Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - Заместитель руководителя управления - начальник аналитического отдела М.А. Дударева, члены Комиссии - заместитель начальника отдела Н.А. Ворсина, специалист-эксперт И.М. Болотова (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - КГБУЗ "Красноярская межрайонная детская больница N4" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "Группа Алмаз" (ИНН 4205376072) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона ЭА-N-1249/23 "Поставка колбасных изделий" (далее - контракт), извещение N0119200000123001370, идентификационный код закупки 232246300654024630100100070030000244
УСТАНОВИЛА:
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО "Группа Алмаз" (далее - общество, поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам закупки (далее - обращение).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения обществом условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по адресам электронной почты заказчика и общества, указанным в Контракте, размещенному в единой информационной системе (далее - ЕИС) было
направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках. Кроме того, указанное уведомление, в силу требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, было размещено в ЕИС. Таким образом, заказчик и общество считаются надлежащим образом уведомленными о рассмотрении обращения.
До заседания Комиссии общество и заказчик представили документы и материалы, истребованные Комиссией для рассмотрения обращения по существу.
Представитель общества направил ходатайство об участии в заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи (далее - ВКС). Указанное ходатайство удовлетворено, личность представителя удостоверена, полномочия подтверждены.
До заседания Комиссии заказчиком направлено ходатайство о рассмотрении обращения в его отсутствие.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные сторонами и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку колбасных изделий.
10.03.2023 между заказчиком и обществом заключен контракт N ПРОД-2023.001370.
Комиссия отмечает, что общество добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия Контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона.
Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, общество, подав предложение на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо оказать услуги, являющиеся предметом контракта.
В соответствии с разделом 1 контракта: "1.1. Поставщик обязуется передать в собственность колбасные изделия (далее - товар) заказчику в обусловленный настоящим контрактом срок, согласно спецификации (приложение N 1 к настоящему контракту) и техническому заданию (приложение N 2 к настоящему контракту), а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом".
В соответствии с разделом 3 контракта: "3.1. Товар заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего контракта. Количество товара в каждой партии определяется на основании заявки заказчика на поставку товара. Заказчик направляет заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка товара на основании не подписанной заказчиком заявки не допускается. Заявка направляется заказчиком не позднее чем за 5 (пять) рабочих дня до предполагаемой поставки товара в пределах срока, установленного пунктом 11.1 настоящего контракта. Заявка может быть направлена по факсу (при наличии), по электронной почте на адрес электронной почты поставщика указанный в разделе XIV контракта.
Поставка товара по заявкам осуществляется в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня отправки заявки заказчиком.
3.2. Поставка товара по заявкам осуществляется поставщиком по адресу: 660113, Российская Федерация, Красноярский край, г. Красноярск, ул. Юшкова, 22А.
3.3. В день доставки товара по адресу поставки товара, указанному в соответствии с условиями настоящего контракта, поставщик формирует с использованием единой информационной системы (ЕИС), подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика, и размещает в ЕИС документ о приемке товара, в соответствии с ч.13 ст.94 Закона N44-ФЗ. Датой поступления заказчику документа о приемке, подписанного поставщиком считается дата размещения такого документа в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик.
Не позднее 1 (одного) рабочего дня с момента доставки товара заказчик осуществляет приемку товара по количеству упаковок товара, комплекту, явным видимым повреждениям упаковки и качеству товара.
Для проверки поставленного товара в части соответствия товара условиям настоящего контракта заказчик проводит экспертизу. Экспертиза поставленного товара может проводиться заказчиком своими силами, или к ее проведению могут привлекаться независимые эксперты (экспертные организации) на основании контрактов, заключенных в соответствии с законом N 44-ФЗ.
В рамках экспертизы поставленного товара на соответствие условиям настоящего контракта заказчиком своими силами или с привлечением независимых экспертов (экспертных организаций) на основании контрактов, заключенных в соответствии с законом N 44-ФЗ, не реже 1 раза в течение срока действия контракта, указанного в пункте 11.1 настоящего контракта, проводятся исследования товара на предмет качества и безопасности, в том числе фальсификации товара.
Заказчик вправе для проведения экспертизы товара осуществлять выборочную проверку качества и безопасности товара до 100 процентов от количества партии каждого наименования товара для подтверждения его соответствия условиям настоящего контракта в момент передачи товара заказчику на складе поставщика до отгрузки товара.
Выборочная проверка качества и безопасности товара осуществляется в течение сроков, установленных настоящим контрактом для приемки товара.
