Резолютивная часть решения оглашена 04.08.2023
В полном объеме решение изготовлено 06.08.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
|
руководителя Челябинского УФАС России, |
|
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
|
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
|
Кокшаровой И.О. |
|
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
рассмотрев обращение Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Мета-Трейд" в связи с уклонением общества от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Южноуральск - Магнитогорск, участки км 117+000 - км 119+500; км 125+100 - км 133+000; км 137+000 - км 141+600 (извещение N 0869200000223006460) (далее - аукцион), при участии:
- представителя Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Егориной И.В., действующего на основании доверенности N 1 от 30.03.2023,
- представителя ООО "Мета-Трейд" Куликова С.А., действующего на основании доверенности N 139-Д от 28.12.2022,
- представителя ООО "Мета-Трейд" Петровой И.А., действующего на основании доверенности N 5 от 01.09.2023,
- представителя ООО "Мета-Трейд" Хусаинова М.Р., действующего на основании доверенности N 7 от 01.09.2023,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России) поступило обращение заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Мета-Трейд".
Согласно представленным документам 26.07.2023 Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области объявило о проведении электронного аукциона.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 14.08.2023 победителем аукциона признано ООО "Мета-Трейд".
В протоколе уклонения от заключения контракта указано, что в регламентированный законом срок участником закупки не предоставлено обеспечение исполнения контракта с учетом требований к соблюдению антидемпинговых требований по части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, что является основанием для признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта, а также для направления сведений о таком участнике в антимонопольный орган.
Представитель ООО "Мета-Трейд" на заседании Комиссии направил письменные пояснения и документы и указал, что документы об обеспечении исполнения контракта не представлены ввиду длительного срока согласования независимой гарантии, при этом в регламентированный законом срок общество подписало контракт, при этом с начала проведения закупки осуществляло переписку с банками в части возможности одобрения независимой гарантии, неоднократно согласовывало текст гарантии с заказчиком, а также заключило договоры поставки оборудования и материалов, необходимых для исполнения контракта, что свидетельствует об отсутствии признаков недобросовестного поведения в действиях участника закупки. При этом на заседании Комиссии общество предоставило независимую гарантию, выданную банком, на сумму, соответствующую полуторному размеру обеспечения исполнения контракта.
При этом, общество также обратилось с заявлением о возможности выдачи предписания в целях заключения контракта.
Представитель заказчика на включении общества в реестр не настаивал.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) (в редакции, действующей на момент проведения закупки), пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать условия, предусмотренные подпунктами "а-е" указанной статьи.
Подпунктами "а, б" пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
- подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
- в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
- вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
Пунктами 2, 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе предусмотрено, что участник закупки также вправе сформировать протокол разногласий либо осуществить отказ от подписания контракта, в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе предусмотрено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Таким образом, участник закупки на стадии подписания проекта контракта должен разместить на электронной площадке подписанный проект контракта, документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, информацию, предусмотренную статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае, если участником закупки предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта), а также обязан внести денежные средства за заключение контракта либо разместить документы, предусмотренные пунктами 2, 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Как следует из документов, представленных заказчиком, проект контракта размещен в единой информационной системе 15.08.2023, то есть на 1 день после опубликования протокола подведения итогов от 14.08.2023, что подтверждается информацией, размещенной в единой информационной системе. Таким образом, обязанность по направлению проекта контракта заказчик исполнил в полном объеме.
Победителем рассматриваемого аукциона признано ООО "Мета-Трейд" с ценовым предложением 262 642 522, 28 рублей, при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 27,1 %.
Так, 22.08.2023 обществом направлен протокол разногласий в части определения договорной подсудности и 25.08.2023 размещен на электронной площадке со своей стороны проект контракта, однако обеспечение исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, что составляет 162 125 013, 75 рублей, не представлено.
Указанные действия участника закупки противоречат подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 51, части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.
При этом, факт неисполнения обязательств по предоставлению обеспечения исполнения контракта зафиксирован заказчиком путем принятия и опубликования в единой информационной системе протокола признания участника электронного аукциона уклонившимся от 28.08.2023.
Следует отметить, что указанный протокол сформирован и размещен посредством единой информационной системы, подписан электронной подписью лица, действующего от имени заказчика (Куликовым С.А.), что соответствует подпункту "а" пункта 2 части 1 стать 51 Закона о контрактной системе.
