Резолютивная часть решения оглашена 07.09.2023
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
на основании статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "Правил ведения недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей", рассмотрела обращение Управления архитектуры и строительства администрации города Владимира о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "ГеоМакИнфо" (ИНН/КПП 7817302347/781701001, адрес - 192029, г.Санкт-Петербург, пр.Обуховской обороны, д.76, литера А, пом.2303, офис А) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в присутствии представителей Управления архитектуры и строительства администрации города Владимира ООО "ГеоМакИнфо"
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
У С Т А Н О В И Л А:
31.08.2023 во Владимирское УФАС России поступило обращение Управления архитектуры и строительства администрации города Владимира о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "ГеоМакИнфо" (ИНН/КПП 7817302347/781701001, адрес - 192029, г.Санкт-Петербург, пр.Обуховской обороны, д.76, литера А, пом.2303, офис А) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ввиду одностороннего расторжения контракта на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Дороги в квартале малоэтажной застройки мкр.Лунево-Сельцо".
Из обращения заказчика установлено следующее.
По результатам проведенной закупки между Управлением архитектуры и строительства администрации города Владимира (Заказчик) и ООО "ГеоМакИнфо" (Подрядчик) заключен контракт от 12.04.2022 N 2-2022 на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Дороги в квартале малоэтажной застройки мкр.Лунево-Сельцо".
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту "Дороги в квартале малоэтажной застройки мкр.Лунево-Сельцо" в соответствии с условиями настоящего Контракта, техническим заданием (приложение N 2 к Контракту). Согласно пункта 4.1 Контракта срок выполнения работ по Контракту определяется в соответствии с календарным планом (Приложение N 1 к Контракту).
В соответствии с календарным планом (Приложение N 1 к Контракту) срок окончания работ - в течении 8 месяцев со следующего дня после заключения контракта, то есть - до 13.12.2022.
В процессе выполнения контракта ООО "ГеоМакИнфо" неоднократно обращалось в адрес заказчика с просьбой внести изменения в Контракт в части его срока и условий. Письмами от 29.11.2022, от 12.12.2022 Заказчик проинформировало Общество о том, что указанные в обращениях обстоятельства не обладают ни признаком чрезвычайности, ни признаком непредотвратимости, поэтому отсутствуют правовые основания для принятия решения об изменении существенных условий. На все запросы Общества о предоставлении дополнительных сведений Заказчик оперативно давал ответы.
Письмом от 03.08.2023 N 690 ООО "ГеоМакИнфо" предложило Управлению расторгнуть Контракт по соглашению сторон и предоставило соответствующее дополнительное соглашение для рассмотрения и подписания. Письмом от 08.08.2023 N 32-09/2901 Управление сообщило Обществу, что Контракт имеет важную социальную направленность и не может быть расторгнут по соглашению сторон. Кроме того, Заказчик указало ООО "ГеоМакИнфо" на необходимость обеспечить направление всех документов для прохождения государственной экспертизы в срок до 10.08.2023.
По состоянию на 18.08.2023 обязательства, предусмотренные пунктом 1.1 Контракта, Обществом не исполнены в полном объеме.
С учетом изложенного и руководствуясь частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок, пунктом 3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 11.2 Контракта Управлением 18.08.2023 было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 29.08.2023 решение вступило в законную силу и контракт был расторгнут.
На основании изложенного, заказчик просит Комиссию Владимирского УФАС России включить информацию об ООО "ГеоМакИнфо" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель ООО "ГеоМакИнфо" по существу обращения пояснил следующее.
В своем решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчик сослался на неисполнение Подрядчиком обязательств в установленный срок и ненаправлении проектной документации на государственную экспертизу сославшись на пункт 3 статьи 715 ГК РФ и пункт 11.2 как основание для одностороннего отказа от исполнения Контракта. Подрядчик, посчитав изложенную позицию Заказчика необоснованной, направил в его адрес возражение от 24.08.2023, считая принятое решение Заказчика необоснованным по изложенным в нем основаниям.
До истечения предусмотренного законодательством десятидневного срока, вопреки доводам Заказчика, работы по контракту были выполнены практически полностью, а проектная документация была направлена с заявлением N 2023/05/18-00372 от 11.08.2023 в электронной форме в ГАУ "Владимирское территориальное управление государственной вневедомственной экспертизы" на экспертизу.
Экспертиза письмом от 16.08.2023 N 02158-23/Г33-0071588/56-04 направила Подрядчику замечания по предоставлению проектной документации. После устранения замечаний Подрядчик вновь направил проектную документацию на экспертизу. Однако по состоянию на 28.08.2023 ответ Заказчика на возражение Подрядчика не поступил.
Кроме того, выполнение Подрядчиком работ, предусмотренных контрактом, за пределами установленных сроков произошло вследствие просрочки исполнения Заказчиком своих встречных обязательств по предоставлению Подрядчику исходных данных, задания и технических условий, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и Контрактом.
В силу изложенного, представитель ООО "ГеоМакИнфо" просит отказать в удовлетворении обращения заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев материалы дела, Комиссия Владимирского УФАС России установила следующее.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, согласно действующему законодательству, 18.08.2023 г. дата надлежащего уведомления подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Дата расторжения контракта 29.08.2023 г
Вместе с тем, при решении вопроса о включении ООО "ГеоМакИнфо" в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из анализа положений статьи 104 Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от заключения контракта. Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах закупки по размещению государственных и муниципальных закупок.
В судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации (постановления от 30.07.2001 г. N 13-П, от 21.11.2002 г. N 15-П, определения от 07.06.2001 г. N 139-О, от 07.02.2002 г. N 16-О) отражено, что применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Антимонопольному органу, рассматривающему вопрос о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, недостаточно лишь констатировать факт одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением его условий подрядчиком; необходимо дать оценку поведения подрядчика на предмет его недобросовестности, определив вину в неисполнении контракта.
Комиссия Владимирского УФАС России, изучив представленные документы сторон, пришла к выводу, что в действиях ООО "ГеоМакИнфо" отсутствует недобросовестное поведение, выраженное в умышленном неисполнении условий заключенного контракта. В частности Обществом предпринимались действия направленные на исполнение контракта - проектная документация была направлена для проведения государственной экспертизы. Данное обстоятельство подтверждается пояснением представителя Общества, а также копиями представленных документов.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
Р Е Ш И Л А:
Отказать в удовлетворении обращения Управления архитектуры и строительства администрации города Владимира о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "ГеоМакИнфо" (ИНН/КПП 7817302347/781701001, адрес - 192029, г.Санкт-Петербург, пр.Обуховской обороны, д.76, литера А, пом.2303, офис А) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Решение территориального антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в сроки, установленные действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 7 сентября 2023 г. N 033/06/104-627/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.09.2023