По результатам проведенной экспертизы товара, в том числе выборочной проверки качества и безопасности товара, заказчик составляет заключение об отсутствии или наличии нарушений условий настоящего контракта, а также об отсутствии или наличии нарушений в части качества и безопасности товара.
В случае если по результатам такой экспертизы установлены нарушения условий настоящего контракта, за исключением условий, касающихся качества и безопасности товара, не препятствующие приемке поставленного товара, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.
Заказчик вправе не отказывать в приемке поставленного товара в случае выявления несоответствия этого товара условиям настоящего контракта, за исключением условий, касающихся качества и безопасности товара, если выявленное несоответствие не препятствует приемке товара и устранено поставщиком.
При отсутствии претензий относительно количества товара, комплектности, упаковки товара, комплекта, качества и безопасности товара, в том числе на основании заключения по результатам экспертизы, проведенной путем выборочной проверки качества и безопасности товара, заказчик подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС документ о приемке в течение 3 (трех) рабочих дней с момента поступления документа о приемке с использованием ЕИС от поставщика.
В случае обнаружения заказчиком нарушений условий настоящего контракта, в том числе требований к количеству товара, комплектности, упаковке товара, комплекту, качеству и безопасности товара заказчик отказывается от приемки такого товара и составляет в течение 3 (трех) рабочих дней с момента доставки товара мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием перечня выявленных нарушений условий настоящего контракта (далее - мотивированный отказ).
Формирование и размещение в единой информационной системе мотивированного отказа от подписания документа о приемки товара, указанного в настоящем разделе, осуществляется Заказчиком в соответствии с ч.13 ст.94 Закона N44-ФЗ.
В случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы поставленного товара экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке товара заказчик должен учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.
В случае обнаружения заказчиком нарушений условий настоящего контракта, в том числе требований к количеству товара, комплектности, упаковке товара, комплекту, качеству и безопасности товара поставщик обязуется без дополнительной оплаты со стороны заказчика устранить выявленные нарушения (допоставить, доукомплектовать, заменить товар) в срок не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня получения от заказчика мотивированного отказа. Допоставка недопоставленного, доукомплектование или замена некачественного товара оформляется соответствующим документом о приемке, сформированным поставщиком в ЕИС и подписанным усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика.
В случае повторного выявления по результатам экспертизы, предусмотренной настоящим пунктом, нарушений условий настоящего контракта заказчик вправе отказаться от исполнения настоящего контракта по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации.
3.4. Срок поставки товара: с 01.05.2023 г. по 30.04.2024 г. Периодичность поставки: по заявке заказчика, 2 раза в месяц. Время поставки с 08.00 до 16.00 часов (обеденный перерыв с 12.00 до 13.00 ч), выходной: суббота и воскресенье".
Согласно разделу 4 контракта: "4.1. Поставщик обязан:
4.1.1. Поставить товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
4.1.2. Обеспечить соответствие поставляемого товара требованиям качества, безопасности, иным требованиям, установленным стандартами, техническими регламентами и санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также требованиям, установленным настоящим контрактом.
4.1.3. Обеспечить за свой счет устранение выявленных нарушений при несоответствии поставленного товара условиям настоящего контракта или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
4.1.4. В случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта направить заказчику такое решение в сроки и порядке, установленные ст.95 Закона N 44-ФЗ".
Раздел 6 контракта предусматривает: "6.1. Поставщик гарантирует безопасность товара в соответствии с техническими регламентами, санитарно-эпидемиологическими требованиями и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, устанавливающими требования к качеству товара.
6.2. Товар не должен представлять опасности для жизни и здоровья граждан.
6.3. Товар должен быть пригодным для целей, для которых товар такого рода обычно используется, и соответствовать условиям настоящего контракта.
6.4. Остаточный срок годности товара устанавливается заказчиком в спецификации (приложение N 1 к настоящему контракту).
Товар должен соответствовать требованиям, предъявляемым к качеству товара в момент его передачи, в течение остаточного срока годности, установленного настоящим контрактом.
Заказчик предъявляет претензии по качеству товара в течение остаточного срока годности товара.
6.5. В течение остаточного срока годности товара поставщик обязан за свой счет заменить товар ненадлежащего качества, если не докажет, что недостатки товара возникли в результате нарушения заказчиком правил хранения товара. Замена товара производится в течение 3 (трех) рабочих дней с момента уведомления заказчиком поставщика.
