Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
. - главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела КЗ Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- представителя по доверенности ООО "Строй-Контроль";
рассмотрев материалы МКУ "УКС" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "Строй-Контроль" (далее - Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
05.09.2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение МКУ "УКС" (далее - Заказчик) о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "Строй-Контроль" в связи с односторонним отказом Подрядчика от исполнения контракта на выполнение работ по строительству объекта "Очистные сооружения в мкр. Долгушино г. Кирова с присоединением к ливневой канализации и выпуском в водоотводную канаву" (извещение N 0140300040823000523).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначено на 11.09.2023 г., в соответствии с п.п. "д" п. 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила) стороны извещены надлежащим образом.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение о расторжении контракта в связи односторонним отказом Подрядчика на основании п. 3 ст. 716 ГК РФ и п. 2 ст. 719 ГК РФ. Решение было размещено Подрядчиком в ЕИС 16.08.2023 г., вступило в законную силу 29.08.2023 г.
На рассмотрении материалов РНП представитель ООО сообщил, что приняты все необходимые меры для исполнения Контракта. Подрядчик направил в адрес Заказчика Счет на оплату авансового платежа N 1 от 11.05.2023 г., предусмотренного Контрактом, на сегодняшний день оплата аванса Заказчиком не была произведена. В адрес Заказчика неоднократно направлялись письма с приложением графика производства строительно-монтажных работ в целях согласования условий порядка и начала выполнения работ, которые не были утверждены Заказчиком (график производства строительно-монтажных работ от 16.05.2023 г., проект сметы Контракта на согласование, письмо N 14 от 29.05.2023 г., письмо от 13.06.2023 г.). Необходимость согласования была вызвана в связи с переносом лимитов. После того, как график вновь был не согласован Заказчиком, ООО направило письмо N 26 от 25.06.2023 г., где обращает внимание Заказчика на то, что Подрядчик неоднократно производил корректировки графика производства строительно-монтажных работ согласно требованиям и пожеланиям Заказчика, а также указал на отсутствие конкретных требований к графику производства строительно-монтажных работ и в какие сроки необходимо начать производство выполнения работ с учетом переноса лимитов бюджетных средств с 2023 года на 2024 год. Отмечает, что не переданная Заказчиком проектная документация, не согласованный график производства строительно-монтажных работ, невыплата аванса является существенным препятствием к исполнению контрактных обязательств. Просит не включать сведения в РНП.
Заказчик письменно сообщает, что график выполнения работ не был согласован, так как не был отредактирован Подрядчиком. Также не был направлен счет на оплату аванса, а запрашиваемая в письме от 24.08.2023 г. N 46 компенсация издержек не может быть удовлетворена в виду того, что предъявленные расходы не связаны с выполнением обязательств по контракту. Просит рассмотреть материалы без участия представителя.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения Подрядчика, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
03.05.2023 г. между Заказчиком и ООО был заключен Контракт на выполнение работ по строительству объекта "Очистные сооружения в мкр. Долгушино г. Кирова с присоединением к ливневой канализации и выпуском в водоотводную канаву" на общую сумму 104 021 700,00 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с п. 1.1. Контракта Подрядчик обязуется в установленный настоящим контрактом срок по заданию Заказчика выполнить работы по строительству объекта "Очистные сооружения в мкр. Долгушино г. Кирова с присоединением к ливневой канализации и выпуском в водоотводную канаву" (далее - Объект) в объеме в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 1), проектной документацией (в части, не противоречащей Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" и Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции") и сдать их в законченном виде, а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить обусловленную цену в сроки, в порядке и на условиях, установленных в настоящем контракте.
Работы, предусмотренные контрактом, выполняются Подрядчиком со дня, следующего за днем заключения контракта, по 30 ноября 2024 года, согласно Графику выполнения строительно-монтажных работ, являющемуся неотъемлемой частью контракта (Приложение N 1). По согласованию с Заказчиком допускается досрочное выполнение работ (п. 1.3 Контракта).
Согласно п. 2.1.44 Контракта Подрядчик обязан не позднее 10 дней после заключения Контракта предоставить Заказчику подробный календарный график производства строительно-монтажных работ.
В силу п. 2.3.2 Контракта Заказчик обязан передать Подрядчику всю имеющуюся у Заказчика документацию, касающуюся строительства Объекта.
Согласно п. 3.5 Контракта оплата аванса в размере 10 % от цены Контракта, что составляет 10 402 170 руб., но не более лимита бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, производится в течение 7 рабочих дней с даты предъявления Подрядчиком счета на оплату аванса.
