Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
Курленко Е.С. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев обращение, направленное муниципальным бюджетным учреждением "Межпоселенческий историко-краеведческий музей" Калачинского района Омской области (далее - заказчик, учреждение) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "ВЕЛЕС" (далее - ООО "ВЕЛЕС", общество, подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 152, заключенного 28.03.2023 по результатам осуществления закупки в форме электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту Муниципального бюджетного учреждения "Межпоселенческий историко-краеведческий музей" Калачинского района Омской области, расположенного по адресу: Омская область, г. Калачинск, ул. Ленина,39 (Реестровый номер 23.33.0065) (извещение N 0152200004723000152) (далее соответственно - электронный аукцион, аукцион, закупка, контракт), размещенной Главным управлением контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган),
в присутствии представителей заказчика - Магловой Светланы Викторовны, директора; Басовой Юлии Валерьевны (доверенность от 14.09.2023),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
общества - Ульянова Ильи Юрьевича (доверенность от 13.09.2023), Тимохина Алексея Владимировича (доверенность от 13.09.2023 N 47),
уполномоченного органа - Сорока Анастасии Владимировны (доверенность N 151 от 31.01.2023)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 8358-ЭП/23 от 08.09.2023) обращение о включении информации о подрядчике в реестр и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных материалов и информации следует, что 01.03.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 9952870 руб. (идентификационный код закупки 233551501118655150100100080014120243).
13.03.2023 размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), согласно которому заявка единственного участника признана соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подана только одна заявка на участие в закупке, на основании пункта 1 части 1 статьи 52 Федерального закона о контрактной системе электронный аукцион признан несостоявшимся.
28.03.2023 между заказчиком и ООО "ВЕЛЕС" заключен контракт N 152 (номер реестровой записи контракта 3551501118623000002) с ценой 9952870 руб.
19.06.2023 между сторонами было заключено дополнительное соглашение N 1 к контракту.
14.07.2023 заказчиком на официальном сайте ЕИС сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с ненадлежащим исполнением обществом обязательств, предусмотренных контрактом.
24.07.2023 принятое заказчиком 14.07.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было отменено заказчиком, о чем размещена соответствующая информация в ЕИС.
24.08.2023 заказчиком на официальном сайте ЕИС вновь сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с ненадлежащим исполнением обществом обязательств, предусмотренных контрактом.
В обращении заказчика датой расторжения контракта указано 05.09.2023, информация о расторжении контракта в этот же день размещена на официальном сайте ЕИС.
2. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта Комиссия считает, что информация об ООО "ВЕЛЕС" подлежит включению в Реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из такого Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 такого закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 данного закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных таким Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Пунктом 1 статьи 702 ГК РФ установлено, что по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 708 ГК РФ предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 740 ГК РФ по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктами 1, 2 и 3 статьи 716 ГК РФ регламентировано, что подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 данной статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 такой статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Согласно пункту 1 статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
Согласно пункту 8.4 части 1 статьи 3 Федерального закона о контрактной системе отдельным этапом исполнения контракта является часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, в том числе о сроке исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы), а также о начальной (максимальной) цене контракта (цене отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Таким образом, в случае если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы исполнения контракта, то заказчик в извещении об осуществлении закупки обязан указать срок исполнения и цену отдельных этапов исполнения контракта.
Пунктами 1.1-1.4, 6.1, 7.4 контракта было установлено следующее:
"1.1. Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленный настоящим контрактом срок выполнить предусмотренные рабочей документацией (далее - проектная документация) работы по капитальному ремонту Муниципального бюджетного учреждения "Межпоселенческий историко-краеведческий музей" Калачинского района Омской области, расположенного по адресу: Омская область, г. Калачинск, ул. Ленина,39 (далее соответственно - работы, объект) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в соответствии с настоящим контрактом.
1.2. Работы по настоящему контракту, если иное не предусмотрено настоящим контрактом, выполняются Подрядчиком, его иждивением - из его материалов (товаров), его силами и средствами, в объеме, определенном ведомостью объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ (Приложение N 1 к настоящему контракту).
