Резолютивная часть решения оглашена 12.09.2023
В полном объеме решение изготовлено 15.09.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращения ОГКУ "Челябоблинвестстрой" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО НПО "Энергопром" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контрактов и расторжением контрактов N 88/22, 89/22, 90/22, 92/22, 93/22, 94/22, 95/22, 98/22, заключенных по результатам проведения электронных аукционов на выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объектов - фельдшерско-акушерских пунктов и врачебной амбулатории на территории Челябинской области (с. Черкасово, д. Сычево, с. Калуга-Соловьевка, с. Пашнино Красноармейский м.р., д. Мансурова, д. Баракова, д. Голубинка Кунашакского м.р., п. Трубный Сосновского м.р.) (далее - контракты), в присутствии:
- представителей заказчика Гюрджи-Оглы И.А., Шевкунова А.А., действующих на основании доверенности N 86 от 08.09.2023;
- представителя ООО НПО "Энергопром" Душакова А.А., действующего на основании доверенности от 16.03.2023,
- представителя ООО НПО "Энергопром" Молчанова И.А., действующего на основании Приказа от 01.12.2017,
- представителя ООО НПО "Энергопром" Никулиной А.С., действующего на основании Приказа от 12.02.2021,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение ОГКУ "Челябоблинвестстрой" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО НПО "Энергопром".
Согласно представленным документам 23.12.2022, 26.12.2022 заключены контракты N N 88/22, 89/22, 90/22, 92/22, 93/22, 94/22, 95/22, 98/22 между ОГКУ "Челябоблинвестстрой" и ООО НПО "Энергопром" на выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объектов - фельдшерско-акушерских пунктов и врачебной амбулатории на территории Челябинской области.
Решениями от 25.08.2023 заказчик отказался от исполнения контрактов ввиду нарушения ООО НПО "Энергопром" сроков выполнения работ по первому этапу, выразившихся в несвоевременной передаче заказчику проектной документации по объектам и невыполнению работ по второму этапу работ. В связи с указанными обстоятельствами сведения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков направлены заказчиком в антимонопольный орган.
На заседании Комиссии ООО НПО "Энергопром" представило документы и письменные пояснения, а также представители общества указали, что подрядчик приступил к выполнению работ в сроки, предусмотренные контрактами, осуществлял сбор исходных данных, необходимых для подготовки проектно-сметной документации, а также разработало и передало предусмотренную контрактами документации, направило указанные документации на экспертизу, в ходе которой выявлены замечания, касающиеся обязательств заказчика, при том общество приступило ко второму этапу работ, что свидетельствует о добросовестности действий подрядчика. Неисполнение обязательств в полном объеме вызвано тем, что обязательства по прохождению экспертизы не осуществлены заказчиком.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 14.6 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Так, заказчиком 25.08.2023 приняты и размещены в единой информационной системе во вкладке "реестр контрактов" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой получения таких решений подрядчиком является 25.08.2023, в связи с чем контракты являются расторгнутыми 05.09.2023.
Следует отметить, что также решения об одностороннем отказе от исполнения контрактов принимались 13.07.2023, при этом отменены заказчиком 21.07.2023.
Сведения об одностороннем отказе от исполнения контрактов направлены в антимонопольный орган 05.09.2023.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и обществом 23.12.2022, 26.12.2022 заключены контракты N N 88/22, 89/22, 90/22, 92/22, 93/22, 94/22, 95/22, 98/22 (далее - контракты) посредством обмена электронными документами на электронной площадке, что подтверждается распечаткой с личного кабинета заказчика.
Предметом контрактов является выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объектов - фельдшерско-акушерских пунктов и врачебной амбулатории на территории Челябинской области (с. Черкасово, д. Сычево, с. Калуга-Соловьевка, с. Пашнино Красноармейский м.р., д. Мансурова, д. Баракова, д. Голубинка Кунашакского м.р., п. Трубный Сосновского м.р.), что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда для государственных и муниципальных нужд, порядок исполнения которого регламентирован параграфом 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
При этом, порядок выполнения работ, а также объем и виды работ указаны в технических заданиях, являющихся приложениями к контрактам.
