Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
СПб ГБУ СШОР по КС и СП (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "КОМПЛЕКССПОРТ" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 21947-ЭП/23 от 28.08.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку инвентаря для стрельбы из лазерного пистолета (извещение N 0372200140023000010),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 29.05.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку инвентаря для стрельбы из лазерного пистолета (извещение N 0372200140023000010) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 725 000,00 рублей.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, Заказчик, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 ст. 51 Закона о контрактной системе формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.06.2023 N ИЭА1 (далее - Протокол) победителем Аукциона признано ООО "СТЭЛЛА" (признано уклонившимся 28.06.2023).
В силу ч. 7 ст. 51 Закона о контрактной системе Заказчик в порядке, установленном настоящей статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Второй номер присвоен участнику Аукциона - ООО "ЭКИП" (признано уклонившимся 06.07.2023).
Третий номер присвоен участнику Аукциона - ИП Антонову С. И. (признан уклонившимся 14.07.2023).
Четвертый номер присвоен участнику Аукциона - ООО "КОМПЛЕКССПОРТ"
По результатам закупки Заказчиком с ООО "КОМПЛЕКССПОРТ" заключен государственный контракт N 0372200140023000010- 0225998-02 от 26.07.2023 на сумму 3 591 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 12.8 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 15.08.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "КОМПЛЕКССПОРТ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался поставить мишени для лазерного пистолета (далее - Товар) (п. 1.1 Контракта), в течение 40 календарных дней с момента подписания Контракта (п. 3.1 Контракта), т.е. поставка Товара должна быть осуществлена в срок до 04.08.2023.
14.08.2023 в адрес Заказчика поступило письмо Участника об отказе исполнения Контракта.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 12.8 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 15.08.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 28.08.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее.
Производитель указанных мишеней (Финляндская Республика) входит в состав Европейского Союза, и соответственно на основании Регламента Совета (ЕС) 2022/428 от 15.03.2022 о внесении изменений в Регламент (ЕС) N833/2014 об ограничительных мерах в связи с действиями России по дестабилизации ситуации в Украине, продукция производителя Ecoaims является санкционным Товаром, который соответственно не может быть поставлен официальным путём на территорию Российской Федерации.
Так, согласно Регламенту Совета (ЕС) N 833/2014 от 31 июля 2014 об ограничительных мерах (с учетом 10 пакета санкций по состоянию на 27.04.2023) значительная часть лазерных технологий запрещена к продаже или поставке физическим или юридическим лицам в России или для использования в России.
На момент подачи заявки на участие в электронном аукционе по закупочной процедуре N0372200140023000010, ООО "КомплексСпорт" заблаговременно получило предложение от своего иностранного партнёра о поставке требуемого товара на территорию РФ (по цепочке Финляндия-Казахстан-Россия).
05.06.2023 компанией-партнёром "Inosport LLC" было получено коммерческое предложение от "Eko-Aims Oy" (Offer) на поставку Товара.
Руководствуясь указанными сведениями и обстоятельствами, ООО "Комплекс Спорт" приняло решение об участии в закупочной процедуре.
Таким образом, на момент подачи заявки на участие в электронном аукционе ООО "КомплексСпорт" планировало закупить Мишени E01245A LT600 LazerHit через своего партнёра в Казахстане, который в последующем направил бы Товар в Российскую Федерацию.
После того, как 26.07.2023 был заключен настоящий Контракт, Участник вновь обратился к компании-партнёру из Республики Казахстан "Inosport LLC" с целью скорейшего приобретения Товара и поставки его в Российскую Федерацию.
В ходе переговоров между "Inosport LLC" (компанией-партнёром) и "Eko-Aims Oy" (компания-производитель, Финляндия) о возможности приобретения мишеней в количестве 45 шт., от производителя был получен отказ, по причине имеющейся информации из достоверных источников о том, что указанный Товар предназначен для поставки в Российскую Федерацию.
Между "Inosport LLC" (компанией-партнёром) и "Eko-Aims Oy" (производителем) осуществлялись переговоры (переписка по электронной почте имеется), со стороны партнёра были представлены гарантии о том, что Товар не будет поставлен в Россию, однако компания-производитель выразила категорический отказ в реализации запрашиваемой продукции, ссылаясь на санкционный режим ЕС.
Согласно п. 4.1.5. Контракта, Поставщик обязан предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету Контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта.
14.08.2023 Поставщиком в адрес Заказчика было направлено письмо (исх. N2023/01-08 с подробным изложением обстоятельств, препятствующих приобретению Товара, с указанием о том, что в текущее время поставка по Контракту не представляется возможной, с предложением о расторжении Контракта по соглашению сторон.
Таким образом, Поставщик заблаговременно и до истечения срока исполнения обязательств по Контракту, уведомил Заказчика о сложностях, возникающих при его исполнении.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "КОМПЛЕКССПОРТ", поскольку считает, что ООО "КОМПЛЕКССПОРТ" предпринимало все возможные действия для исполнения своих обязательств по Контракту.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителя Участника, Комиссия УФАС Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "КОМПЛЕКССПОРТ" предпринимались все возможные меры для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "КОМПЛЕКССПОРТ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "КОМПЛЕКССПОРТ" (ИНН: 5256106260), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 сентября 2023 г. N РНП-78-1211/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2023