1.3. Место выполнения работ: Омская область, г. Калачинск, ул. Ленина, 39.
1.4. Срок выполнения работ: начало срока выполнения работ - дата заключения контракта, окончание срока выполнения работ - 31 августа 2023 года в соответствии с графиком выполнения строительно - монтажных работ (Приложение N3 к настоящему контракту).
6.1. Заказчик вправе осуществлять контроль за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения, качеством предоставленных Подрядчиком товаров (материалов), не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика.
7.4. Подрядчик обязан:
7.4.1. Выполнить работы в соответствии с проектной документацией, требованиями законодательства Российской Федерации, условиями настоящего контракта, а также в соответствии с требованиями, обычно предъявляемыми к работам соответствующего рода.
7.4.2. Принять от Заказчика по акту приема-передачи объект, проектную документацию в установленные уведомлением сроки, указанным в пункте 7.2.2.1 настоящего контракта.
7.4.3. В течение 1 рабочего дня со дня заключения настоящего контракта предоставить Заказчику доверенность на ответственного представителя Подрядчика, выданную в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, на представление интересов Подрядчика при исполнении настоящего контракта с правом подписи всех документов;
7.4.7. Немедленно предупредить Заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
7.4.7.1. возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работ;
7.4.7.2. иных не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые грозят ухудшением качества результатов выполненных работ, либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший Заказчика об обстоятельствах, указанных в настоящем пункте, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание Заказчика о прекращении работ, не вправе при предъявлении к нему или им к Заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
7.4.9. Сдать результат выполненных работ Заказчику в порядке и срок, установленный настоящим контрактом.
7.4.16. Представлять на утверждение Заказчику сметы на непредвиденные затраты, возникшие в ходе выполнения работ. Сметы на непредвиденные затраты разрабатываются Подрядчиком за свой счет, расходы на разработку смет возмещению Заказчиком не подлежат".
Приложениями, являющимися неотъемлемой частью контракта, являлись:
Приложение N 1. Ведомость объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ;
Приложение N 2. Смета контракта.
Приложение N 3 - График выполнения строительно-монтажных работ
Приложение N 4 - График оплаты выполненных работ
Как следует из графика выполнения строительно-монтажных работ в рамках исполнения контракта было предусмотрено 4 этапа, при этом установлены следующие сроки выполнения работ по каждому этапу:
1 этап: с даты заключения контакта по 15.05.2023;
2 этап: с 16.05.2023 по 15.06.2023;
3 этап: с 16.06.2023 по 15.07.2023;
4 этап: с 16.07.2023 по 31.08.2023.
Пунктами 2.1 и 2.6 контракта предусмотрено следующее:
"2.1.Цена настоящего контракта составляет 9 952 870 (Девять миллионов девятьсот пятьдесят две тысячи восемьсот семьдесят) рублей 00 копеек, НДС не облагается на основании гл 26.2 ст 346.11 НК РФ
- Цена первого этапа 1 152 817,67 рублей;
- Цена второго этапа 3 155 177,13 рублей;
- Цена третьего этапа 5 239 534,36 рублей;
- Цена четвертого этапа 405 340,84 рублей;
Цена настоящего контракта включает в себя все расходы Подрядчика, включая расходы на используемые при выполнении работ товары (материалы), а также на страхование, уплату налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, связанных с оплатой контракта, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах такие налоги, сборы и иные обязательные платежи подлежат уплате в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации заказчиком.
2.6. Оплата отдельного этапа исполнения контракта производится заказчиком в соответствии с графиком оплаты выполненных работ (Приложение N4 к настоящему контракту) путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет подрядчика в течение 7 (семи) рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке на основании выставленного подрядчиком счета-фактуры (счета)".
19.06.2023 между заказчиком и ООО "ВЕЛЕС" заключено дополнительное соглашение N 1 к контракту, в соответствии с которым стороны решили изменить объем и виды выполняемых работ по контракту.
