Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 22227-ЭП/23 от 30.08.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию комплекса инженерных систем, сетей и лифтового оборудования, а также комплексных систем обеспечения безопасности объектов (извещение номер 0372100029923000369) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 15.08.2023 в единой информационной системе, номер извещения 0372100029923000369. Начальная (максимальная) цена контракта - 77 400 000,05 рублей.
В жалобе Заявитель на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- установлении ненадлежащего порядка оценки заявок;
- установлении незаконных условий исполнения государственного контракта;
- наличии противоречивой информации в извещении;
- неверном установлении единых требований к участникам закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее частично необоснованной.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок для оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценки заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с п. 17 Положения об оценки заявок для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 16 Положения об оценке заявок, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Пунктом 19 Положения об оценки заявок установлено, что, если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению об оценке заявок, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
В соответствии с п. 22 и п. 23 Положения об оценке заявок в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению об оценке заявок, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки. В данном случае предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Извещением установлен следующий порядок оценки:
"Для оценки заявок по показателю оценки "Качественные характеристики объекта закупки" применяется детализирующий показатель характеристика N 1 (выполнение работ (оказание услуг) с учетом организационных и конкурентных преимуществ), установлен перечень свойств, подлежащих оценке: наличие предложения участника закупки в отношении организационно-технических мероприятий, применяемых в целях выполнения работ (оказания услуг) (свойство 1); наличие предложения участника закупки в отношении обеспечения надлежащей технологии управления системой качества (свойство 2); наличие предложения участника закупки в отношении технологии управления рисками (свойство 3); наличие предложения участника закупки в отношении контроля качества выполнения работ (оказания услуг), применяемого в целях выполнения работ (оказания услуг) (свойство 4). В рамках свойства 1 указывается комплекс мер, организационные, технические и технологические решения, методы достижения необходимого результата с указанием, в том числе, последовательности операций, режима работы, срока выполнения работ (оказания услуг) в отношении соответствующего вида выполнения работ (оказания услуг), мероприятия по соблюдению пожарной безопасности, мероприятия по охране труда (правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, а также мероприятия, основанные на принципах обеспечения безопасности труда: предупреждение и профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников) во исполнение требований действующего законодательства РФ. В рамках свойства 2 указываются действия (комплекс мер), включающие в себя, в том числе: основные функции управления системой качества; сведения о лицах ответственных за обеспечение охраны труда, в том числе, перечень обязанностей, возлагаемых на указанных лиц; основные направления в области охраны труда в организации; обязательства для достижения целей в области охраны труда; инструкции по охране труда с указанием общих требований охраны труда, требований охраны труда до начала работы, охраны труда во время работы, охраны труда после окончания работы; сведения о лицах, уполномоченных совершать проверку объектов. В рамках свойства 3 указываются комплекс правил, мероприятий по идентификации, оценке рисков, реагированию на риски, а также мониторингу и контролю их уровня, включающие в себя в том числе, сведения о периодичности и задействованных лицах по выявлению и анализу рисков, а также о результатах, к которым приводит анализ выявленных рисков; информацию о дальнейшей проработке выявленных рисков (расстановка по степени их приоритета и вероятности возникновения); информацию об оценке потенциального влияния идентифицированных рисков на общие показатели. В рамках свойства 4 указываются действия (комплекс мер), включающие в себя методы, направленные на контроль качества результата выполненных работ (оказанных услуг), методы по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, методы, направленные на контроль качества выполнения работ (оказания услуг), методы контроля за устранением недостатков при выполнении работ (оказании услуг), указанных заказчиком, методы контроля за действиями непосредственных исполнителей (подрядчиков). Оценка установленной характеристики N 1 (выполнение работ (оказание услуг) с учетом организационных и конкурентных преимуществ) в соответствии с установленной шкалой оценки по показателю оценки производится исходя из наличия или отсутствия определенных свойств в предложении участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ. Оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по