Резолютивная часть решения оглашена 13 сентября 2023 г.
Полный текст решения изготовлен 14 сентября 2023 г.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_";
В отсутствие представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутское областное патологоанатомическое бюро" (далее - Заказчик),
при участии представителей Общества с ограниченной ответственностью "Конюхов и Можаев" (далее - ООО "Конюхов и Можаев", Общество) - "_" (доверенность N 101 от 01 августа 2023 г.), "_" (доверенность N 100 от 01 августа 2023 г.);
рассмотрев обращение Заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 06 сентября 2023 г. поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "Конюхов и Можаев" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "Конюхов и Можаев" допущены существенные нарушения условий по контракту от 23 апреля 2023 г. N 4223-ЭА/23 на поставку стекла предметного с адгезиновым покрытием/слайд для микроскопии ИВД (далее - Контракт), в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об ООО "Конюхов и Можаев" в Реестр.
ООО "Конюхов и Можаев" представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении N 038/1141/23 от 06 сентября 2023 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пункт 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи (ч. 4 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В ходе проведения проверки установлено, что 30 марта 2023 г. на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 30.03.2023 N0334200013223000001".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 438 200 рублей 00 копеек.
12 апреля 2023 года Заказчиком в ЕИС размещен протокол подведения итогов электронного аукциона от 12.04.2023 NИЭА1, согласно которому на участие в данной закупке поступило 4 заявки, признанные соответствующими требованиям извещения об электронном аукционе.
С минимальным ценовым предложением, поступившим от Общества, которое составило 111 741 руб. 00 коп, тем самым снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 74,5%, победителем признано ООО "Конюхов и Можаев".
23 апреля 2022 г. между Заказчиком и ООО "Конюхов и Можаев" заключен Контракт.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта "По условиям Контракта Поставщик обязуется передать Заказчику стекло предметное с адгезивным покрытием/слайд для микроскопии ИВД (далее - Товар), количество, общая и единичная стоимость которого установлены в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять Товар надлежащего качества и количества и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.".
Цена Контракта составляет 111 741 руб. 00 коп.
Страной происхождения товара, согласно приложения 1 к Контракту "Техническое задание" является - Китайская Народная Республика.
Согласно пункта 3.5 Контракта "Поставка Товара осуществляется одной партией по наименованию и в количестве, указанном в Спецификации Заказчика.
Поставка Товара осуществляется Поставщиком с момента заключения контракта в течении 30 календарных дней.".
Таким образом, с учетом положений Контракта, поставка товара должна осуществиться в срок до 23 мая 2023 г. включительно.
Из представленных Заказчиком пояснений установлено, что в предусмотренный условиями Контракта срок, а также на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ООО "Можаев и Конюхов" обязательства не исполнены в полном объеме, поставка товара, предусмотренного условиями Контракта не осуществлялась.
Также в письменных пояснениях Заказчика представлены претензия от 14 августа 2023 г. N 612 и требование от 14 августа 2023 г. N 613, направленные в адрес Общества об уплате неустойки (пени) за просрочку исполнения обязательств по Контракту на сумму 2 400 руб. 57 коп.
Комиссией установлено, что данное требование ООО "Конюхов и Можаев" не исполнено.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией изучены письменные пояснения ООО "Конюхов и Можаев".
Как в письменных пояснениях, так и в ходе рассмотрения обращения представители Общества указали, что в целях исполнения обязательств по Контракту между ООО "Конюхов и Можаев" и ООО "КиМ Медикал" был заключен договор поставки медицинских изделий N37-КМ от 01 ноября 2022 г. на сумму 1 000 000 руб. 00 коп.
На обозрение Комиссии был представлен вышеуказанный договор, однако, к нему не была приложена спецификация, следовательно, Комиссия не смогла однозначно установить факт того, что в рамках данного договора ООО "Конюхов и Можаев" может получить стекла предметные с адгезивным покрытием слайд для микроскопии ИВД.
Вместе с тем, ООО "Конюхов и Можаев" указывает, что в рамках договора N37-КМ от 01 ноября 2022 г. направляло заявку на поставку стекол предметные с адгезивным покрытием слайд для микроскопии ИВД, а именно, заявка была направлена письмом от 12 апреля 2023 г. N 640.
17 мая 2023 г. ООО "КиМ Медикал" направило в адрес Общества уведомление N И-21/8 о задержке поставки товара.