Сумма оплаченного аванса учитывается Заказчиком при промежуточных расчетах за выполненные и принятые работы, путем вычета суммы оплаченного аванса пропорционально стоимости принятых работ. В случае досрочного расторжения Контракта непогашенная сумма аванса подлежит возврату на счет Заказчика, указанный в Контракте, в течение 5 рабочих дней со дня его расторжения.
В соответствии с п. 7.3 Контракта в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Письмом от 16.05.2023 г. N 70 ООО "Строй-Контроль" просит увеличить аванс в размере лимита (до 30 млн. руб.) с обязательным расширением банковской гарантии. С целью приобретения оборудования в 2023 г. ввиду возможного удорожания комплектующих. А также рассмотреть возможность переноса средств за минусом аванса на 2024 г. во избежание не освоения бюджетных средств. К письму прикладывается приложение: график производства работ с переносом основных объемов работ на 2024 г.
Письмом от 22.05.2023 г. N 6/1202 МКУ "УКС" рекомендует Подрядчику рассмотреть начало производства работ по строительству очистных сооружений с конца третьего- начало четвертого квартала 2023 г. без остановки работ в виду ограниченного финансирования на 2023 г. (30 млн. руб.) с предоставлением графика производства работ.
В ответ письмом от 29.05.2023 г. N 14 Подрядчик направляет на согласование отредактированный график производства работ.
Письмом 13.06.2023 г. был направлен отредактированный график производства работ, в связи с переносом лимитов на следующий год.
В ответ Заказчик направил письмо от 20.07.2023 г. N 6/1608, в котором сообщается, что направленный график не соответствует выделенному лимиту финансирования на 2023 г. и графику выполнения СМР. Кроме того, ООО "Строй-контроль" не выполнены пункты 2.1.4, 2.1.8, 2.1.9, 2.1.10, 2.1.18, 2.1.20, 2.1.22, 2.1.23, 2.1.24 Контракта.
25.07.2023 г. письмом N 26 Подрядчик сообщил, что в письме от 20.07.2023 г. N 6/1608 отсутствует конкретизация какие именно доработки нужно внести в график и в какие сроки нужно начать производство работ с учетом переноса лимитов бюджетных средств 2023 года на 2024 год. Отмечает, что выплата аванса по договору, согласно счета, направленного своевременно в адрес Заказчика, не произведена.
26.07.2023 г. письмом N 27 Подрядчик указывает, что обязательства по пунктам 2.1.4, 2.1.10, 2.1.8, 2.1.18, 2.1.20, 2.1.22, 2.1.23, 2.1.24 Контракта не исполнены в связи с тем, что Заказчик не предоставил проектную документацию.
16.08.2023 г. Подрядчик в ЕИС разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ответ на решение об одностороннем отказе Заказчик письмом от 22.08.2023 г. N 10/1876 предлагает Подрядчику отозвать решение и расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Письмом от 24.08.2023 г. N 46 Подрядчик согласился расторгнуть контракт по соглашению сторон только в случае, если Заказчик компенсирует понесенные убытки.
Согласно п. 12.3 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Расторжение контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта осуществляется в порядке, предусмотренном положениями частей 8 - 23 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 1статьи 716 ГК РФ установлено, что подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
В соответствии с п. 3 ст. 716 ГК РФ если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328). Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков (п. 1,2 ст. 719 ГК РФ).
Согласно ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с тем, что Заказчик не согласовал график выполнения работ, не произвел оплату аванса, Подрядчиком на основании ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе, ст. 719 ГК РФ, 16.08.2023 года было принято решение об одностороннем расторжении контракта. Подрядчик реализовал свое право на односторонний отказ от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Заказчиком 16.08.2023 года в 17 ч. 50 мин. Таким образом, датой надлежащего уведомления Подрядчиком Заказчика является 16.08.2023 года.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 21 статьи 95 Закона вступило в законную силу 29.08.2023 г.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России - 05.09.2023 г.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Пунктом 15 Порядка установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В рассматриваемом случае фактические обстоятельства дела (несогласование графика выполнения работ, неисполнение заказчиком п. 3.5 Контракта по оплате аванса по Контракту, выполнение Подрядчиком работ по Контракту и последующее принятие подрядчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта) и представленные сторонами доказательства свидетельствуют о наличии у Подрядчика оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта, что, в свою очередь, является основанием для отказа во включении информации об ООО "Строй-Контроль" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МКУ "УКС" о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении ООО "Строй-Контроль" в связи с односторонним отказом Подрядчика от исполнения контракта на выполнение работ по строительству объекта "Очистные сооружения в мкр. Долгушино г. Кирова с присоединением к ливневой канализации и выпуском в водоотводную канаву" (извещение N 0140300040823000523), в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 11 августа 2023 г. N 043/10/104-937/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2023