Резолютивная часть решения оглашена 12.09.2023
В полном объеме решение изготовлено 15.09.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение ОГКУ "Челябоблинвестстрой" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "Синтез" (далее - ООО "Синтез", Общество, подрядчик) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контрактов, заключенных по итогам электронных аукционов на:
- выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта: "Фельдшерско-акушерский пункт Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Районная больница с. Долгодеревенское", Челябинская область, поселок Садовый Сосновского муниципального района, в том числе проектно-изыскательские работы" (изв. N 0869200000222006749);
- выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта: "Фельдшерско-акушерский пункт Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Районная больница с. Долгодеревенское", Челябинская область, село Вознесенка Сосновского муниципального района, в том числе проектно-изыскательские работы" (изв. N 0869200000222006767);
- выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта: "Врачебная амбулатория Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Районная больница с. Долгодеревенское", Челябинская область, поселок Саргазы Сосновского муниципального района, в том числе проектно-изыскательские работы" (изв. N 0869200000222007071);
- выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта: "Врачебная амбулатория Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Районная больница с. Долгодеревенское", Челябинская область, поселок Мирный Сосновского муниципального района, в том числе проектно-изыскательские работы" (изв. N 0869200000222007054) (далее - закупки), при участии дистанционно:
- представителей заказчика Гюрджи-Оглы И.А., Шевкунова А.А., действующих на основании доверенности N 86 от 08.09.2023;
- представителей Общества Зигановой А.М., Еналеевой Д.М., действующих на основании доверенностей от 11.09.2023, от 08.09.2023;
- директора Общества Мозгового И.В., действующего на основании выписки из ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области 05.09.2023 поступили обращения заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Синтез".
Согласно представленным документам 01.12.2022, 02.12.2022, 07.12.2022 заказчик объявил о проведении закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта по закупкам составляет 8 296 530,00 рублей, 72 785 727,00 рублей.
Закупки осуществляются в рамках национального проекта "Здравоохранение", федеральный проект "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации".
Согласно сведениям и документам, представленным ОГКУ "Челябоблинвестстрой", заказчик отказался от исполнения контрактов ввиду нарушения Обществом срока исполнения обязательств по контрактам, на основании чего были составлены решения об одностороннем отказе от исполнения контрактов от 25.08.2023 и направлены соответствующие сведения в антимонопольный орган.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 14.5 контрактов предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактами предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракты в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, заказчиком 25.08.2023 приняты решения об одностороннем отказе от исполнения контрактов.
Указанные решения размещены заказчиком 25.08.2023 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru. Согласно сведениям из единой информационной системы данные документы поступили подрядчику 25.08.2023.
По истечении десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком 05.09.2023 в Реестре контрактов размещены сведения о расторжении контрактов в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контрактов.
Сведения об одностороннем отказе от исполнения контрактов направлены в антимонопольный орган 05.09.2023.
При рассмотрении вопроса о включении подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между ОГКУ "Челябоблинвестстрой" и ООО "Синтез" 23.12.2022, 26.12.2022 заключены контракты посредством обмена электронными документами на электронной площадке, что подтверждается распечаткой с личного кабинета заказчика.
Предметом контрактов является:
- выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта: "Фельдшерско-акушерский пункт Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Районная больница с. Долгодеревенское", Челябинская область, поселок Садовый Сосновского муниципального района, в том числе проектно-изыскательские работы";
- выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта: "Фельдшерско-акушерский пункт Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Районная больница с. Долгодеревенское", Челябинская область, село Вознесенка Сосновского муниципального района, в том числе проектно-изыскательские работы";
- выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта: "Врачебная амбулатория Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Районная больница с. Долгодеревенское", Челябинская область, поселок Саргазы Сосновского муниципального района, в том числе проектно-изыскательские работы";
- выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта: "Врачебная амбулатория Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Районная больница с. Долгодеревенское", Челябинская область, поселок Мирный Сосновского муниципального района, в том числе проектно-изыскательские работы", что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупок договоров подряда для государственных и муниципальных нужд, порядок исполнения которых регламентирован параграфом 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного или муниципального контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В пунктах 3.2, 3.3 контрактов N 91/2022 от 23.12.2022 (село Вознесенка), N 99/2022 от 26.12.2022 (поселок Садовый) указано, что начало выполнения работ по контракту - с момента заключения контракта; окончание выполнения работ - до 31.07.2023.
