную документацию.
4.2.5. Предоставлять заказчику по его требованию информацию о ходе выполнения работ по контракту по форме, в объеме и в сроки, содержащиеся в требовании Заказчика.
4.2.6. Устранить за свой счет в установленный Заказчиком разумный срок недостатки (дефекты), выявленные в процессе выполнения работ по контракту, при передаче результатов работ по контракту, при проведении государственной экспертизы, а также выявленные в ходе строительства или в процессе эксплуатации объекта, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ Подрядчиком и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а в случае если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки Заказчику и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. В случае, если Заказчиком не указан срок для устранения выявленных недостатков (дефектов), такие недостатки (дефекты) должны быть устранены Подрядчиком в срок не позднее 10 дней со дня получения уведомления о выявленных недостатках (дефектах).
4.2.7. Соблюдать требования, содержащиеся в задании для выполнения работ.
4.2.8. Гарантировать Заказчику отсутствие у третьих лиц права воспрепятствовать выполнению работ или ограничивать их выполнение на основе подготовленной Подрядчиком проектной документации.
4.3. Подрядчик не вправе передавать проектную документацию третьим лицам без согласия Заказчика".
Пунктами 6.1-6.4 Контракта установлено следующее:
"6.1. Приемка и оценка выполненных Подрядчиком работ осуществляется согласно графика при-емки объемов работ (приложение N3). Подрядчик представляет Заказчику для приёмки документацию в соответствии с требованиями задания (Приложение N1)
6.2. Перечень документации, подлежащей оформлению и сдаче Подрядчиком Заказчику, определяется заданием (Приложение N1).
6.3. После завершения работ Подрядчик по накладной передает Заказчику на проверку проектную документация на бумажном носителе в двух экземплярах и на электронном носителе.
6.4. Заказчик в течение 30 дней с даты получения проектной документации от Подрядчика про-водит проверку проектной документации".
Приложением N 3 к Контракту N 14/02-49 от 07.06.2022 г. установлен график приемки объемов работ:
ГРАФИК ПРИЕМКИ ОБЪЕМОВ РАБОТ
по разработке проектной документации реконструкции моста через овраг Сухая Толкаевка на км 57+050 автомобильной дороги Ивановка - Сорочинск - Ташла в Сорочинском городском округе Оренбургской области
N |
Наименование объектов, работ и затрат |
Общая стоимость выполняемых работ по контракту, тыс. руб. |
В том числе: |
Ноябрь 2023 г | |||
1 |
Выполнение работ по разработке проектной документации реконструкции моста через овраг Сухая Толкаевка на км 57+050 автомобильной дороги Ивановка - Сорочинск - Ташла в Сорочинском городском округе Оренбургской области |
5 720,32602 |
5 720,32602 |
|
Итого по результатам аукциона |
3 896,76055 |
3 896,76055 |
Разделом 13 Контракта установлен срок выполнения работ:
"13.1. Начало выполнения работ - с даты подписания контракта;
окончание выполнения работ - 30 ноября 2023 года, включая прохождение государственной экспертизы.
13.2. Работы по настоящему контракту должны быть начаты, завершены и производиться Подрядчиком в соответствии с графиком приемки объемов работ, являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта (Приложение N3)".
В материалы дела Обществом также представлена обширная переписка сторон, которая, по мнению ООО "МостПроект", является подтверждением направленных на исполнение контракта мер и добросовестности Подрядчика.
Пунктами 7.1-7.6 Контракта установлены следующие условия:
"7.1. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.2. Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта определяется сторонами самостоятельно с учетом положений Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 года.
7.3. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
7.4. Заказчик вправе провести экспертизу выполненной работы с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 7.3 контракта.
7.5. Если Заказчиком проведена экспертиза выполненной работы с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы выполненной работы в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения кон-тракта.
7.6. Если иное не предусмотрено контрактом, Заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения контракта, уплатив Подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора (статья 717 ГК РФ)".
Пунктом 7.7 Контракта установлено, что "Заказчик так же вправе, в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, в следующих случаях:
- если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (ч .2 статьи 715 ГК РФ);
- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от контракта либо поручить исправление работ другому лицу за счет Подрядчика (ч. 3 статьи 715 ГК РФ);
- если отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (ч.3 статьи 723 ГК РФ)".
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.07.2023 г. в связи с тем, что обществом с ограниченной ответственностью "МостПроект" нарушены условия контракта, на основании ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 95 Закона о контрактной системе, раздела 7 Контракта, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе (исх. N 01-10-14/3435 от 18.07.2023 г.) от исполнения государственного контракта N 14/02-49 от 07.06.2022 г.
18.07.2023 г. 08:30 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе (Решение об одностороннем отказе N от 18.07.2023 г. Поставщик Получено 18.07.2023 г. 08:30 (МСК) Заказчик Подписано 18.07.2023 г. 08:30 (МСК).
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 14.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае отмены заказчиком в соответствии с настоящим Федеральным законом не вступившего в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, размещенного в единой информационной системе в соответствии с частью 12.1 настоящей статьи, заказчик не позднее одного дня, следующего за днем такой отмены, формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое извещение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое извещение не размещается на официальном сайте.
27.07.2023 г. не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было отменено Заказчиком в связи с тем, что Подрядчиком были представлены инженерные изыскания (Извещение об отмене решения об одностороннем отказе N от 27.07.2023 г. Поставщик Получено 27.07.2023 г. 13:21 (МСК) Заказчик Подписано 27.07.2023 г. 13:21 (МСК).
