Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Силичева М.В. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии: Осташовой Е.Э.- начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
Ким Ил Дя - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных
закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис" (ИНН 7702686150) на положения извещения - утвержденное Департаментом городского хозяйства Администрации города Южно-Сахалинска (ИНН 6501172040) при проведении электронного аукциона по объекту: "Оказание услуг финансовой аренды (лизинга) объектов наружного освещения улично-дорожной сети" (извещение N 0161300000123000765).
УСТАНОВИЛА:
24.08.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба заявителя на положения извещения, в которых допущены нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Комиссия Сахалинского УФАС России, проанализировав имеющиеся в деле документы, а также информацию, размещенную на сайте Единой информационной системе в сфере закупок, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа: при публикации извещения N0161300000123000765 на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) объектов наружного освещения улично-дорожной сети от 04.08.2023 г. Заказчиком не установлены запреты и ограничения в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системы.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системы в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
П.1 Постановления Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (с изменениями и дополнениями) установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению (далее - перечень).
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ N616, запреты, установленные пунктами 1 и 2 настоящего постановления, распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом лизинга.
В соответствии с Письмом от 21 мая 2021 г N 41464/12 Министерства промышленности и торговли Российской Федерации: пунктом 4 постановления N 616 установлено, что запрет распространяется в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом аренды и (или) лизинга.
В соответствии с Письмом от 14 июля 2021 г. N 24-06-07/55965 Министерства Финансов Российской Федерации: согласно пункту 4 Постановления N 616 запреты, установленные пунктами 1 и 2 Постановления N 616, распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом аренды и (или) лизинга.
Приложением к Постановлению Правительства РФ N616 от 30 апреля 2020 г. N 616 в Перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд продукция с кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) включена группировка "27.40.39 Светильники и осветительные устройства прочие, не включенные в другие группировки" (п.25(7)).
Как установлено в Описание объекта, в составе совокупного оборудования и комплектующих, входящих в состав Имущества Лизингополучателем закупается осветительное устройство (светодиодные светильники).
Таким образом, на закупаемое осветительное оборудование распространяется запрет, предусмотренный Постановлением Правительства РФ N616.
Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ N616 в целях реализации настоящего постановления:
а) подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации яв-
ляется наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции);
б) подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза является наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).
Пунктом 10 Постановления Правительства РФ N616 предусмотрено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт; в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт.
В случае представления участником закупки в составе заявки информации из реестра российской промышленной продукции или евразийского реестра промышленных товаров без указания совокупного количества баллов, указанного в абзацах втором и третьем настоящего пункта, или с указанием такого совокупного количества баллов, не соответствующего требованиям, установленным для целей осуществления закупок постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 или решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 соответственно, такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств.
Номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции не представляются при поставках вооружения, военной и специальной техники, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, и (или) при поставках образцов вооружения, военной и специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже "О 1". Информация о таких товарах не подлежит включению в реестр российской промышленной продукции.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, в нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в извещении, об осуществлении закупок запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, согласно Постановлению Правительства N 616 не установлен.
2. В соответствии с п. 1.1. проекта контракта единицей Имущества считается 1 (Один) Объект наружного освещения, всего передаче в лизинг подлежит 164 Объекта согласно Приложению N6 к Описанию объекта закупки".
Под объектами наружного освещения, согласно приложению N 6 к Описанию объекта закупки, Заказчик подразумевает количество улиц, на которых необходимо смонтировать следующее имущество:
-Светодиодные светильники, в количестве 2 831 шт. в комплекте с кронштейнами;
- Воздушная линия, протяженностью 60 км;
- Столбовые опоры в кол-ве 905 шт.;
- Система управления наружным освещением в кол-ве 49 шт.
Вышеуказанное оборудование Лизингодатель обязуется приобрести в собственность у определенного Лизингодателем Продавца по Договору поставки Имущество на согласованных в настоящем Контракте условиях, передать Имущество во временное владение и пользование в качестве предмета лизинга, а Лизингополучатель обязуется принять Имущество во временное владение и пользование в качестве предмета лизинга на согласованный Сторонами срок и осуществлять лизинговые платежи в соответствии с условиями Контракта.
В соответствии с п. 7.3 проекта контракта после уплаты всех лизинговых платежей Имущество должно быть передано в собственность Лизингополучателя. Имущество передается в собственность Лизингополучателя свободным от обременений и прав третьих лиц.
Таким образом, в рамках оказания финансовой аренды (лизинга), Заказчику на баланс будет передано имущество в количестве, указанном выше.
Учитывая вышеизложенное, на закупаемое осветительное оборудование распространяется запрет, предусмотренный Постановлением Правительства РФ N616.
При этом, воздушная линия, столбовые опоры, шкафы управления наружным освещением в перечень ПП РФ N 616 не входят.
В соответствии с п. 12 ПП РФ N 616 установлено, что для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него.
Таким образом действия Заказчика по объединению в один лот товаров включенный перечень ПП РФ N 616 и не включенных приводит к нарушению Закона о контрактной системе.
Ввиду вышеизложенного Комиссия Сахалинского УФАС приходит к выводу, что Заказчиком нарушены положения ч.3 ст. 14, ст. 8 Закона о закупках. Вместе с тем, обязательное для исполнение предписание решено не выдавать, ввиду того, что по ранее принятому решению N 065/06/106-591/23было выдано предписание об аннулировании закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Энергосервис" (ИНН 7702686150) на положения извещения - утвержденное Департаментом городского хозяйства Администрации города Южно-Сахалинска (ИНН 6501172040) при проведении электронного аукциона по объекту: "Оказание услуг финансовой аренды (лизинга) объектов наружного освещения улично-дорожной сети" (извещение N 0161300000123000765) - обоснованной.
2. Признать Заказчика - Департамент городского хозяйства Администрации города Южно-Сахалинска нарушившим ст.8, ч.3 ст. 14 Закона о контрактной системе,
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии |
|
М.В. Силичев |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
Е.Э. Осташова |
|
|
Ил Дя Ким |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 31 августа 2023 г. N 065/06/106-591/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2023