В случае если по результатам экспертизы, указанной в пункте 3.3 раздела III настоящего Контракта, выявлено нарушение условий настоящего Контракта в части качества и безопасности товара и (или) установлен факт фальсификации товара, поставщик осуществляет поставку товара надлежащего качества и соответствующего требованиям безопасности в объеме партии товара, поставленного заказчику, образец из которой был исследован в рамках указанной экспертизы.".
Согласно разделу 10 контракта: "10.1. Все споры, возникающие из настоящего контракта, стороны могут разрешать путем переговоров.
10.2. Все споры, возникающие из настоящего контракта, подлежат передаче на разрешение в Арбитражный суд Красноярского края в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и настоящим контрактом.
10.3. До передачи спора на разрешение в Арбитражный суд Красноярского края стороны принимают предусмотренные настоящим разделом меры по досудебному урегулированию спора, за исключением дел, для которых согласно ч. 5 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принятие сторонами мер по досудебному урегулированию не является обязательным.
10.4. Претензия должна быть составлена в письменной форме и направлена одной стороной другой стороне по адресу стороны-адресата, установленному настоящим контрактом, с использованием курьерской доставки с отметкой о вручении либо с использованием почтовой связи заказным или ценным письмом с уведомлением о вручении. Момент получения претензии стороной-адресатом определяется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
10.5. Сторона должна дать в письменной форме ответ на претензию по существу в срок не позднее 10 (десяти) рабочих дней с даты получения претензии.
10.6. В претензии должны быть указаны: наименование, почтовый адрес и реквизиты стороны, предъявившей претензию; наименование, почтовый адрес и реквизиты стороны, которой предъявлена претензия; обстоятельства, являющиеся основанием для предъявления претензии, со ссылками на соответствующие пункты настоящего контракта и (или) нормативные правовые акты; требования; информацию о мерах, которые будут осуществлены в случае отклонения претензии (приостановка исполнения обязательств, передача спора на разрешение суда и т.д.); дату и регистрационный номер претензии; подпись уполномоченного лица; перечень прилагаемых документов.
10.7. Если требования в претензии подлежат денежной оценке, в претензии указывается истребуемая денежная сумма и ее полный и обоснованный расчет".
В силу пункта 11.2. контракта расторжение настоящего контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны от исполнения настоящего контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания сторонами соглашения о расторжении настоящего контракта не освобождает стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов. В случае принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом Российской Федерации, такой отказ осуществляется в соответствии со статьёй 95 Закона N44-ФЗ.
Комиссия, изучив материалы и сведения, представленные сторонами, установила следующее.
11.05.2023 с нарушением срока поставки на 9 календарных дней общество осуществило поставку сосисок, произведенных ООО "Кулебакский Мясокомбинат". Товар, поставленный в адрес заказчика, передавался с сопроводительными документами, подтверждающими его качество: ветеринарное свидетельство N18965500705 от 11.05.2023.
15.05.2023 заказчиком в адрес общества направлена претензия о несвоевременном исполнении контракта (исх. N1067 от 15.05.2023) с требованием об уплате штрафа за несвоевременное исполнение контракта на сумму 2,72 руб.
09.06.2023 от Заказчика в адрес общества поступила информация о том, что поставленный товар по результатам лабораторных испытаний не соответствует требуемым качественным характеристикам, также в адрес общества направлена претензия о ненадлежащем исполнении контракта (исх. N1330 от 09.06.2023) с требованием об уплате штрафа за ненадлежащее исполнение контракта на сумму 10 969,45 руб. и о поставке последующих партий товара соответствующего качества.
30.05.2023 общество осуществило поставку колбасы вареной "Докторской", произведенной ООО "Равис-птицефабрика Сосновская". Товар, поставленный в адрес заказчика, передавался с сопроводительными документами, подтверждающими его качество: ветеринарное свидетельство N19224942896 от 30.05.2023, декларация о соответствии от 28.12.2022.
12.07.2023 от заказчика поступила в адрес общества информация о том, что поставленная колбаса по результатам лабораторных испытаний также не соответствуют требуемым характеристикам, также в адрес общества направлена претензия о ненадлежащем исполнении контракта (исх. N1575 от 12.07.2023) с требованием об уплате штрафа за ненадлежащее исполнение контракта на сумму 10 969,45 руб.
12.07.2023 от заказчика в адрес общества получено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неоднократными поставками товаров с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок (исх. N1574 от 12.07.2023).
19.07.2023, до даты вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, обществом были устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решение - поставлен товар другого производителя, а именно:
- сосиски в количестве 2 кг, заменив производителя на - ООО "Сибирские мясные продукты". Товар, поставленный в адрес заказчика, передавался с сопроводительными документами, подтверждающими его качество: ветеринарное свидетельствоN19911368623 от 19.07.2023, декларация о соответствии от 05.03.2022.
