Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии:
<_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок,
<_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - БУЗ УР "Республиканский наркологический диспансер МЗ УР" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО СК "МАРСТРОЙ" (ИНН 1686016042) (далее - Подрядчик, Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "N зз-16640-2023 Работы по капитальному ремонту центральной входной группы здания БУЗ УР "РНД МЗ УР", расположенного по адресу: г. Ижевск, пос. Машиностроителей, д. 117" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123006658, далее - Аукцион),
на заседании Комиссии в присутствии:
представителя ООО СК "МАРСТРОЙ" посредством видеоконференцсвязи <_> (доверенность от 31.08.2023 б/н),
представителей Заказчика: <_> (доверенность от 31.08.2023 N320), <_> (доверенность от 31.08.2023 N321),
в отсутствие представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
03.05.2023 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 2 256 444,08 рублей.
12.05.2023 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.05.2023 NИЭА1 поступило три заявки на участие в Аукционе, победителем признано ООО СК "МАРСТРОЙ".
23.05.2023 между Обществом и БУЗ УР "РНД МЗ УР" был заключен контракт N54ЭА (далее - Контракт), согласно которому Общество приняло на себя обязательство по выполнению работ по капитальному ремонту центральной входной группы здания БУЗ УР "РНД МЗ УР", расположенного по адресу: г. Ижевск, пос. Машиностроителей, д. 117" (далее - работы). Цена Контракта 1 884 130,82 руб.
В связи с неисполнением ООО СК "МАРСТРОЙ" условий Контракта Заказчиком 18.08.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 3.2. Контракта срок выполнения работ:
- дата начала исполнения контракта: с даты заключения контракта;
- дата окончания исполнения контракта: 10.11.2023.
В соответствии с календарным планом-графиком работы на объекте должны быть начаты 01.07.2023.
30.05.2023 Заказчик произвел предварительную оплату предусмотренных Контрактом работ в размере 49,00 % от цены Контракта, что подтверждается платежным поручением N205568 от 30.05.2023.
19.07.2023 Заказчик направил в адрес Общества претензию N07/23-944, согласно которой по состоянию на 19.07.2023 Подрядчик к выполнению работ не приступил. Претензия также содержала требование к Обществу незамедлительно приступить к производству предусмотренных Контрактом работ.
20.07.2023 Общество направило в адрес Заказчика письмо исх. N175 согласно которому Подрядчик просил рассмотреть вопрос о замене типа применяемого профиля для остекления входной группы, а именно: использования алюминиевого профиля вместо установленного документацией профиля из ПВХ. К письму также был приложен новый график выполнения работ.
Согласно письму Заказчика, направленному в адрес Общества 27.07.2023, указанная замена материала профиля не была согласована.
03.08.2023 Заказчик направил в адрес Общества претензию N07/23-1019, согласно которой представленный ООО СК "МАРСТРОЙ" 20.07.2023 график выполнения работ составлен с нарушением последовательности выполнения работ. Претензия содержала требование по корректировке указанного графика, предоставления Заказчику журнала учета выполненных работ.
04.08.2023 Общество направило в адрес Заказчика письмо, согласно которому новый график производства работ будет составлен только после решения вопроса относительно установки оконных блоков.
07.08.2023 Заказчик направил в адрес Общества претензию N08/23-1049, согласно которой по состоянию на 07.08.2023 Подрядчик к выполнению работ не приступил. Заказчик также указал, что необходимый тип ПВХ-профиля и его характеристики, которым он должен отвечать, предусмотрены сметным расчетом (Приложение N4 к Контракту). Претензия также содержала требование к Обществу незамедлительно приступить к производству предусмотренных Контрактом работ.
10.08.2023 Заказчик направил в адрес Общества претензию N08/23-1066, согласно которой по состоянию на 10.08.2023 Подрядчик к выполнению работ не приступил. Претензия также содержала требование к Обществу о возврате полученного аванса, в случае если Общество не планирует выполнять предусмотренные Контрактом работы.
Согласно ч. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с п. 12.3. Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
18.08.2023 Заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или иными правовыми актами.
Заключив Контракт, фактически ООО СК "МАРСТРОЙ" приняло на себя обязательство, которое должно быть выполнено в установленном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении Общества, выразившемся в следующем.
В установленные Контрактом сроки, Подрядчик не выполнил работы.
В соответствии с ч. 1 ст. 716 ГК РФ Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
- непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
- иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Аналогичные положения предусмотрены п. 4.2.6. Контракта.
Таким образом, ООО СК "МАРСТРОЙ" было вправе приостановить выполнение работ, вместе с тем, Обществом этого сделано не было.
Согласно п. 11.2. Контракта контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Предусмотренным Контрактом правом на односторонний отказ от исполнения контракта Общество также не воспользовалось.
Комиссия отмечает, что сметная документация была опубликована в составе извещения о проведении Аукциона, т.е. имелась в открытом доступе. Таким образом, Общество могло заблаговременно ознакомится с указанной документацией.
Подавая заявку на участие в Аукционе, ООО СК "МАРСТРОЙ" фактически согласилось с условиями исполнения Контракта, сроками выполнения работ, перечень и объем работ были Обществу понятны и не вызывали вопросов (Общество не обращалось за разъяснением положений извещения о проведении Аукциона, жалоб на положение извещения о проведении Аукциона не подавало).
Кроме того, Комиссия также отмечает, что задержки в разрешении вопроса относительно замены материала оконного профиля, применяемого при проведении работ, не препятствовали ООО СК "МАРСТРОЙ" осуществлять иные предусмотренные Контрактом работы, не связанные с монтажом окон (разборка парапетных решеток, демонтаж кровли, устройство водосточной системы, монтаж светильников, изготовление металлических дверей для подвалов и подъездов, устройство асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров и т.д.). Доказательств каких-либо препятствий со стороны Заказчика к проведению указанных работ Общество в материалы дела не представило.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
То есть в рассматриваемом случае Общество предпочло не исполнять условия контракта, соответственно должно было осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий в случае расторжения контракта и рассмотрения обращения о включении в РНП.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО СК "МАРСТРОЙ", так как Общество не предприняло достаточных мер, направленных на исполнение обязательств по Контракту, в то время как при должной осмотрительности должно было совершить все действия, направленные на исполнение принятых на себя обязательств в срок, установленный Контрактом.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО СК "МАРСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО СК "МАРСТРОЙ" (ИНН 1686016042) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "N зз-16640-2023 Работы по капитальному ремонту центральной входной группы здания БУЗ УР "РНД МЗ УР", расположенного по адресу: г. Ижевск, пос. Машиностроителей, д. 117" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123006658) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "СК "МАРСТРОЙ" (ИНН 1686016042) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
|||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
|||
29.08.23 |
31.08.23 |
29.08.23 |
0 |
29.08.23 |
05.09.23 |
01.09.23 |
0 |
06.09.23 |
06.09.23 |
0 |
0 |
|||
|
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 1 сентября 2023 г. N 018/06/104-660/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2023