В связи с указанным в контракт внесены изменения, согласно которым приложения NN 1-4 к контракту изложены в новой редакции, при этом была также изменена цена по каждому этапу исполнения контракта, которая стала составлять:
по 1 этапу - 285 863,94 руб.;
по 2 этапу - 276 609,80 руб.;
по 3 этапу - 3 985 962,56 руб.;
по 4 этапу - 5 404 433,70 руб.
Во всем остальном, что не предусмотрено дополнительным соглашением N 1 к контракту, стороны руководствуются положениями контракта.
Пункты 7.1.6 и 11.7 контракта предусматриваали право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, в случаях если:
- подрядчик не приступает своевременно к исполнению настоящего контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным;
- отступления в работе от условий настоящего контракта и иные недостатки и (или) дефекты результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми.
Хронология взаимодействия заказчика и общества при исполнении контракта свидетельствует о следующем.
30.03.2023 между заказчиком и подрядчиком во исполнение подпункта 7.2.2 контракта были подписаны акт передачи объекта для производства работ, акт приема передачи рабочей документации по объекту Капитальный ремонт межпоселенческого историко-краеведческого музея, расположенного по адресу: Омская область, г. Калачинск, ул. Ленина,39, Литера А".
19.04.2023 подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 19-04/2023), содержание которого сводится к выявленным в процессе демонтажных работ и формирования ведомости объемов материалов замечаниям, не учтенным проектно-сметной документацией.
На данное письмо заказчиком дан ответ (письмо от 26.04.2023 исх. N 6), в котором учреждение предлагало свое решение по поставленным подрядчиком вопросам, а также в связи с краткими сроками выполнения работ по контракту заказчик предлагал подрядчику увеличить количество работников на объекте.
10.05.2023 заказчиком в адрес подрядчика направлено письмо (исх. N 9), согласно которому учреждением выявлено медленное выполнение обществом работ, что создает угрозу срыва своевременного исполнения этапов контракта.
Из представленных материалов следует, что работы по 1 этапу исполнения контракта выполнены подрядчиком в установленный контрактом срок (по 15.05.2023) на общую сумму 285 863,94 руб., о чем свидетельствуют акты выполненных работ NN 1 и 2 от 15.05.2023, справка о стоимости выполненных работ и затрат N 1 от 15.05.2023.
Информация об исполнении контракта по 1 этапу размещена 17.05.2023 на официальном сайте ЕИС в разделе "электронные документы об исполнении".
11.05.2023 подрядчиком в адрес заказчика направлено письмо (исх. N 05-05/2023), в котором общество проинформировало последнего о выявленных работах, не учтенных проектно-сметной документацией, что может повлечь за собой увеличение стоимости контракта, в связи с чем ООО "ВЕЛЕС" на объекте были приостановлены следующие виды работ:
- работы по устройству деревянных полов (нет решения по замене нижнего венца, и ремонта фундамента);
- работы по облицовке стен (нет решения по обработке стен антисептиком-антипиреном; нет решения о ремонте фундамента);
- работы по замене окон (нет решения о замене материалов изготовления окон);
- работы по демонтажу кровли (во избежание затопления здания от осадков) (нет решения по ремонту кровли).
На указанное письмо заказчиком даны ответы подрядчику (исх. NN 12, 14 от 15.05.2023) о том, что в адрес проектной организации направлено письмо для согласования выполнения дополнительных работ, при этом обществу в соответствии с пунктом 7.4.16 контракта предложено представить на утверждение учреждению сметы на непредвиденные затраты, возникшие в ходе выполнения работ. По части неучтенных работ заказчиком предложены варианты решения данного вопроса.
Обществом письмом от 23.05.2023 (исх. N 23-05/2023) на утверждение заказчику отправлен локальный сметный расчет N "ЛСР-02-01-01 доп. 1" на дополнительные работы, не учтенные проектно-сметной документацией.
Также письмом от 24.05.2023 (исх. N 24-05/2023) общество проинформировало заказчика о приостановлении выполнения работ по контракту, поскольку невозможно их выполнение без корректировки объемов и видов работ.