В соответствии с пунктами 3.2, 3.3 контрактов N 100/2022 от 26.12.2022 (поселок Саргазы), N 101/2022 от 26.12.2022 (поселок Мирный) начало выполнения работ - со дня заключения контракта; окончание выполнения работ - до 30.11.2023.
Также в графике выполнения работ (приложения N 3 к контрактам N 91/2022 от 23.12.2022, N 99/2022 от 26.12.2022) определены этапы выполнения работ и срок их исполнения:
- проектно-изыскательские работы (с момента заключения контракта до 31.03.2023);
- строительные работы, в том числе поставка оборудования (01.05.2023 - 31.07.2023).
В графике выполнения работ по контрактам N 100/2022 от 26.12.2022, N 101/2022 от 26.12.2022 определены следующие сроки выполнения этапов работ:
- проектно-изыскательские работы (с момента заключения контракта до 30.04.2023);
- строительные работы, в том числе поставка оборудования (08.07.2023 - 30.11.2023).
Пунктом 1.8 контрактов N 91/2022 от 23.12.2022, N 99/2022 от 26.12.2022, N 100/2022 от 26.12.2022, N 101/2022 от 26.12.2022 предусмотрено, что результатом 1 этапа выполненных работ является проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий (отчет о выполнении инженерных изысканий), в отношении которых заказчиком подписан документ о приемке, сформированный в отношении 1 этапа выполненных работ (далее - результат 1 этапа выполненных работ).
Результатом 2 этапа выполненных работ является построенный Объект, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод его в эксплуатацию, а также заказчиком подписан документ о приемке, сформированный в отношении 2 этапа выполненных работ (далее - результат 2 этапа выполненных работ).
В пункте 11 технического задания (приложение к контрактам N 91/2022 от 23.12.2022, N 99/2022 от 26.12.2022, N 100/2022 от 26.12.2022, N 101/2022 от 26.12.2022) указано, что в течение 10 (десять) дней после заключения контракта генеральный подрядчик в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации обязан заключить договор безвозмездного пользования земельным участком. Технические условия на проектирование и подключение к инженерным сетям, исходные данные Главного Управления МЧС России по Челябинской области, правоустанавливающие документы на земельный участок, справка ЦГМС о фоновых концентрациях и климатической характеристике, справку об отсутствии (присутствии) объектов культурного наследия, акт обследования зелёных насаждений и исходные данные для смет, включающие сведения о месте вывоза излишков грунта, строительного мусора, местах складирования и карьерах для разработки недостающего грунта и т.д., генеральный подрядчик запрашивает и получает самостоятельно после заключения договора безвозмездного пользования земельным участком.
В пункте 12 технического задания установлен состав и очередность выполнения подрядчиком проектно-изыскательских работ:
- выполнить инженерные изыскания: инженерно-геологические, инженерно-геодезические, инженерно-экологические, археологические полевые работы (при необходимости) на площадке строительства;
- разработать проектную документацию;
- передать государственному заказчику для согласования результаты инженерных изысканий, проектную документацию в соответствии с техническим зданием;
- государственный заказчик в течение 10 (десяти) дней с момента получения от генерального подрядчика документов, рассматривает их и при отсутствии замечаний согласовывает;
- в случае обнаружения нарушений и (или) недостатков в представленных документах государственный заказчик направляет генеральному подрядчику мотивированный отказ от их согласования с перечнем выявленных недостатков и установленным разумным сроком для их устранения;
- государственный заказчик проводит экспертизу проектно-сметной документации, получает заключение экспертизы;
- при необходимости разработать рабочую документацию за счет генерального подрядчика.
Как следует из материалов дела, в рамках контрактов N 91/2022 от 23.12.2023 (село Вознесенка), N 99/2022 от 26.12.2022 (поселок Садовый) подрядчиком с нарушением регламентированного срока выполнены работы по 1 этапу, а именно подготовлена и передана заказчику проектно-сметная документация, что подтверждается актами приема-передачи от 05.05.2023. Также подрядчиком совершены действия в части направления проектно-сметной документации на госэкспертизу (номер: 00843-23/Г74-0064092 от 23.06.2023, 00840-23/Г74-0064089 от 23.06.2023). В принятии данных документаций на госэкспертизу подрядчику было отказано ввиду наличия замечаний. При этом, Обществом совершались действия, направленные на устранение указанных замечаний.
