Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
Тельпов И.А. - член Комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок;
Сисева Н.И. - член Комиссии, старший государственный инспектор,
в присутствии представителей:
от БУЗ ВО "Воронежская городская поликлиника N 10": Лялин Е.В. (доверенность N 12 от 14.09.2023) и Кранина Е.Н.(доверенность N 11 от 14.09.2023),
от ИП Лыловой Натальи Александровны : Межитова З.К. (доверенность б/н от 13.09.2023),
рассмотрев обращение заказчика - БУЗ ВО "Воронежская городская поликлиника N 10" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Лыловой Наталье Александровне, в связи с расторжением заказчиком контракта на оказание клининговых услуг по комплексной уборке помещений (ИКЗ 222366401759036640100101040018121244),
у с т а н о в и л а :
12.09.2023 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и разделом III Постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" приняло к рассмотрению обращение заказчика БУЗ ВО "Воронежская городская поликлиника N 10" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Лыловой Наталье Александровне, в связи с расторжением заказчиком контракта на оказание клининговых услуг по комплексной уборке помещений (ИКЗ 222366401759036640100101040018121244).
Ознакомившись с материалами дела, предоставленными доказательствами, пояснениями Заказчика и Подрядчика, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
12.12.2022 года на основании протокола подведения итогов аукциона 30.11.2022 между БУЗ ВО "Воронежская городская поликлиника N 10" и ИП Лыловой Натальей Александровной был заключен контракт на оказание клининговых услуг по комплексной уборке помещений (ИКЗ 222366401759036640100101040018121244).
В соответствии с п.1.1 контракта, исполнитель обязуется своевременно оказать клининговые услуги по комплексной уборке помещений на условиях контракта, согласно Приложению N 1 к Контракту.
Согласно п. 3.2 контракта, 3.2. Срок оказания услуг: с 01.01.2023 г. по 31.12.2023 г., а срок исполнения по 31.01.2024 г.
Услуги оказываются в соответствии с Приложение N1 к настоящему контракту.
Этапы оказания услуг:
Номер этапа |
Дата начала этапа оказания услуг |
Дата окончания этапа оказания услуг |
Срок исполнения этапа по |
1 |
01.01.2023 |
31.01.2023 |
28.02.2023 |
2 |
01.02.2023 |
28.02.2023 |
31.03.2023 |
3 |
01.03.2023 |
31.03.2023 |
30.04.2023 |
4 |
01.04.2023 |
30.04.2023 |
31.05.2023 |
5 |
01.05.2023 |
31.05.2023 |
30.06.2023 |
6 |
01.06.2023 |
30.06.2023 |
31.07.2023 |
7 |
01.07.2023 |
31.07.2023 |
31.08.2023 |
8 |
01.08.2023 |
31.08.2023 |
30.09.2023 |
9 |
01.09.2023 |
30.09.2023 |
31.10.2023 |
10 |
01.10.2023 |
31.10.2023 |
30.11.2023 |
11 |
01.11.2023 |
30.11.2023 |
31.12.2023 |
12 |
01.12.2023 |
31.12.2023 |
31.01.2024 |
|
|
|
|
В приложении N 1 к контракту указано: "_ Влажная уборка помещений должна осуществляться Исполнителем не менее 2 (двух) раз в сутки с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешённых к использованию в установленном порядке для каждого класса чистоты, в строгом соответствии с требованиями СП 2.1.3678-20 "Санитарно- эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг", соблюдать требования настоящего Технического задания и ГОСТ Р 51870-2014 "Услуги профессиональной уборки - клининговые услуги", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 ноября 2014 г. N 1554 ст., ГОСТ 12.1.004-91 "Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования (с изменениями)".
Из материалов дела и информации, размещенной в ЕИС следует, что Подрядчик направлял Заказчику следующие документы о приемке выполненных работ:
- Документ о приемке N 355 от 02.02.2023 на сумму 45 900,00 рублей. Подписан Заказчиком 06.02.2023;
- Документ о приемке N 372 от 28.02.2023 на сумму 45 900,00 рублей. Подписан Заказчиком 01.03.2023;
- Документ о приемке N 384 от 04.04.2023 на сумму 45 900,00 рублей. Подписан Заказчиком 05.04.2023.
- Документ о приемке N 429 от 02.05.2023 на сумму 45 900,00 рублей. Подписан Заказчиком 16.05.2023;
- Документ о приемке N 467 от 05.06.2023 на сумму 45 900,00 рублей. Подписан Заказчиком 19.06.2023;
- Документ о приемке N 505 от 03.07.2023 (испр. N 2 от 28.07.2023) на сумму 45 900,00 рублей. Подписан Заказчиком 01.08.2023;
- Документ о приемке N 512 от 01.08.2023 на сумму 45 900,00 рублей. Подписан Заказчиком 15.08.2023;
- Документ о приемке N 551 от 06.09.2023 на сумму 45 900,00 рублей. Не подписан Заказчиком.