Письмом от 23.05.2023 N 18 заказчик проинформировал общество о результатах проверки хода работ на объекте, осуществленной ООО "Центр строительства и проектирования", которым выявлены нарушения и указано, что имеется отставание от сроков выполнения работ, которое неминуемо приведет к значительному срыву сроков выполнения работ. Заказчик требовал срочно принять меры по организации работ на объекте для обеспечения условий выполнения контракта.
На указанное письмо обществом дан ответ (исх. N 2-06/2023 от 01.06.2023) о том, что письмом от 24.05.2023 исх. N 24-05/2023 подрядчик проинформировал заказчика о вынужденном приостановлении выполнения работ по контракту в связи с выявлением на стадии выполнения работ необходимости в выполнении дополнительных объемов работ, не предусмотренных контрактом.
Письмом от 02.06.2023 (исх. N 3-06/2023) подрядчик просил заказчика заключить дополнительное соглашение на изменение видов и объемов работ.
Решением технического совета по объекту капитального строительства от 15.06.2023, на котором присутствовали представители ООО "ВЕЛЕС", было принято решение на основании дефектной ведомости подготовить локально-сметный расчет на дополнительные работы, подготовить дополнительное соглашение к контракту.
В связи с указанным 19.06.2023 между заказчиком и обществом заключено дополнительное соглашение N 1 к контракту, в соответствии с которым стороны решили изменить объем и виды выполняемых работ по контракту, а также цену по каждому этапу исполнения контракта.
При этом сроки выполнения работ не были изменены.
14.07.2023 заказчиком принималось решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что в ходе проведения совместного совещания, состоявшегося 13.07.2023, установлено, что подрядчиком в установленные контрактом сроки не выполнен объем работ, предусмотренный 2 и 3 этапами исполнения контракта.
24.07.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта отменено заказчиком, поскольку обществом был выполнен объем работ, предусмотренный 2 этапом контракта, активно ведутся работы по завершению строительно-монтажных работ 3 этапа контракта, т.е. устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта
Из материалов дела и пояснений представителей сторон следует, что для решения вопросов по исполнению контракта неоднократно проводились рабочие совещания (протоколы рабочего совещания N 1 от 30.03.2023, N 2 от 13.04.2023, N 3 от 27.04.2023, N 4 от 25.05.2023, N 5 от 01.06.2023, N 6 от 15.06.2023, N 7 от 24.06.2023, N 8 от 29.06.2023, N 9 от 06.07.2023, N 10 от 13.07.2023, N 11 от 20.07.2023, N 12 от 27.07.2023, N 13 от 08.08.2023, N 14 от 17.08.2023, N 15 от 24.08.2023), на которых в том числе присутствовали представители ООО "ВЕЛЕС", Калачинской межрайонной прокуратуры Омской области.
В ходе проведения рабочих совещаний неоднократно отмечалось о необходимости увеличения на объекте количества работающих, обеспечения их стройматериалами, инвентарем и улучшении организации работ.
Помимо указанного, заказчиком в адрес подрядчика направлялись претензии, в соответствии с которыми обществу предлагалось выполнять работы в соответствии с условиями контракта, а также оплатить неустойку за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту.
В соответствии с рабочим совещанием, состоявшимся от 17.08.2023 (протокол N 14), на котором присутствовали инженер ООО "ВЕЛЕС" Быков М.С., а также бригадир строительной бригады по выполнению строительно-монтажных работ ООО "ВЕЛЕС" Ароян Р.Г., принято решение о предоставлении подрядчиком заказчику исполнительной документации для закрытия 2 и 3 этапов исполнения контракта, установлены сроки выполнения отдельных видов работ, а также указано, если с 21 августа 2023 года не будет активизации работ на объекте, учреждение расторгнет контракт в одностороннем порядке.
Как следует из протокола рабочего совещания N 15 от 24.08.2023, на котором также присутствовали вышеуказанные лица со стороны подрядчика, ООО "ВЕЛЕС" в очередной раз были нарушены сроки выполнения работ по контракту, не представлены документы для оплаты выполненных работ по этапам.
