Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии - главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Садрисламова Н.Н.
члены Комиссии:
-ведущий специалист-эксперт контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан -Ларшутин Р.С.
-специалист-эксперт контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан - Хлебников М.В.
в отсутствии сторон
УСТАНОВИЛА:
В адрес Башкортостанского УФАС России поступило заявление Заказчика о включении ООО "Дет-строй" (далее - Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по проведенной закупке N 0801300016323000022 "Приобретение и установка детской игровой площадки на
территории филиала МБОУ СОШ с. Бала-Четырман НШ-детский сад с. Гавриловка , расположенной по адресу 453295, Республика Башкортостан, Федоровский район, с.Гавриловка, ул. Центральная, д.29".
В соответствии с ч.7 ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Башкортостанским УФАС России проведена проверка факта неисполнения обязанностей по контракту.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан как уполномоченный орган при решении вопроса о включении информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков, в каждом случае должно дать полную и объективную оценку всем фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев представленные Заказчиком документы, Комиссией Башкортостанского УФАС России по решению вопроса о включении информации об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) либо отказе от включения такой информации в указанный реестр, установлено следующее.
03.07.2023 года между Подрядчиком и Заказчиком был заключен контракт N0801300016323000022Приобретение и установка детской игровой площадки на территории филиала МБОУ СОШ с. Бала-Четырман НШ-детский сад с. Гавриловка , расположенной по адресу 453295, Республика Башкортостан, Федоровский район, с.Гавриловка, ул. Центральная, д.29, сумму контракта 891 000,00 рублей.
В соответствии с п. 1.1. Контракта, По настоящему Контракту Подрядчик обязуется в установленные настоящим Контрактом сроки выполнить по заданию Заказчика из своих материалов, собственными силами и средствами Работы по Приобретению и установке детской игровой площадки на территории филиала МБОУ СОШ с. Бала-Четырман НШ-детский сад с. Гавриловка , расположенной по адресу 453295, Республика Башкортостан, Федоровский район, с.Гавриловка, ул. Центральная, д.29, именуемого в дальнейшем "Объект", в соответствии с условиями настоящего Контракта и приложений к нему, сдать результат работ Заказчику, а Заказчик обязуется создать Подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную Сметой цену.
Согласно п. 2.1. Контракта, срок выполнения работ по Контракту с момента заключения контракта по 15.08.2023 г.
Подрядчик имеет право выполнить работы досрочно.
Работа считается выполненной после подписания Сторонами акта о приемке выполненных работ и иных документов, предъявляемых при приемке Работ Подрядчиком.
За ненадлежащее исполнение контракта Заказчиком направлено Требование об уплате штрафа Nб/н от 29.08.2023, претензии.
Таким образом, контракт не исполнен в срок до 15.08.2023 года.
В соответствии частью 8 ст.95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст.95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 2 ст. 410 Гражданского кодекса РФ, в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с п. 13.7 Контракта, настоящий Контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с наущением сроков исполнения контракта 16.08.2023 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Решение размещено 16.08.2023 года.
Таким образом, решение вступает в законную силу 28.08.2023 года.
Порядок расторжения контракта Заказчиком в одностороннем порядке выдержан в соответствии с Законом о контрактной системе.
Исходя из положения ч.2 ст.104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны прежде всего с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (Постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П, Определения от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, и быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является специальным правовым институтом Закона о контрактной системе, которым заказчик при соблюдении нормативной процедуры выражает свое одностороннее волеизъявление на прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом.
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта (пункт 15 Правил).
Автоматическое включение лица, нарушившего условия государственного контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым и без учета степени его вины несоразмерно ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке.
Комиссией установлено, что Подрядчик включен Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), между тем, Решение Заказчика оспаривается в судебном порядке (Дело N А71- 13202/2023 Арбитражный суд Удмуртской Республики).
Согласно письму Подрядчика адресованное Заказчику, задержка выполнения работ по контракту обусловлена независящими от Подрядчика причинами, а именно, внезапной поломкой оборудования на производстве. Ремонт оборудования завершен в полном объеме, оборудование для детской площадки изготавливается.
Стоит отметить, что Подрядчиком исполнено более 60 контрактов, что подразумевает добросовестное поведение при исполнении государственных контрактов.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Башкортостанского УФАС России приходит к выводу, что основания для включения информации об Обществе в реестр недобросовестных Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствуют.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Заказчиком о включении ООО "Дет-строй" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии Садрисламова Н.Н.
Члены Комиссии Ларшутин Р.С.
Хлебников М.В.
Заместитель начальника отдела |
Д.Р. Гареев |
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 1 сентября 2023 г. N РНП-02-233/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.09.2023