В соответствии с пояснениями представителей ООО "Синтез" нарушение срока выполнения работ по 1 этапу обусловлено наличием сложностей в получении исходных данных, технических условий на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, электросетям, а также длительным сроком их получения. При этом, подрядчик неоднократно обращался к заказчику в части оказания содействия в истребовании исходных данных, необходимых для выполнения работ по проектированию (письма N 2303-2 от 23.03.2023, N 0504-01 от 05.04.2023, N 0304-23 от 03.04.2023, N 0504-02 от 05.04.2023, N 2303-1 от 23.03.2023).
При этом, в материалах дела отсутствуют официальные ответы заказчика на письма подрядчика в части оказания содействия в истребовании исходных данных, необходимых для выполнения работ по проектированию, в том числе отсутствует ответ на письмо подрядчика N 2303-2 от 23.03.2023, в котором указано, что в связи со сложностями получения технических условий от ООО "Классик" и ОАО "МРСК Урала" Общество приостанавливает проектные работы и просит в кратчайшие сроки рассмотреть возможность переноса выполнения 1 этапа.
Согласно пояснениям представителей ООО "Синтез" Общество в рамках контрактов N 91/2022 от 23.12.2023 (село Вознесенка), N 99/2022 от 26.12.2022 (поселок Садовый) приступило к выполнению работ по 2 этапу (строительно-монтажные работы). Так, подрядчиком была расчищена территория, установлено бетонное основание, а также установлены балки крепления.
В доказательство своих доводов Обществом представлены фотоматериалы, а также направленные в адрес заказчика уведомления от 01.09.2023 об объеме выполненных работ по 2 этапу.
В рамках контрактов N 100/2022 от 26.12.2022 (поселок Саргазы), N 101/2022 от 26.12.2022 (поселок Мирный) подрядчик приступил к выполнению работ по 1 этапу, о чем свидетельствуют письма Общества N 1701-4 от 17.01.2023, N 1701-2 от 17.01.2023, N 1603-23 от 16.03.2023, N 0304-2 от 03.04.2023, N 3005-2 от 30.05.2023, N 2202-1 от 22.02.2023, N 2108-1 от 21.08.2023, N 1302-3 от 13.02.2023, N 1302-4 от 13.02.2023, N 3008-1 от 30.08.2023, N 0408-1 от 04.08.2023, N 2108-2 от 21.08.2023, N 1708-1 от 17.08.2023, N 0908-1 от 09.08.2023, от 10.08.2023, N 1207-1 от 12.07.2023, N 3005-1 от 30.05.2023, N 1302-2 от 13.02.2023, N 0902-23 от 09.02.2023, N 1302-1 от 13.02.2023, направленные на получение технических условий и иных исходных данных, а также урегулирование сложностей, возникших при исполнении контрактов.
В соответствии с пояснениями представителей ООО "Синтез" подрядчик неоднократно обращался к заказчику в части оказания содействия в истребовании исходных данных, необходимых для выполнения работ по контрактам. В рамках контракта N 101/2022 от 26.12.2022 (поселок Мирный) Общество обращалось с просьбой к заказчику принять решение о замене земельного участка, рассмотреть размещение проектируемого здания амбулатории на земельном участке с кадастровым номером 74:19:0707008:356. Подрядчик просил заказчика предоставить разъяснения о наличии транзитных или газовых сетей на земельном участке. Обществом в адрес заказчика было направлено письмо, согласно которому при производстве работ на участке обнаружена предположительно газовая труба с задвижкой, работы были приостановлены. В рамках контракта N 100/2022 от 26.12.2022 (поселок Саргазы) подрядчик сообщал заказчику о необходимости переноса теплотрассы наружного исполнения, схема технического переноса сети была приложена, и в связи с тем, что данное мероприятие не было предусмотрено техническим заданием, подрядчик просил заказчика провести его корректировку, поскольку прохождение транзитных сетей по участку недопустимо. Подрядчик уведомил заказчика о том, что для строительства был выделен земельный участок 74:19:2007013:433, на котором находятся транзитные тепловые сети. В соответствии с письмом заказчика от 18.08.2023 земельный участок на основании контракта должен быть предоставлен свободный от сетей, построек и площадью, необходимой для размещения Объекта. В связи с чем, мероприятия по выносу сетей теплоснабжения из зоны застройки на земельном участке 74:19:2007013:433 должен быть осуществлен за счет муниципалитета.
Комиссия Челябинского УФАС России обращает внимание заказчика и подрядчика, что особенностью договоров подряда является то обстоятельство, что фактически обе стороны должны принимать меры к своевременному исполнению обязанностей, предусмотренных договором.