В связи с вышеуказанным, поскольку подрядчиком были нарушены существенные условия контракта (нарушены промежуточные сроки выполнения работ), заказчиком 24.08.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Порядок расторжения контракта при принятии заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта регламентирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
В соответствии с указанной статьей в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 такого закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 такой части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием части 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 такой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Информация, размещенная на официальном сайте ЕИС, свидетельствует о том, что датой уведомления подрядчика является 24.08.2023.
Следовательно, с учетом того, что ООО "ВЕЛЕС" были повторно нарушены условия контракта, контракт мог считаться расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком общества об одностороннем отказе от исполнения контракта, т.е. с 05.09.2023.
На официальном сайте ЕИС информация о расторжении контракта размещена 05.09.2023 с указанием даты расторжения контракта 05.09.2023. В рассматриваемом обращении заказчика также указана дата расторжения 05.09.2023.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее 5 рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного принуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении сведений об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения закона и обязан исследовать все обстоятельства дела, дав оценку обстоятельствам, свидетельствующим направленности действий поставщика (подрядчика, исполнителя) на несоблюдение условий контракта или уклонение от его исполнения. Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Включение сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с подпунктами "г" и "д" пункта 9 Правил:
г) орган контроля размещает (за исключением случаев, предусмотренных подпунктами "е" и "ж" настоящего пункта) не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем поступления обращения в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, информацию о проведении внеплановой проверки в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона;
д) не позднее трех часов с момента размещения информации в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта заказчику, участнику закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта), поставщику (подрядчику, исполнителю) с использованием единой информационной системы автоматически направляется уведомление о размещении такой информации в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 Федерального закона. Такое уведомление считается надлежащим уведомлением заказчика, участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) о месте, дате и времени рассмотрения обращения и проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил.
Более того, Омским УФАС России 08.09.2023 в адрес общества было направлено уведомление с предложением о представлении в срок не позднее 13.09.2023 письменных объяснений на обращение заказчика о включении информации в Реестр с приложением подтверждающих документов, данное письмо также содержало уведомление о рассмотрении 15.09.2023 в 10:00 час. настоящего обращения заказчика.
На указанный запрос обществом представлены объяснения, из содержания которых следует, что ООО "ВЕЛЕС" не согласно с принятым заказчиком решением об одностороннем отказе от исполнения контракта, так как подрядчик имел намерение исполнить контракт и не уклонялся от его исполнения, предпринимал всевозможные меры для положительного разрешения сложившейся ситуации.
В пояснениях обществом указано, что им в ходе выполнения работ были совершены действия необходимые для выполнения своих обязательств по контракту. Причиной нарушения графика выполнения работ послужило выявление на стадии выполнения работ необходимости в выполнении дополнительных объемов работ, не предусмотренных контрактом и отсутствие встречного исполнения обязательств со стороны заказчика.
Письмами от 11.05.2023 (исх. N 05-05/2023) и от 24.05.2023 (исх. N 24-05/2023) общество проинформировало заказчика о приостановке работ по контракту.
В пояснениях обществом указано: "Заказчик, не опровергая необходимость выполнения дополнительных видов работ, тем не менее отказался от внесения изменений в контракт в части увеличения сроков выполнения работ. Полагаем позицию заказчика необоснованной. Увеличение объемов работ априори влечет за собой увеличение сроков выполнения работ. Также необходимо учитывать вынужденные простои в период приостановления работ до получения от Заказчика необходимых согласований и внесения изменений в проектную документацию.
На дату расторжения контракта были выполнены следующие работы:
1. Выполнен и подписан 1 этап, в полном объеме;
2. Выполнен 2 этап, в полном объеме;
3. Работы по 3 этапу выполнены на 30%;
4. На объект капитального ремонта для производства последующих работ завезены:
- Кирпич - в полном объеме;
- Песок, цемент, щебень - в полном объеме;
- ГКЛ, элементы каркаса - в полном объеме;
- Лаги - в полном объеме;
- Огнебиозащита - в полном объеме;
- Материалы для устройства системы электроснабжения - в полном объеме;
- Лакокрасочные материалы, для окраски наружных стен и кровли - в полном объеме;
5. Смонтированы ПВХ окна;
6. Проработаны конструктивы и заказаны двери на объект в полном объеме;
7. Проработаны и внесены изменения в локально-сметные расчеты.