- колбаса варная "Докторская" в количестве 4 кг, заменив производителя на - ООО "Мясоперерабатывающий комплекс "Атяшевский". Товар, поставленный в адрес заказчика, передавался с сопроводительными документами, подтверждающими его качество: ветеринарное свидетельство N19911356546 от 19.07.2023, декларация о соответствии от 06.03.2023.
Объём продукции поставлен в требуемом для замены объеме и, следовательно, для исправления ситуации, послужившей основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.07.2023 г. общество осуществило дополнительную поставку сосисок и колбасы, производителем которых является ООО "Агропромышленный комплекс "Правильные продукты" в количестве, требуемом для замены некачественного товара и, следовательно, для исправления ситуации послужившей основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Товар, поставленный в адрес заказчика, передавался с сопроводительными документами, подтверждающими его качество: ветеринарное свидетельство N19926593491 от 20.07.2023, ветеринарное свидетельство N19926602123 от 20.07.2023. Заказчик отказался от приемки поставленного товара указав, что поставка уже произведена.
11.08.2023 от заказчика в адрес общества поступила информация о том, что поставленный товар по результатам лабораторных испытаний не соответствует требуемым качественным характеристикам, 11.08.2023 в адрес общества направлена претензия о ненадлежащем исполнении контракта (исх. N1817 от 11.08.2023) с требованием об уплате штрафа за ненадлежащее исполнение контракта на сумму 10 969,45 руб.
17.08.2023 от заказчика в адрес общества получено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с повторным нарушением требований к качеству товара, установленных условиями контракта (исх. N1854 от 17.08.2023).
Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В силу статьи 309 Гражданского Кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статьи 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В соответствии с частью 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Согласно части 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В силу части 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Комиссией установлено, что ввиду ненадлежащего исполнения обязательств по контракту Заказчиком 17.08.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на основании пунктов 1, 2 статьи 523 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частями 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, пункта 11.2 Контракта.
В силу частей 8 и 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 указанной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 указанной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контактной системе.
На основании изложенного, при рассмотрении обращения необходимо установить дату надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта и дату вступления соответствующего решения в силу с учетом положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Исходя из информации, размещенной заказчиком в единой информационной системе (далее - ЕИС), Комиссия установила, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС - 17.08.2023.
Датой надлежащего уведомления поставщика является дата размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС, то есть 17.08.2023.
В случае, если поставщик не устраняет в течение 10 дней с момента надлежащего уведомления, нарушения, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, то контракт по истечение указанного срока считается расторгнутым. Ввиду чего контракт считается расторгнутым с 29.08.2023.
С момента принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта обществом были предприняты меры по устранению сложившейся ситуации, а именно, платежным поручением от 04.09.2023 N3339 обществом произведена уплата штрафов, пеней по претензиям от 15.05.2023, от 09.06.2023, от 12.07.2023, от 11.08.2023 на общую сумму 32 911,07 руб.
Комиссия принимает во внимание тот факт, что общество не является производителем колбасных изделий, а закупает их напрямую у производителей. Приобретая товар, общество запрашивает и проверяет документы, подтверждающие качество товара.
Кроме того, Комиссия принимает во внимание тот факт, что, вышеуказанные лабораторные испытания были проведены заказчиком с нарушением регламентированной Законом о контрактной системе процедуры, а именно КГКУ "Краевая ветеринарная лаборатория" не уведомило общество о допустимости своего участия в проведении экспертизы. Доказательств обратного Комиссии не представлено.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что обществом после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта совершены действия, направленные на устранение нарушений обязательств по контракту, послуживших основанием принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил, если:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
-принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
-надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Вместе с тем из документов, поступивших в материалы обращения, следует подтверждение факта принятия обществом мер для надлежащего исполнения условий контракта, что подтверждается установленными фактами.
Таким образом, Комиссия не усматривает достаточных оснований полагать, что общество при исполнении контракта действовало недобросовестно.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
Более того, к моменту проведения заседания, Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении общества от исполнения контракта по результатам электронного аукциона.
При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
При этом любые неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу такого лица.
На основании изложенного, руководствуясь Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Группа Алмаз" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Дударева
Члены Комиссии Н.А. Ворсина
И.М. Болотова
Исп.Болотова И.М.
тел.8(391)2110144
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 5 сентября 2023 г. N 024/10/104-2488/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.09.2023