Согласно пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
ООО "Конюхов и Можаев" указывает, что 04 августа 2023 г. ООО "КиМ Медикал" направило информацию о том, что товар, предусмотренный условиями Контракта, будет доставлен в течение месяца.
На указанную дату общее количество дней просрочки исполнения обязательств по Контракту составило 73 календарных дня.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу о том, что действия ООО "КиМ Медикал", выразившиеся в задержке поставки товара по договору N37-КМ от 01 ноября 2022 г., не подтверждает отсутствие у ООО "Конюхов и Можаев" возможности поставки товара, предусмотренного Контрактом, так как в ходе рассмотрения обращения не было представлено доказательств отсутствия возможности приобрести данные стекла предметные с адгезивным покрытием слайд для микроскопии ИВД у иных лиц.
Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Таким образом, Федеральным законом N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, предусмотренными извещением об осуществлении закупки.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта закреплена частью 9 Контракта.
В связи с тем, что ООО "Конюхов и Можаев" нарушены существенные условия исполнения обязательств по контракту 21 августа 2023 г. Заказчиком принято и размещено в Единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по Контракту.
В ходе рассмотрения представители Общества пояснили, что 22 августа 2023 г. ООО "Конюхов и Можаев" закупило часть аналогичного товара Российского производства, в целях исполнения обязательств по Контракту.
30 августа 2023 г. Общество уведомило Заказчика о том, что будет осуществлена частичная поставка товара, с предложением о заключении дополнительного соглашения на изменение страны происхождения товара с Китайской Народной Республики на Российскую Федерацию.
Так же Заказчику ООО "Конюхов и Можаев" направило проект договора пожертвования не денежного имущества и список товара, который Общество было готово безвозмездно поставить Заказчику в счет ущерба.
По мнению, ООО "Конюхов и Можаев" указанные факты свидетельствуют о добросовестном поведении со стороны Общества, а также о принятии Обществом мер, направленных на исполнение обязательств по Контракту.
Однако, данный документ являлся лишь проектом договора пожертвования, таким образом лишь намерение ООО "Конюхов и Можаев" не может однозначно указывать на поведение Общества как добросовестное.
Кроме того, на момент принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения обязательств по Контракту общее количество дней просрочки составило 90 календарных дней.
Частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе исполнения Контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Следовательно, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту вступило в силу 01 сентября 2023 г.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Комиссия, исследовав фактические обстоятельства дела, приходит к выводу, что при исполнении Контракта ООО "Конюхов и Можаев" проявил недобросовестное поведение по отношению к Заказчику, не исполнило в установленные сроки свои обязательства по Контракту.
Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, Общество несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом N 44-ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
Действуя в рамках заключения и исполнения Контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Комиссия, исследовав обстоятельства дела, доводы Заказчика, приходит к выводу о виновности участника закупки в ненадлежащем исполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом, о недобросовестном характере его поведения.
Более того, учитывая специфику объекта закупки и его социальную значимость, можно характеризовать поведение ООО "Конюхов и Можаев", как недобросовестное.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Указанная позиция изложена в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Также по мнению Верховного суда РФ под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Доказательства, свидетельствующие о невозможности Обществом выполнить работы в соответствии с условиями Контракта либо доказательства того, что невозможность исполнения Контракта стала следствием непреодолимой силы, противоправных действий третьих лиц, ООО "Конюхов и Можаев" не представлены, Комиссией самостоятельно не добыто.
Наличие иных не зависящих от ООО "Конюхов и Можаев" причин, препятствовавших ему надлежащим образом исполнить свои обязательства по Контракту, в ходе рассмотрения обращения не установлено.
Кроме того, Общество, при подаче заявки на участие в электронном аукционе, согласился на участие в данном аукционе со всеми условиями, указанными Заказчиком в извещении об электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, Обществом не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные Контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях ООО "Конюхов и Можаев" как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов Заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
Учитывая соблюдение Заказчиком процедуры расторжения Контракта, а также принимая во внимание поведение ООО "Конюхов и Можаев", выразившееся в ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств, что привело к неисполнению в установленный срок Контракта, и, как следствие, к неэффективному использованию бюджетных средств, у Комиссии Иркутского УФАС имеются все основания для включения сведений об ООО "Конюхов и Можаев" в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Конюхов и Можаев" ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года.
2. Сведения об учредителе Общества с ограниченной ответственностью "Конюхов и Можаев" ("_"), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "Конюхов и Можаев" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на 2 года.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 14 сентября 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.09.2023