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В пунктах 3.2, 3.3 контрактов заказчиком определен срок выполнения работ: начало выполнения работ - с даты заключения контракта, окончание выполнения работ - 31.07.2023 (по контрактам NN 88, 89, 90, 92, 93, 94, 95), с разбивкой на этапы:
- выполнение проектно-изыскательских работ - до 31.03.2023 года;
- строительные работы, в том числе поставка оборудования -до 31.07.2023.
В пунктах 3.2, 3.3 контракта N 98 заказчиком определен срок выполнения работ: начало выполнения работ - с даты заключения контракта, окончание выполнения работ - 31.11.2023, с разбивкой на этапы:
- выполнение проектно-изыскательских работ - до 30.04.2023 года;
- строительные работы, в том числе поставка оборудования - до 30.11 .2023.
В пункте 1.8 контрактов указано следующее:
- результатом 1 этапа выполненных работ является проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий (отчет о выполнении инженерных изысканий), в отношении которых Государственным заказчиком подписан документ о приемке, сформированный в отношении 1 этапа выполненных работ (далее - Результат 1 этапа выполненных работ). С даты приемки Результата 1 этапа выполненных работ исключительные права на Результат 1 этапа выполненных работ принадлежат Челябинской области.
- результатом 2 этапа выполненных работ является построенный объект, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод его в эксплуатацию, а также государственным заказчиком подписан документ о приемке, сформированный в отношении 2 этапа выполненных работ (далее - результат 2 этапа выполненных работ).
Как следует из договорной переписки, представленной сторонами в период с января 2023 по август 2023 общество осуществило следующие мероприятия в рамках исполнения контрактов:
- приступило к выполнению работ по 1 этапу, в том числе путем сбора исходных данных и выполнения работы по подготовке проектной документации, что подтверждается следующими документами: письма в Администрацию Сосновского муниципального района, Кунашакского муниципального района, Красноармейского муниципального района о заключении договора безвозмездного пользования земельным участком, о предоставлении технических условий, акта обследования зеленых насаждений и иных данных, необходимых для выполнения работ (письма от 09.01.2023 исх. 1-3), получение технических заданий на проектирование, утвержденных заказчиком (от 30.06.2023, от 09.08.2023, от 11.08.2023), получение сведений о границах земельных участков по Кунашакскому муниципальному району (от 17.04.2023);
- направление заявлений в адрес заказчика для получения разрешений на строительство объектов (от 03.05.2023, от 18.08.2023, от 29.08.2023);
- заключило договоры от 09.03.2023, от 26.07.2023 на выполнение работ по подготовке геодезических, геологических, экологических изысканий, договор на выполнение проектных работ от 23.03.2023, от 12.05.2023 (договоры представлены в материалы дела).
- неоднократно осуществляло передачу на согласование заказчику проектно-сметной документации: от 28.04.2023 (по контрактам N 88, 89, 90, 93, 94, 95), от 17.07.2023 (по контракту N 92), от 09.06.2023 (по контракту N 98) (письма исх. NN 159з от 28.04.2023, 158 от 28.04.2023, 160 от 28.04.2023, 308 от 17.07.2023, 155 от 28.04.2023, 157 от 28.04.2023, 156 от 28.04.2023, 219 от 09.06.2023);
- направило на подписание акты выполненных работ от 28.06.2023, от 01.08.2023, от 14.08.2023;
- приступило к выполнению 2 этапа работ: осуществило геодезическую разбивку осей здания в натуре, планировку территории под пятно застройки (в материалы дела представлены фотоматериалы), заключило договоры на изготовление металлоконструкций, на изготовление винтовых свайных фундаментов, на поставку оборудования ФАПов (в материалы дела представлены договоры).