8. Проработаны и предоставлены измененные объемы".
Комиссия считает несостоятельной ссылку общества на то, что заказчик отказался от внесения изменений в контракт в части увеличения сроков выполнения работ, поскольку протоколами рабочих совещаний, проведенных в присутствии представителей ООО "ВЕЛЕС", представленной перепиской между заказчиком и подрядчиком подтверждается, что обществом не ставился вопрос о внесении изменений в контракт в части увеличения срока выполнения работ.
Напротив, письмом от 02.06.2023 (исх. N 3-06/2023) подрядчик просил заказчика заключить дополнительное соглашение об изменении видов и объемов работ.
Также не ставился вопрос об увеличении сроков выполнения работ и после заключения дополнительного соглашения N 1 к контракту, что подтверждается, в т.ч. протоколом рабочего совещания N 7 от 24.06.2023 в котором содержатся пояснения главного инженера ООО "ВЕЛЕС" Тимохина А.В.:
"По срокам пока остаемся в рамках контракта 31 августа, если почувствуем, что будем не успевать, тогда попросим удлинить сроки разумно".
Вопрос об увеличении срока выполнения работ был поднят лишь после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 24.08.2023.
Так, письмом исх. N 29-08/2023 от 29.08.2023 общество просило отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 24.08.2023 и заключить дополнительное соглашение с изменением срока выполнения работ по контракту, в том числе сроков выполнения этапов (1 этап - срок сдачи 15 мая 2023 года, 2 этап - срок сдач 31 августа 2023 года, 3 этап - срок сдачи 15 сентября 2023 года, 4 этап - срок сдачи 30 октября 2023 года).
В возражениях на уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта обществом, в частности указано, что невозможность исполнения обязательств с установленный срок, произошла в связи с возникновением не зависящих от подрядчика обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в срок в связи с введением экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации. Указанные действия повлекли существенное удорожание строительных материалов и их дефицит.
В соответствии с Актом осмотра объекта капитального ремонта от 31.08.2023, созданной Комиссией в состав которой включен представитель подрядной организации установлено, что подрядчиком по данному контракту:
1 этап контракта выполнен на 100% и оплачен со стороны заказчика;
2 этап контракта выполнен на 100%, однако подрядчиком не предоставлены акты выполненных работ и исполнительная документация, выполненные работы не приняты и не оплачены со стороны заказчика;
3 этап контракта выполнен на 32%;
4 этап контракта выполнен на 2%.
При этом Комиссия отмечает следующее.
Согласно части 1 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Федеральным законом о контрактной системе, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 Федерального закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Следовательно, указываемый в извещении об осуществлении закупки срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта) представляет собой срок, включающий в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта), а также оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта).
В соответствии с частью 2 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с условиями контракта обязан своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта, а также к установленному контрактом сроку обязан предоставить заказчику результаты поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, предусмотренные контрактом, результаты отдельного этапа исполнения контракта, при этом заказчик обязан обеспечить приемку поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в соответствии с настоящей статьей.
Частью 13 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур поставщик (подрядчик, исполнитель) в срок, установленный в контракте в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в единой информационной системе документ о приемке.
В соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ срок исполнения 2 этапа контракта - 15.06.2023.
Пунктом 7.4.18 контракта установлено, что подрядчик в течение 1 дня со дня завершения отдельного этапа исполнения контракта сформировать с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), подписать усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - усиленная ЭП) и разместить в ЕИС документ о приемке, который должен содержать информацию, предусмотренную пунктом 1 части 13 статьи 94 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с приложением документов, которые считаются его неотъемлемой частью, а также предоставить в электронном виде счет-фактуру (счет) вместе с документом о приемке.
На момент рассмотрения настоящего обращения заказчика документ о приемке по 2 этапу исполнения контракта не размещен в ЕИС, что не позволяет оценить полноту выполненных работ по данному этапу контракта и свидетельствует о нарушении промежуточного срока выполнения работ.