29.08.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
До принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта 17.08.2023 и 23.08.2023года Заказчиком в адрес Исполнителя были направлены письма - претензии о том, что уборка проводится некачественно, указаны замечания по мойке дверей и окон, уборке кабинетов и т.д.
23.08.2023 Заказчиком составлен акт осмотра помещения без участия Исполнителя о том, что уборка проводится некачественно.
Заявитель в свою очередь пояснил, что после 23.08.2023 провел регламентированную уборку помещений.
В соответствии с ч 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.08.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
29.08.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в ЕИС.
29.08.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было получено Исполнителем.
В соответствии с указанной нормой, датой поступления Исполнителю решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата 29.08.2023.
Следовательно, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 11.09.2023 (с учетом выходных дней).
06.09.2023 Исполнитель в ЕИС разместил акт выполненных работ на сумму 45 900,00 рублей.
Вместе с тем, Комиссией Воронежского УФАС России принимается во внимание следующее.
Исходя из положений статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков, с одной стороны, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение контракта поставщиком, которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого поставщика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта и нарушающих права заказчика относительно его условий.
Таким образом, для включения в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган обязан достоверно установить не только факт нарушения подрядчиком контракта, но и оценить доказательства его недобросовестного поведения, совершения им умышленных действий (бездействия), противоречащих требованиям Закона и нарушающих права и законные интересы заказчика.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.
Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
При этом "автоматическое" включение лица, нарушившего условия контракта, в реестр недобросовестных поставщиков без указания причины его отнесения к таковым, без учета степени его вины ограничивает право на осуществление коммерческой деятельности по поставке продукции для государственных и муниципальных нужд, негативно сказывается на деловой репутации и снижает в целом конкурентоспособность на рынке.
При этом ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного на то органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (исполнителе, подрядчике) в реестр недобросовестных поставщиков без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении или не включении информации в отношении соответствующего лица в реестр недобросовестных поставщиков, недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
В связи с этим, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение лицом условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в определениях от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13, включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника размещения заказа, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Закона.
Таким образом, исходя из совокупности документов и сведений, представленных в материалы дела (акты о приемке и оплате Заказчиком выполненных исполнителем услуг по уборке в период с 02.02.2023 по 15.08.2023, отсутствие исполнителя при составлении Заказчиком акта о некачественном выполнении услуги) сторонами по Контракту, и, будучи лишенной возможности сделать однозначный вывод о том, что действия ИП Лыловой Натальи Александровны были направлены исключительно на уклонение от выполнения условий заключенного Контракта или на несоблюдение его условий, Комиссия считает, что имеется необходимость истолкования всех неустранимых сомнений в пользу ИП Лыловой Натальи Александровны (ч. 3 ст. 49 Конституции Российской Федерации).
В то же время Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях ИП Лыловой Натальи Александровны отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине ИП Лыловой Натальи Александровны.
Бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком в материалы рассматриваемого дела не представлено.
При вышеизложенных обстоятельствах, вины ИП Лыловой Натальи Александровны, выразившейся в намеренном неисполнении условий Контракта, Комиссией Воронежского УФАС России не установлено.
Кроме того, Комиссия Воронежского УФАС России считает, что возникшие в ходе исполнения Контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении Подрядчика, а указывают на наличие гражданско-правового спора у сторон Контракта, возникшего при его исполнении.
При этом с момента заключения контракта между его сторонами возникают гражданско-правовые отношения, оценку которым антимонопольный орган в рамках рассмотрения одностороннего отказа заказчика либо исполнителя от исполнения контракта в качестве основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков давать не вправе.
Исходя из вышеизложенного, обстоятельства, послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений сторон, а их исследование со стороны антимонопольного органа подменяло бы компетенцию суда.
Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого Контракта, может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора, по итогам рассмотрения которого могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.
При таких обстоятельствах, у Комиссии Воронежского УФАС России отсутствуют правовые основания для внесения информации об ИП Лыловой Наталье Александровне в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" и статьей 104 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Воронежского УФАС России, Комиссия Воронежского УФАС России,
р е ш и л а :
отказать во включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Лыловой Наталье Александровне (ИНН 361300166686).
Резолютивная часть решения объявлена: 15.09.2023 года.
В полном объеме решение изготовлено: 19.09.2023 года.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Председатель Комиссии А.В. Логошин
Член Комиссии И.А. Тельпов
Член Комиссии Н.И. Сисева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 15 сентября 2023 г. N 036/06/104-1410/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2023