Вместе с тем, Заказчик уведомил Общество, что в случае неустранения недостатков, указанных в письме N 01-10-06/3598 от 27.07.2023 г. в срок до 04.08.2023 г., ГУ "ГУДХОО" будет вынуждено принять повторное решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
16.08.2023 г. в связи с тем, что обществом с ограниченной ответственностью "МостПроект" нарушены условия контракта, а также не устранены замечания, указанные в решении об одностороннем отказе (исх. N 01-10-14/3435 от 18.07.2023 г.) от исполнения государственного контракта N 14/02-49 от 07.06.2022 г., на основании ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 95 Закона о контрактной системе, раздела 7 Контракта, Заказчиком было принято повторное решение об одностороннем отказе (исх. N 01-10-14/3984 от 16.08.2023 г.) от исполнения государственного контракта N 14/02-49 от 07.06.2022 г.
16.08.2023 г. 13:49 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе (Решение об одностороннем отказе N от 16.08.2023 г. Поставщик Получено 16.08.2023 г. 13:49 (МСК) Заказчик Подписано 16.08.2023 г. 13:49 (МСК).
При расторжении контракта заказчиком соблюдена процедура, предусмотренная положениями ст. 95 Закона о контрактной системе.
Таким образом, учитывая положения ч. 12.1, ч. 13, ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Договора вступил в силу 27.08.2023 г.
Следовательно, на дату заседания Инспекции Оренбургского УФАС России решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается вступившим в силу.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п. 13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
Инспекцией Оренбургского УФАС России приняты во внимание следующие обстоятельства.
Представитель Заказчика неоднократно отмечал, что результатом исполнения контракта является получение положительного заключения экспертизы на проектную документацию. Вместе с тем, фактически цель закупки достигнута не была, работы выполнены не были.
В силу пункта 1 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным признается нарушение договора одной из сторон, влекущее для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно пункту 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Принимая решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик указал на неисполнение Подрядчиком принятых на себя обязательств.
Согласно письменным пояснениям Общества, у Подрядчика не было умысла на уклонение от исполнения контракта, Подрядчиком предприняты все возможные меры к его исполнению.
Инспекцией Оренбургского УФАС России отмечается, что согласно пункту 3 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Кроме того, в соответствии с пунктами 12.6-12.7 Контракта установлен порядок разрешения споров:
"12.6. Все споры или разногласия, возникшие между сторонами по настоящему контракту или в связи с ним, разрешаются путем переговоров между сторонами.
12.7. Спорные вопросы, по которым сторонам не удалось достичь согласия путем переговоров, возникающие при исполнении настоящего контракта, разрешаются арбитражным судом Оренбургской области. В случае, если Подрядчиком по контракту является физическое лицо, спорные вопросы, по которым сторонам не удалось достичь согласия путем переговоров, возникающие при исполнении настоящего контракта, разрешаются судами общей юрисдикции".
Согласно пояснениям представителя ООО "МостПроект", руководствуясь положениями п. 3 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе, ч. 1 ст. 716 ГК РФ, п. 12.6 Контракта Подрядчик неоднократно уведомлял Заказчика о возникших трудностях по исполнению контракта.
Кроме того, Заказчик не воспользовался правом провести экспертизу с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, выполненных работ инженерно-гидрометеорологических и инженерно-экологических изысканий, для урегулирования возникших споров относительно их качества.
Таким образом, по мнению Общества, учитывая, что задержка выполнения работ вызвана неисполнением Заказчиком встречной обязанности по своевременному предоставлению информации обеспечивающей своевременное исполнение работ, нормальное их ведение и завершение в срок, принимая во внимание осведомленность Заказчика об обстоятельствах, препятствовавших исполнению контракта. Помимо прочего, представители ООО "МостПроект" отметили, что работы, предусмотренные Техническим заданием, выполнены более чем на 50 %.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
При рассмотрении вопроса о наличии оснований для включения ООО "МостПроект" в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения заключить и исполнить контракт надлежащим образом и в согласованные сроки.
Как следует из документов, представленных на заседание Инспекции, ООО "МостПроект" предпринимало меры, направленные на исполнение контракта.
Кроме того, в соответствии с п. 12.7 Контракта "Спорные вопросы, по которым сторонам не удалось достичь согласия путем переговоров, возникающие при исполнении настоящего контракта, разрешаются арбитражным судом Оренбургской области". Следовательно, стороны, заключившие настоящий контракт, предусмотрели право судебной защиты своих прав в рамках его исполнения.
Таким образом, учитывая пояснения сторон, представленные материалы дела, Инспекция Оренбургского УФАС России, принимая во внимание правомерность заявленных Заказчиком доводов, приходит к выводу, что представленные материалы дела однозначно не свидетельствуют о недобросовестности действий общества с ограниченной ответственностью "МостПроект".
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России полагает возможным сведения в отношении Общества в Реестр недобросовестных поставщиков не включать, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении обращения Государственного учреждения "Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области" (N 035320000340000027 от 29.08.2023 г., вх. N 4948/23 от 29.08.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "МостПроект" (ИНН 5638076578), в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектной документации реконструкции моста через овраг Сухая Толкаевка на км 57+050 автомобильной дороги Ивановка - Сорочинск - Ташла в Сорочинском городском округе Оренбургской области (номер извещения N 0853500000322003755), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 5 сентября 2023 г. N 056/10/104-917/2023 (ключевые темы: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - реестр недобросовестных поставщиков - подрядчик - разработка проектной документации - дорожное хозяйство)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2023