Кроме того, материалами дела подтверждено и не опровергается обществом, что подрядчиком не выполнен объем работ (по состоянию на 31.08.2023 работы выполнены на 32%), предусмотренный 3 этапом исполнения контракта.
Теоретически с учетом приостановления подрядчиком работ по контракту (24.05.2023) до заключения дополнительного соглашения N 1 к контракту от 19.06.2023 сроки выполнения работ по каждому этапу могли быть продлены на 27 календарных дней, однако и с учетом этого срока работы подрядчиком в полном объеме не выполнены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Следует отметить, что при применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости. Основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Оценивая действия сторон как недобросовестное или добросовестное, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны.
В силу пункта 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно пункту 2 статьи 401 ГК РФ отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Пунктом 3 статьи 401 ГК РФ установлено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Факты, указанные обществом в пояснениях, представленных Комиссии, сами по себе не могут служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины подрядчика и основанием для освобождения от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 ГК РФ (данный вывод согласуется с позициями арбитражных судов - см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.02.2012 по делу N А82-3622/2011, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.11.2020 N Ф04-5088/2020 по делу N А45-39094/2019, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.09.2022 N Ф04-5193/2022 по делу N А45-35853/2021).
Комиссия Омского УФАС России отмечает, что при подаче заявки на участие в данной закупке ООО "ВЕЛЕС" было выражено безусловное согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных извещением.
Принимая решение об участии в процедуре определения подрядчика, и подавая соответствующую заявку, общество несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям документации о закупке и действующего законодательства.
Подрядчиком не доказано, что заказчиком были нарушены обязанности по контракту.
Напротив, заказчик оказывал содействие подрядчику для надлежащего исполнения обязательств по контракту, все вопросы, возникшие в ходе исполнения контракта, обсуждались на рабочих совещаниях, при проведении которых присутствовали представители подрядчика.
Представленными сторонами документами подтверждается, что подрядчиком были нарушены промежуточные сроки работ по контракту (работы по 2 и 3 этапу контракта), работы в установленный контрактом срок на момент принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракт не выполнены, следовательно, нарушены вышеуказанные существенные условия контракта, в том числе о сроках выполнения работ.
Доказательств наличия у общества каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом обязательства по исполнению контракта, в Омское УФАС России не представлено.
Действуя в рамках заключенного контракта, общество должно было осознавать то обстоятельство, что оно вступило в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требовало от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Имеющиеся в деле документы и сведения указывают на то, что неисполнение обязательств обществом повлекло невозможность достижения результата, на который рассчитывало учреждение при заключении контракта.
Кроме того, следует отметить, что неисполнение обществом обязательств ведет к негативным последствиям для заказчика, связанным с финансированием из федерального бюджета в рамках реализации национального проекта "Культура".
Основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением условий контракта является закрытый перечень случаев, установленный пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Комиссией также не выявлены обстоятельства, которые в соответствии с пунктом 15 Правил являются основанием для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в Реестр.
В данном случае характер допущенного подрядчиком нарушения существенных условий контракта (невыполнение принятых подрядчиком обязательств по контракту, избранная модель поведении обществом, характеризующаяся непроявлением последним той степени внимательности и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств), наличие в его действиях вины, тяжесть наступивших последствий, учитывая наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в Реестр), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении указанного лица. Применение в указанном случае данной санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
Комиссия считает, что при указанных обстоятельствах информация об ООО "ВЕЛЕС" подлежит включению в Реестр.
На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года сведения:
- об обществе с ограниченной ответственностью "ВЕЛЕС" (ИНН 5501193842, КПП 550101001),
- о директоре и единственном участнике общества с ограниченной ответственностью "ВЕЛЕС" Яковлеве Иване Анатольевиче (ИНН 550144621269).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии: |
Т.П. Шмакова
А.П. Алексина
Е.С. Курленко
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 15 сентября 2023 г. N 055/10/104-1012/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.09.2023