При этом, размещение в единой информационной системе протокола уклонения с электронным образом подписей членов комиссии не предусмотрено действующим законодательством.
При этом, размещение в составе закупки во вкладке "Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 28.08.2023 NППУ20_1" дополнительно к протоколу приказа о создании единой комиссии не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Как следует из части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, законодательство о контрактной системе содержит императивное правило, в соответствии с которым уклонение выражается в непредставлении как подписанного проекта контракта, так и обеспечения исполнения контракта, что в свою очередь является основанием для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Таким образом, в регламентированный законом срок ООО "Мета-Трейд" не выполнило установленную Законом обязанность по представлению обеспечения исполнения контракта в размере, предусмотренном частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, что свидетельствует о нарушении хозяйствующим субъектом порядка заключения контракта, предусмотренного законодательством о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что обществом направлен проект контракта в регламентированный срок для подписания контракта.
Кроме того, в материалы дела обществом представлены сведения, из которых следует, что начиная со 02.08.2023 участник закупки осуществлял поиск банковских организаций, готовых выпустить независимую гарантию, что подтверждается электронной перепиской.
А именно заявки были направлены в адрес: ПАО "Совкомбанк", АО "Альфа-Банк", ПАО АКБ "Металлинвестбанк", ПАО "Банк Зенит", АО "АБ Россия" и другие организации (порядка 14 банков).
При этом, по информации, представленной обществом, только ПАО АКБ "Металлинвестбанк" одобрило заявку на выдачу независимой гарантии 21.08.2023, при этом окончательное одобрение заявки должно быть принято в период с 25.08.2023 по 28.08.2023.
В материалы дела заказчиком также представлена электронная переписка в части согласования текста независимой гарантии с обществом (от 18.08.2023, от 23.08.2023).
Вместе с тем, как следует из пояснений общества независимая гарантия не оформлена банком на дату подписания проекта контракта со стороны участника закупки.
При этом, в письмах от 25.08.2023, 28.08.2023, направленных ООО "Мета-Трейд" заказчику следует, что общество имеет намерение заключить контракт и предоставить обеспечение исполнения контракта после выдачи независимой гарантии и внесения ее в реестр, в том числе общество уведомляет заказчика о наличии у него материальных ресурсов, необходимых для исполнения контракта.
Так, в материалы дела обществом представлены документы, подтверждающие приобретение им техники и строительных материалов в период с 10.08.2023 (договор купли-продажи самоходной машины, счета-фактуры, платежные поручения на поставку строительных материалов (песка, щебня, битума, бетона и других материалов).
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что обществом совершены действия в срок до признания лица уклонившимся от заключения контракта, свидетельствующие о намерении заключить и исполнить контракт.
Кроме того, в материалы дела обществом представлена независимая гарантия N 1851/166-Г/23 от 04.09.2023, выданная ПАО "Совкомбанк" на сумму 162 125 013, 75 рублей, о чем внесены сведения в реестр независимых гарантий.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
Из документов, представленных ООО "Мета-Трейд", следует, что правовое поведение хозяйствующего субъекта направлено на заключение контракта, выражающееся в совершении реальных действий по подписанию на электронной площадке проекта контракта и предоставлению документов, подтверждающих совершение действий по оформлению независимой гарантии, а также по приобретению оборудования и материалов для целей исполнения контракта до момента признания заказчиком лица уклонившимся от заключения контракта. Кроме того, на заседании Комиссии обществом представлена независимая гарантия в размере, соответствующем условиям проекта контракта.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, контрольный орган принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
В силу подпункта "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил в случае, если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Принимая во внимание, что намерения по подписанию проекта контракта подтверждаются материалами дела, явный отказ от подписания контракта общество не выражало, Комиссия Челябинского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения ООО "Мета-Трейд", лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участника общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Дополнительно Комиссия отмечает, что основания для выдачи предписания об устранении нарушений законодательства в целях продления срока подписания проекта контракта отсутствуют, так как в силу подпункта "б" пункта 13, подпункта "а" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, предписание выдается в случае, если заказчиком допущены нарушения законодательства о контрактной системе, тогда как доказательства, подтверждающие нарушение положений законодательства о контрактной системе, не установлены, в связи с чем удовлетворение указанного ходатайства общества не представляется возможным.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области в отношении ООО "Мета-Трейд" (ИНН 0272911120), лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участника общества, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 6 сентября 2023 г. N 074/06/104-2090/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.09.2023