детализирующему показателю, умноженного на значимость детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов. Оценка заявок по показателю осуществляется на основании сведений, предоставленных в предложениях участников закупки. Под наличием характеристики N 1 (выполнение работ (оказание услуг) с учетом организационных и конкурентных преимуществ), понимается представление в составе заявки предложения о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ по всем видам выполнения работ (оказания услуг). Под отсутствием характеристики N 1 (выполнение работ (оказание услуг) с учетом организационных и конкурентных преимуществ), понимается непредставление в составе заявки предложения о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ по всем видам выполнения работ (оказания услуг) или несоответствие такого предложения о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ требованиям извещения о проведении закупки, требованиям действующего законодательства РФ. Предложение о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ готовится участником закупки с учетом его технологических, организационных и конкурентных возможностей и преимуществ. В случае указания методов контроля за устранением недостатков при выполнении работ (оказании услуг), указанных заказчиком, участнику необходимо указать минимальные и максимальные сроки устранения недостатков, минимальные и максимальные сроки и порядок возмещения ущерба заказчику, причиненного при выполнении работ (оказании услуг) по контракту, на право заключения которого проводится настоящий конкурс. При оценке заявок по показателю оценки не производится переоценка предложения, сравнение его с предложениями иных участников закупки, баллы начисляются за фактическое представление или непредставление предложения в отношении показателя оценки "Качественные характеристики объекта закупки" вне зависимости от степени детализации представленных сведений. В случае указания методов контроля за действиями непосредственных исполнителей (подрядчиков), участнику необходимо указать, в том числе, периодичность и порядок прохождения сотрудниками Участника мероприятий по повышению квалификации, которые должны подразделяться как минимум на краткосрочные и длительные. В случае указания методов по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, участнику необходимо указать мероприятия по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте при выполнении работ (оказании услуг), а также срок (период) исполнения таких мероприятий при выполнении работ (оказании услуг): конкретный срок и/или периодичность исполнения мероприятий. Участник закупки вправе в предложении о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ представить информацию о том, что все работы (услуги) будут выполнены (оказаны) в соответствии со всеми требованиями, указанными в извещении, и/или в соответствии с нормативными документами. В случае указания методов, направленных на контроль качества результата выполненных работ (оказанных услуг), участнику необходимо описать контроль за реализацией мероприятий по охране труда, мероприятий по обращению с отходами, мероприятий по охране окружающей среды. В случае указания методов контроля за действиями непосредственных исполнителей (подрядчиков), участнику необходимо указать, в том числе, методы, направленные на стимулирование наиболее качественного выполнения работ (оказания услуг) сотрудниками Участника, которые должны подразделяться на материальные и нематериальные методы. В случае, если участником конкурса в предложении о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ указывается, что все работы (услуги) будут выполнены (оказаны) в соответствии со всеми требованиями, указанными в извещении, и/или в соответствии с нормативными документами, и участником закупки не делается предложение в отношении установленного в извещении перечня свойств по видам выполнения работ (оказания услуг), то соответствующее предложение признается не представленным участником закупки. В случае указания мероприятий по контролю соответствия складирования и хранения применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования участнику необходимо указать, в том числе, сведения о порядке осуществления проверки сопроводительных и транспортных документов на материалы, изделия, конструкции и оборудование; порядке проведения внешнего осмотра прибывшей продукции на транспортном средстве на предмет соблюдения правил крепежа и транспортировки; порядке проверки схем выполнения погрузочно-разгрузочных работ; порядке проведения готовности грузоподъемных механизмов и приспособлений к погрузочно-разгрузочным работам; порядке контроля соблюдения требований безопасности при производстве разгрузочно- погрузочных работ; порядке осмотра продукции после разгрузки для выявления повреждений и комплектности. В случае указания какого-либо контроля участнику необходимо указать функции такого контроля, периодичность такого контроля, порядок осуществления такого контроля, и лицо (группу лиц), осуществляющих такой контроль. Непредставление предложения участника закупки о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ, соответствующего требованиям настоящего извещения о проведении закупки, трактуется как отсутствие характеристики