Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_> - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
<_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок,
<_> - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика - МБУК "Культурный центр "Россия" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО СК "ГЕФЕСТ" (ИНН 1841020737) (далее - Подрядчик, Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения открытого конкурса "N зз-44966-2021 Капитальный ремонт здания МБУК "КЦ "Россия", расположенного по адресу Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Советская, д. 29" (номер извещения в ЕИС - 0813500000121016033, далее - Конкурс),
на заседании Комиссии в присутствии:
представителей ООО СК "ГЕФЕСТ": законного представителя Общества <_> (выписка из ЕГРЮЛ), <_> (доверенность от 08.09.2023 б/н), <_> (доверенность от 15.01.2023 б/н),
представителей Заказчика: законного представителя учреждения <_> (выписка из ЕГРЮЛ), <_> (доверенность от 08.09.2023 N9), <_> (доверенность от 08.09.2023 N8),
в отсутствие представителей уполномоченного учреждения - ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), уведомленного о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
01.11.2021 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 60 000 000,00 рублей.
06.12.2021 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 13.12.2021 NППИ1 поступило две заявки на участие в закупке, победителем признано ООО СК "ГЕФЕСТ".
28.12.2021 между Обществом и МБУК "КЦ "Россия" был заключен контракт N19-КЦ-12/21 (далее - Контракт), согласно которому Общество приняло на себя обязательство по выполнению работ по капитальному ремонту здания МБУК "КЦ "Россия", расположенного по адресу Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Советская, д. 29 (далее - работы). Цена Контракта 59 999 999,00 руб.
В связи с неисполнением ООО СК "ГЕФЕСТ" условий Контракта Заказчиком 23.08.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с п. 3.1. Контракта работы по Контракту должны быть начаты и завершены Подрядчиком в соответствии с графиком производства работ.
Согласно п. 3.2. Контракта срок выполнения работ:
- начало: с момента заключения Контракта;
- срок завершения работ: "30" ноября 2022 г. (включительно).
В соответствии с Приложением N1 к Контракту предусмотрены следующие этапы выполнения работ:
Наименование работ |
Количество дней
|
Дата начала работ
|
Дата окончания работ |
- Этап 1. Ремонт кровли |
90 |
01.01.2022 |
01.04.2022 |
- Этап 2. Фасад |
150 |
01.03.2022 |
01.08.2022 |
- Этап 3. Замена оконных и дверных блоков |
120 |
01.03.2022 |
01.07.2022 |
- Благоустройство территории |
240 |
01.04.2022 |
30.11.2022 |
Согласно п. 2.8.1. Контракта предоплата в размере 30% от стоимости настоящего Контракта производится в течение 10 (Десяти) календарных дней путем перечисления денежных средств в безналичном порядке на расчетный счет Подрядчика на основании выставленного счета на оплату.
28.12.2021 Общество выставило Заказчику счет на предоплату. Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, аванс выплачен Обществу в полном объеме (платежные поручения N53 от 18.01.2022, N211 от 10.02.2022).
Согласно письменным пояснениям Общества, в процессе выполнения работ по Контракту ООО СК "ГЕФЕСТ" была выявлена необходимость произведения ряда дополнительных работ, о чем Общество неоднократно уведомляло заказчика (исх. N09 от 01.03.2022, N13 от 15.03.2022, N21 от 07.04.2022, N36 от 27.05.2022, N37 от 31.05.2022, N44 от 28.06.2022, N47 от 22.07.2022, N51 от 04.08.2022, N56 от 01.09.2022).
14.06.2022 между Обществом и МБУК "КЦ "Россия" заключено дополнительное соглашение к Контракту, согласно которому предоплата по Контракту составила 50%, размер обеспечения исполнения Контракта также вырос на 20%. Кроме того, соглашением были внесены изменения в Приложение N1 к Контракту:
Наименование работ |
Количество дней
|
Дата начала работ
|
Дата окончания работ |
- Этап 1. Ремонт кровли |
181 |
01.01.2022 |
30.06.2022 |
- Этап 2. Фасад |
150 |
01.03.2022 |
01.08.2022 |
- Этап 3. Замена оконных и дверных блоков |
120 |
01.03.2022 |
01.07.2022 |
- Благоустройство территории |
240 |
01.04.2022 |
30.11.2022 |
08.07.2022 дополнительный авансовый платеж был перечислен Подрядчику (платежное поручение N1128 от 08.07.2022).
30.11.2022 между Обществом и МБУК "КЦ "Россия" заключено дополнительное соглашение к Контракту, согласно которому в качестве срока завершения работ указывалось: "30" ноября 2022 г. (включительно). Соглашением также предусматривалось внесение Подрядчиком изменений в предоставленные ранее банковские гарантии в части изменения сроков обеспечения обязательств Подрядчика, либо предоставление Подрядчиком новой гарантии до нового срока завершения работ. Кроме того, были внесены изменения в Приложение N1 к Контракту:
Наименование работ |
Дата окончания работ |
Этап 1. Ремонт кровли |
30.06.2023 г. |
Монтаж водосточной системы по всему периметру здания |
25.12.2022,г, |
Этап 2. Фасад |
30.06.2023 г. |
Часть фасада в осях П/1-8, И-П/8-13 должна быть затянута сеткой до отметки +4.200 |
с 01.12.2022 г. |
Изготовление и монтаж ходовых мостиков |
30.01.2023 г. |
Этап 3. Замена оконных и дверных блоков |
30.06.2023 г. |
Ремонт окон (откосы внутренние, подоконники, выполнение монтажа недостающих металлических отливов, карнизов, сандриков, поясков) |
25.12.2022 г. |
Ремонт входной группы (уличное покрытие центрального входа, цоколя, откосов) со стороны ул. Советская |
30.01.2023 г. |
Этап 4. Благоустройство территории |
30.06.2023 г. |
Восстановление ограждения со стороны улицы Кирова по схеме расположения с отметки ОГЮ 1-1/ОПО 1-21 и ОГЮ 2-2/ОГЮ 2-29 |
25.12.2022 г. |
Окончание работ по монтажу уличного освещения парковой зоны и подсветки здания |
25.12.2022 г. |
Согласно п. 65.1. ст. 112 Закона о контрактной системе по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 Закона о контрактной системе на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
В соответствии с протоколом заседания штаба Республиканской Комиссии по устойчивому развитию экономики в Удмуртской Республике в условиях санкций от 28.12.2022 было согласовано внесение изменений в существенные условия Контракта в части увеличения цены Контракта.
