Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание комиссии:
- Немчиновой Жанны Петровны - врио начальника отдела контроля закупок Управления, ведущего заседание комиссии;
Членов комиссии:
- Пшеуновой Эллы Толибовны - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления, участника инспекции,
- Шаовой Елены Юрьевны - специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления, участника инспекции,
в присутствии представителя Республиканского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Хабезская центральная районная больница" Мисроковой С.Х., действующей на основании доверенности от 12.09.2023 б/н,
в отсутствие представителя общества с ограниченной ответственностью "СТАВЮГОПТ" (далее - ООО "СТАВЮГОПТ"), надлежащим образом извещенных уведомлением от 07.09.2023 N АК/1888/23,
рассмотрев обращение Заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "СТАВЮГОПТ", и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Управление) 07.09.2023 поступило обращение Заказчика о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "СТАВЮГОПТ" в связи с односторонним расторжением государственного контракта от 03.04.2023 N 0379600000123000012-Т, заключенного по итогам проведенной закупки способом электронного аукциона N 0379600000123000012 "Поставка мяса".
В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе, заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со ст. 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный п.п. "б" п. 2 ч. 6 ст. 51, п.п. "в" п. 4 ч. 14 ст. 73, ч. 16 и 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Уведомлением от 07.09.2023 N АК/1888/23, рассмотрение обращения назначено на 14.09.2023 на 15 часов 00 минут, которым ООО "СТАВЮГОПТ" необходимо представить письменные пояснения причины неисполнения обязательств, принятых контрактом от 03.04.2023 N 0379600000123000012-Т "Поставка мяса".
ООО "СТАВЮГОПТ" в адрес Управления не направило объяснения по факту неисполнения обязательств по контракту 03.04.2023 N 0379600000123000012-Т "Поставка мяса".
В результате рассмотрения обращения о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "СТАВЮГОПТ" и осуществления в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
По результатам проведенного Аукциона, между Заказчиком и ООО "СТАВЮГОПТ" заключен контракт от 03.04.2023 N 0379600000123000012-Т "Поставка мяса" (далее - Контракт), на сумму 500 000,00 рублей.
Согласно п. 3.1. Контракта, порядок определения количества поставляемого Товара на основании Заявок Заказчика включает в себя учет объемов поставляемых по Заявкам Товаров (позиций Товаров) исходя из определения такого объема как частное от деления максимальной цены Контракта (максимальной цены позиции Товара, указанной в Приложении N 1 к настоящему Контракту), к цене единицы такого Товара (позиции Товара). Объем поставляемых по Заявкам Товаров (позиций Товаров) учитывается с нарастающим итогом и не должен превышать максимальную цену Контракта с учетом распределения по позициям Товара (при их наличии), указанного в Приложении N 1 к настоящему Контракта.
Заявка направляется Заказчиком/Получателем не позднее чем за 2 (два) рабочих дня до предполагаемой поставки Товара в пределах срока (согласно Приложению 5 к настоящему Контракту), установленного пунктом 11.1 настоящего Контракта.
Поставка/получение (выборка) Товара по Заявкам осуществляется в течении 2 (двух) рабочих дней (согласно Приложению 5 к настоящему Контракту) со дня отправки Заявки Заказчиком/Получателем, но при экстренной необходимости в течение одного дня в порядке, установленном в Техническом задании. Количество и объем заявок зависят от потребности Заказчика, возникшей в период действия Контракта. Поставка товара без заявки Заказчика или поставка товара в объеме отличном от предусмотренного заявкой Заказчика не допускается. Количество и объем заявок зависят от потребности Заказчика, возникшей в период действия Контракта. Поставка товара без заявки Заказчика или поставка товара в объеме отличном от предусмотренного заявкой Заказчика не допускается. Поставка по направленной заявке осуществляется в полном объеме, частичная поставка не допускается.
Получение (выборка) Товара осуществляется по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, Хабезский район, а. Хабез, ул. Больничная, 6".
Согласно п. 11.1. Контракт вступает в силу с 1 апреля 2023 года и действует по 30 сентября 2023 года.