Более того, согласно части 6 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ в случае, если подготовка проектной документации осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор обязаны предоставить таким индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу:
1) градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, а также случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи);
2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором подряда на подготовку проектной документации должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);
3) технические условия подключения (технологического присоединения), предусмотренные статьей 52.1 настоящего Кодекса (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
Таким образом, исходя из совокупного толкования указанной нормы законодательства, на заказчика возложена обязанность по предоставлению градостроительного плана земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проекта планировки территории и проекта межевания территории, результатов инженерных изысканий, а также технических условий подключения (технологического присоединения).
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2012 по делу N А41-27080/12), иначе говоря, на той стороне, которая связывает с указанным поведением правовые последствия (Постановление ФАС Поволжского округа от 31.01.2013 по делу N А72-8243/2008). При этом злоупотребление правом должно носить "явный и очевидный характер, при котором не остается сомнений в истинной цели совершения действий" (Постановление ФАС Уральского округа от 14.03.2013 N Ф09-714/13 по делу N А71-8362/12).
Необходимо отметить, положения Закона о контрактной системе, Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителе) без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о признании подрядчика уклонившимся от исполнения контракта, антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта неисполнения контракта, и обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, с учетом оценки действий подрядчика и заказчика.
В каждом конкретном случае необходимо решить вопрос о законности, справедливости и целесообразности соответствующей меры гражданско-правовой ответственности в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) исходя из значимого комплекса обстоятельств, баланса частных и публичных прав (интересов).
Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения юридического лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как победителем торгов либо нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Для возникновения таких правовых последствий как признание недобросовестным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) антимонопольный орган обязан определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, необходимо установить направленность воли подрядчика и его недобросовестный характер поведения.
При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение подрядчика на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия антимонопольного органа не обладает полномочиями по оценке обстоятельств в сфере гражданско-правовых отношений по следующим основаниям.
Согласно статье 118 Конституции Российской Федерации правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. По смыслу данной статьи во взаимосвязи со статьей 10 Конституции Российской Федерации, именно суду принадлежит исключительное полномочие принимать окончательные решения в споре о праве, что, в свою очередь, означает недопустимость подмены иными органами государственной власти компетенции суда посредством юрисдикционного акта административного органа.
Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия антимонопольного органа считает необходимым отметить, что из документов и сведений, представленных в распоряжение Комиссии, не следует вывод о наличии у подрядчика намерения отказаться от исполнения контрактов либо о совершении им умышленных действий, направленных на неисполнение контрактов, нарушение их условий.
При рассмотрении материалов дела Комиссией установлено, что подрядчик приступил к выполнению работ, подрядчиком принимались меры и совершались действия с целью выполнения работ, являющихся предметом контракта, в том числе в рамках контрактов N 91/2022 от 23.12.2023 (село Вознесенка), N 99/2022 от 26.12.2022 (поселок Садовый) подрядчиком подготовлена и передана заказчику проектно-сметная документация. Также подрядчиком совершены действия в части направления проектно-сметных документаций на госэкспертизу (номер: 00843-23/Г74-0064092 от 23.06.2023, 00840-23/Г74-0064089 от 23.06.2023), а также устранения замечаний госэкспертизы. Тогда как, в силу пункта 6.4 контрактов, пункта 12 технического задания к контрактам заказчик направляет документацию в экспертную организацию. Оплата услуг экспертизы производится заказчиком.
Из материалов дела усматривается, что ООО "Синтез" проявляло заинтересованность в исполнении контрактов, в материалы дела представлена переписка между подрядчиком и заказчиком по вопросам исполнения контрактов.
Кроме того, исходя из материалов дела, заказчиком были отменены решения об одностороннем отказе от исполнения контрактов, принятые 13.07.2023, что свидетельствует о совершении подрядчиком действий, направленных на устранение замечаний, послуживших основанием для принятия таких решений.
Также следует отметить, что по контрактам N 100/2022 от 26.12.2022 (поселок Саргазы), N 101/2022 от 26.12.2022 (поселок Мирный) срок окончания выполнения работ - до 30.11.2023. При этом, заказчик, приняв решения об одностороннем отказе от исполнения контрактов, фактически исключил возможность подрядчика в части выполнения работ в течение регламентированного срока.
Согласно пункту 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
С учетом изложенного, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об ООО "Синтез", его участниках, единоличном исполнительном органе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ОГКУ "Челябоблинвестстрой" в отношении ООО "Синтез" (ИНН 7449133827), его участников, единоличного исполнительного органа, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: А.А. Козлова
Члены Комиссии: И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 сентября 2023 г. N 074/10/104-2139/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2023