объекта закупки. В случае указания методов, направленных на контроль качества выполнения работ (оказания услуг), участнику необходимо указать, в том числе, сведения о порядке проведения мероприятий по входному контролю используемых материалов, изделий, конструкций и оборудования при выполнении работ (оказании услуг); о порядке проведения мероприятий по операционному контролю выполнения отдельных технологических операций при выполнении работ (оказании услуг) для обнаружения и устранения дефектов в процессе выполнения (оказания) указанных работ (услуг); о порядке проведения мероприятий по контролю соответствия складирования и хранения применяемых материалов, изделий, конструкций и оборудования требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. В случае указания методов контроля за действиями непосредственных исполнителей (подрядчиков), участнику необходимо указать способы, описать процесс их применения в отношении каждого специалиста (сотрудника) отдельно, а также описать последовательность действий по устранению нарушений исполнения контракта, выявленных при контроле за действиями специалистов (сотрудников), которые будут задействованы при исполнении контракта и недопущению их повторного возникновения, с описанием видов ответственности (санкций), случаев их применения и процесса их применения к каждому специалисту (сотруднику) отдельно из числа специалистов (сотрудников), которые будут задействованы во время исполнения контракта. Описание выполняемых работ (оказываемых услуг) в отношении каждого свойства по показателю оценки "Качественные характеристики объекта закупки" по всем видам выполнения работ (оказания услуг), предлагаемое участником закупки в составе заявки не должно противоречить извещению о закупке, должно быть представлено в отношении перечня свойств, которые должны соответствовать требованию взаимодополняемости и невозможности противоречия друг другу с учетом необходимости достижения требуемого результата при выполнении работ (оказании услуг), не должно содержать следующих слов и словосочетаний в любом роде, числе и падеже, а также с частицей "не": "возможно", "вероятно", "должен", "должен быть", "обязан", "запрещается", "необходимо", "не допускается" и их производные (данные слова и словосочетания должно быть заменены участником на другое слово/словосочетание, исключающее двоякое толкование представленной информации - например: "отсутствует"). В случае указания методов по внутреннему контролю за состоянием уровня безопасности на объекте, участнику необходимо указать, в том числе, перечень вредных и(или) опасных производственных факторов, влияющих на сотрудников при исполнении обязательств по Контракту, а также перечень разработанных мероприятий по противодействию каждому из указанных факторов. В перечне вредных и(или) опасных производственных факторов должны содержаться как минимум такие факторы, как: выполнение работы на высоте; наличие движущихся машин и механизмов; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума на рабочем месте. В случае указания сведений о каком-либо локальном нормативном акте/внутреннем документе, принятом участником, участнику следует указать реквизиты такого локального нормативного акта/внутреннего документа: номер (при наличии), дату принятия, наименование документа (при наличии). При формировании предложения о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ с описанием выполняемых работ (оказываемых услуг) по всем видам выполнения работ (оказания услуг) от участника закупки не требуется повторять требования извещения о закупке, и/или положения нормативной документации, предполагается представление предложения в отношении качественных характеристик объекта закупки с учетом соответствующих требований/положений и имеющихся у участника закупки технологических, организационных и конкурентных возможностей и преимуществ. Заявка может содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 ст. 43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе. При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке. Оценка заявки участника закупки по характеристике N 1 (выполнение работ (оказание услуг) с учетом организационных и конкурентных преимуществ) показателя "качественные характеристики объекта закупки" критерия "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" определяется согласно представленному участником закупки предложению о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ" по видам выполнения работ (оказания услуг), установленным в таблице N3 п. 4.4 Приложения N1 к Извещению в виде рекомендуемой таблицы 1 "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ". В случае, если все работы (услуги) будут выполнены (оказаны) в соответствии со всеми требованиями, установленными в Извещении, и в соответствии с нормативными документами, участник закупки вправе указать в таблице 1:
"Участник закупки предлагает выполнить работы (оказать услуги), являющиеся объектом закупки, в соответствии со всеми требованиями, указанными в извещении и приложениям к нему, и в соответствии с нормативными документами".
Таблица 1
"Предложение о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ"
Участник закупки предлагает выполнить работы (оказать услуги), являющиеся объектом закупки, на следующих условиях.