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что 17.08.2023 приемочной комиссией был выявлен факт ненадлежащего исполнения контракта поставщиком, несоответствие поставляемого мясо говядины требованиям приложения N2-технического задания к Контракту от 03.04.2023 N 0379600000123000012-Т, качество товара не соответствует установленным требованиям, в связи с чем Заказчик принял решение приостановить приемку охлажденного мяса говядины.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.2 раздела 11 "Срок действия и порядок изменения, расторжения контракта" Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно ч. 2 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В материалы дела Заказчиком представлены заявки от 09.08.2023, от 14.08.2023 на поставку мяса сельскохозяйственной птицы, мяса говядины.
При этом в установленный Контрактом срок поставщик не поставил товар согласно заявок от 09.08.2023 N1075, от 14.08.2023 N1102.
23.08.2023 Заказчиком на основании п. 4.4.7. Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, ч. 2 ст. 523 ГК РФ принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией Управления установлено, что 23.08.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в реестре контрактов в ЕИС 06.09.2023.
Комиссия Управления приходит к выводу о том, что Заказчик надлежащим образом исполнил свои обязанности по информированию поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым 06.09.2023.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Однако, до вступления решения в силу ООО "СТАВЮГОПТ" не выполнены обязательства по Контракту.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (ч. 3 ст. 401 ГК РФ).
Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.
Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Указанная позиция изложена в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств".
Также, по мнению Верховного суда РФ, под чрезвычайностью понимается исключительность, выход за пределы "нормального", обыденного, необычайность для тех или иных жизненных условий, что не относится к жизненному риску и не может быть учтено ни при каких обстоятельствах. Чрезвычайный характер непреодолимой силы не допускает квалификации в качестве таковой любого жизненного факта, ее отличие от случая в том, что она имеет в основе объективную, а не субъективную непредотвратимость (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2015 года N 306-ЭС14-7853 по делу N А65-29455/2013).
Доказательства, свидетельствующие о невозможности ООО "СТАВЮГОПТ" поставить товар в соответствии с условиями Контракта либо доказательства того, что невозможность исполнения Контракта стала следствием непреодолимой силы, противоправных действий третьих лиц, ООО "СТАВЮГОПТ" не представлены Заказчику ни при исполнении Контракта, ни на обозрение Комиссии Управления.
В силу ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Закона о контрактной системе, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
ООО "СТАВЮГОПТ" подав заявку на участие в закупке, согласился с условиями извещения о проведении закупки и проектом контракта, заключило Контракт, следовательно, взяло на себя определенные обязательства, которые должно исполнять надлежащим образом и в соответствии с условиями Контракта.
Действия ООО "СТАВЮГОПТ", не исполнившего обязательства по Контракту, образует существенное нарушение условий Контракта, поскольку Заказчик лишился того, на что рассчитывал при размещении закупки и заключении Контракта.
В связи с вышеизложенным, в бездействии ООО "СТАВЮГОПТ", приведшему к неисполнению Контракта, усматривается недобросовестный и виновный характер, поскольку не обусловлено наличием обстоятельств непреодолимой силы, действиями третьих лиц или иными причинами, объективно препятствующими исполнению ООО "СТАВЮГОПТ" своих обязательств надлежащим образом.
Таким образом, на основании ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе сведения в отношении ООО "СТАВЮГОПТ" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия Управления, руководствуясь ч. 15 ст. 99, ст. 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "СТАВЮГОПТ" (355026, г. Ставрополь, ул. Пригородная, д. 195 К.Б.; ИНН: 2636215774; ОГРН: 1182651013632), генерального директора Мороз Александр Сергеевич (ИНН: 261506220045), учредителя Гончарова Ивана Ивановича (ИНН: 262400265425) подлежат включению сроком на 2 (два) года в Реестр недобросовестных поставщиков.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "СТАВЮГОПТ", генерального директора ООО "СТАВЮГОПТ" (Мороз Александр Сергеевич), учредителя (Гончарова Ивана Ивановича) в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике от 14 сентября 2023 г. N РНП 09-18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.09.2023