29.12.2022 между Обществом и МБУК "КЦ "Россия" заключено дополнительное соглашение к Контракту, согласно которому цена контракта составила 95 025 800,00 рублей, соответствующие изменения внесены в сметную документацию.
30.12.2022 сторонами были подписаны акты приемки выполненных работ на общую сумму 60 612 061,19 рублей. 20.02.2023 Заказчик перечислил оставшуюся часть стоимости выполненных работ Обществу (платежное поручение N223 от 20.02.2023).
22.03.2023 Заказчик направил в адрес Общество письмо, согласно которому по состоянию на 22.03.2023 предусмотренные Контрактом работы на объекте Подрядчиком не ведутся, взятые Обществом обязательства в соответствии с заключенными дополнительными соглашениями не выполнены в полном объеме.
19.04.2023 Заказчик направил в адрес Общества письмо, содержащее информацию по изготовлению парковых скамеек, урн и выполнению дорожно-тропиночных сетей на объекте.
21.04.2023 Общество направило в адрес Заказчика письмо, согласно которому в ходе производства работ были выявлены работы, не вошедшие в проектно-сметную документацию. Общество просило подготовить дополнительное соглашение на выявленные работы.
03.05.2023 Общество направило в адрес Заказчика письмо, согласно которому просило продлить срок исполнения работ по договору по причине длительного срока изготовления чугунных урн.
07.06.2023 Общество направило в адрес Заказчика письмо, согласно которому у Подрядчика отсутствует проектная документация по устройству полива, техническое решение по верхнему ряду кирпичной кладки простенков.
07.08.2023 Заказчик направил в адрес Общества претензию N01-14/461, согласно которой по состоянию на 07.08.2023 предусмотренные Контрактом работы не сданы Подрядчиком. Претензия также содержала требование к Обществу об оплате неустойки. Аналогичная претензия (исх. N01-14/482) была направлена Заказчиком в адрес Общества 17.08.2023.
Согласно ч. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с п. 12.3. Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
23.08.2023 Заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или иными правовыми актами.
Заключив Контракт, фактически ООО СК "ГЕФЕСТ" приняло на себя обязательство, которое должно быть выполнено в установленном порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении Общества, выразившемся в следующем.
В установленные Контрактом сроки, Подрядчик не выполнил работы.
В соответствии с ч. 1 ст. 716 ГК РФ Подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
- непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
- возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
- иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Согласно п. 4.2.7. Контракта Подрядчик обязан немедленно известить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:
- ненадлежащего качества технической документации, представленной Заказчиком;
- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работ;
- иных не зависящих от Подрядчика обстоятельств, угрожающих сохранности результатов выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок.
Таким образом, ООО СК "ГЕФЕСТ" было вправе приостановить выполнение работ, вместе с тем, Обществом этого сделано не было.
Согласно п. 12.2. Контракта контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством и в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Предусмотренным Контрактом правом на односторонний отказ от исполнения контракта Общество также не воспользовалось.
Кроме того, Комиссия также отмечает, что задержки в разрешении вопроса относительно согласования и производства дополнительных работ, необходимость которых была выявлена Обществом в 2023 году, не препятствовали ООО СК "ГЕФЕСТ" осуществлять иные предусмотренные Контрактом работы. Доказательств каких-либо препятствий со стороны Заказчика к проведению указанных работ Общество в материалы дела не представило.
Все прочие выявленные ранее работы, связанные с их проведением переносы сроков окончания работ по Контракту, а также необходимое увеличение стоимости Контракта были согласованы Заказчиком, о чем свидетельствуют заключенные дополнительные соглашения к Контракту (14.06.2022, 30.11.2022, 29.12.2022). Принятые Заказчиком работы также были оплачены в полном объеме (платежное поручение N223 от 20.02.2023).
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
То есть в рассматриваемом случае Общество предпочло не исполнять условия контракта, соответственно должно было осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий в случае расторжения контракта и рассмотрения обращения о включении в РНП.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО СК "ГЕФЕСТ", так как Общество не предприняло достаточных мер, направленных на исполнение обязательств по Контракту, в то время как при должной осмотрительности должно было совершить все действия, направленные на исполнение принятых на себя обязательств в срок, установленный Контрактом.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО СК "ГЕФЕСТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО СК "ГЕФЕСТ" (ИНН 1841020737) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения открытого конкурса "N зз-44966-2021 Капитальный ремонт здания МБУК "КЦ "Россия", расположенного по адресу Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Советская, д. 29" (номер извещения в ЕИС - 0813500000121016033) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО СК "ГЕФЕСТ" (ИНН 1841020737) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
|||||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
|||
05.09.23 |
07.09.23 |
05.09.23 |
0 |
06.09.23 |
13.09.23 |
11.09.23 |
0 |
14.09.23 |
14.09.23 |
0 |
0 |
|||
|
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <_>
___________ <_>
___________ <_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 11 сентября 2023 г. N 018/06/104-679/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2023