N строки |
Графа 1 |
Графа 2 |
Графа 3 |
Графа 4 |
Графа 5 |
Строка 1 |
|
|
|
|
|
Строка 2 |
|
|
|
|
|
Строка 3 |
|
|
|
|
|
_ |
|
|
|
|
|
Порядок предоставления сведений в виде таблицы 1 "Предложение о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ" : в графе 1 каждой строки указывается наименование вида выполнения работ (оказания услуг); в графе 2 каждой строки указывается предложение о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ в отношении свойства 1 в рамках вида выполнения работ (оказания услуг), указанного в графе 1 соответствующей строки; в графе 3 каждой строки указывается предложение о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ в отношении свойства 2 в рамках вида выполнения работ (оказания услуг), указанного в графе 1 соответствующей строки; в графе 4 каждой строки указывается предложение о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ в отношении свойства 3 в рамках вида выполнения работ (оказания услуг), указанного в графе 1 соответствующей строки; в графе 5 каждой строки указывается предложение о качественных характеристиках объекта закупки с учетом организационных и конкурентных преимуществ в отношении свойства 4 в рамках вида выполнения работ (оказания услуг), указанного в графе 1 соответствующей строки".
Комиссия УФАС, проанализировав вышеприведенный порядок оценки заявок на участие в конкурсе, констатирует, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок, в обжалуемой Заявителем части позволяет определить лучшее условие исполнения контракта, поскольку определяет критерии и показатели, позволяющие объективно оценить и сопоставить соответствующие заявки на предмет выявления лучших условий.
Таким образом, спорный показатели и порядок их оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки в данной части позволяет прийти к выводу, что указанный порядок в обжалуемой Заявителем части не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов, Заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе и Положение не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подлежащих предоставлению участниками закупки, следовательно, данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
2. Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта (п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно ч.ч. 8-9 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 15 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) в государственном (муниципальном) контракте могут быть предусмотрены конкретизирующие признаки нарушения обязательства, совершение которого является надлежащим основанием для одностороннего отказа от исполнения договора. Таким образом, данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе).
Описание объекта закупки содержит следующее требование: "5.1. Гарантийный срок на оказанные Исполнителем услуги, а также на использованные Исполнителем при оказании услуг материалы, изделия, оборудование после подписания структурированного документа о приемке в единой информационной системе сформированного и подписанного Сторонами, в порядке, установленном Контрактом, составляет 12 (двенадцать) календарных месяцев".
Проектом контракта предусмотрено иное условие: "6.8.7. Гарантийный срок оказанных услуг (выполненных работ) составляет не менее 2 (двух) лет с момента подписания Акта сдачи-приемки оказанных услуг (выполненных работ). Указанный срок исчисляется со дня подписания Заказчиком и Исполнителем Актов сдачи-приемки оказанных услуг. В течение указанного срока Исполнитель устраняет недостатки оказанных услуг (выполненных работ) по техническому обслуживанию за свой счет и своими силами".
Таким образом, в извещении Заказчиком указана противоречивая информация, что нарушает ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы является обоснованным.
3. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п.п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе (ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в извещении о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 271-ПЭК18 от 12 ноября 2018 г. в котором указано, что последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника требованиям извещения и возможность его участия в закупке, поскольку ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 12 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Перечень работ (услуг), составляющих данный вид деятельности (далее - Перечень), утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Перечень включает в себя следующие виды работ (услуг):
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах;
- выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций;
- монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
Заявитель утверждает, что Заказчику надлежало установить единое требование к участникам закупки о наличии у них лицензии на выполнение соответствующих работ.
В случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
В случае если в один объект закупки включены работы (услуги), для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы (услуги), для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление заказчиком требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии может ограничивать количество участников закупки и не соответствовать ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе
Представитель Заказчика пояснил, что указанные в жалобе услуги не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав объекта закупки, следовательно, при его исполнении исполнитель может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую аккредитацию (аналогичная позиция отражена в письме Минфина России от 21 февраля 2018 г. N 24-02-03/11100 "О рассмотрении обращения").
При установленных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что данный довод жалобы не находит своего подтверждения и является необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Технология Систем Безопасности" обоснованной в части доводов о наличии противоречивой информации в извещении.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику и оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 сентября 2023 г. N 44-3633/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.09.2023