Следует отметить, что в силу пунктов 6.4 - 6.6 контрактов, пункта 12 технических заданий предусмотрено, что обязательства по прохождению и направлению документов на экспертизу осуществляет заказчик, в том числе несет бремя расходов на проведение экспертизы, при этом подрядчик обязуется устранять недостатки, выявленные в ходе проведения экспертизы.
Вместе с тем, из документов, представленных обществом, следует, что проектня документация на экспертизу загружалась подрядчиком, в том числе ряд недостатков, на которые указывало ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области" (документы, подтверждающие право собственности на земельный участок, документы, подтверждающие сумму финансирования) (замечания от 21.06.2023, от 22.06.2023, от 13.07.2023, от 18.08.2023) могли быть устранены только заказчиком, о чем подрядчик незамедлительно уведомлял учреждение 23.06.2023, 21.08.2023, посредством электронной почты.
В связи с тем, что результаты выполненных работ по контрактам своевременно не переданы заказчику (письма заказчика от 05.04.2023, от 12.05.2023, от 31.05.2023), а также ввиду того, что общество не приступило ко второму этапу выполнения работ заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контрактов на основании решений от 25.08.2023.
При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае просрочки начального срока выполнения работ, выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку станет невозможным, а также в случае ненадлежащего исполнения обществом своих обязательств, порядок которого регламентирован статьей 715, 723 ГК РФ.
Вместе с тем, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном уклонении от исполнения контракта и непринятию мер по выполнению работ
Из материалов дела усматривается, что общество проявляло заинтересованность в исполнении контрактов, так в материалы дела представлена переписка между подрядчиком и заказчиком по поводу исполнения контрактов, из которой следует, что подрядчиком осуществлялись действия по запросу исходных данных, необходимых для подготовки проектной документации, переданы результаты работ заказчику по первому этапу (проектно-сметная документация), устраняло замечания, выявленные государственной экспертизой.
При этом, общество в подтверждение своей добросовестности представлены документы о заключении договоров субподряда на выполнение проектных и изыскательских работ, а также договоры на поставку материалов и оборудования для целей исполнения контракта.
Следует отметить, что общество также взяло на себя обязательства по прохождению государственной экспертизы, что подтверждается как доверенностями, выданными обществу на право предоставления интересов заказчика в ОГАУ "Госэкспертиза Челябинской области" (от 30.05.2023, от 23.05.2023, от 07.08.2023, от 08.08.2023), что не предусмотрено заключенными контрактами, а также фактом неоднократного направления обществом проектной документации на государственную экспертизу в целях устранения замечаний.
При этом, из документов, представленных сторонами, следует, что заказчик со своей стороны не устранил замечания, направленные государственной экспертизой, в том числе подтверждающие финансирование выполнения работ (справка ГРБС по форме 0501073), что фактически препятствовало возможности дальнейшего прохождения экспертизы и не позволяло приступить ко второму этапу выполнения работ.
Следует отметить, что в пункте 11 технического задания указано, что технические условия на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, правоустанавливающие документы генеральный подрядчик запрашивает и получает самостоятельно, вместе с тем в силу пунктов 1, 3 части 6 статьи 48 ГрК РФ на заказчика возложена обязанность по предоставлению хозяйствующему субъекту градостроительного плана земельного участка, технических условий подключения (технологического присоединения).
Вместе с тем, длительность сроков получения исходных данных, необходимых для проектирования, также могло послужить причиной для несвоевременного исполнения первого этапа по контракту.
Так, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, принимая во внимание принятие обществом мер, направленных на исполнение контракта, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает оснований для принятия решения о включении сведений об ООО НПО "Энергопром", его участниках, единоличном исполнительно органе, в реестр недобросовестных поставщиков.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновных должностных лиц заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ОГКУ "Челябоблинвестстрой" в отношении ООО НПО "Энергопром" (ИНН 7453265590), его участниках, единоличном исполнительном органе, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: А.А. Козлова
Члены Комиссии: Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 сентября 2023 г. N 074/10/104-2143/2023-074/10/104-2150/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.09.2023