Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Ланбиной А.В.- начальника отдела рекламы, члена Комиссии;
Леоновой Ю.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела рекламы, члена Комиссии,
рассмотрев обращение, направленное Министерством строительства Омской области в лице бюджетного учреждения Омской области "Омскоблстройзаказчик" (далее - заказчик) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "ОМСКАГРОПРОМСТРОЙ" (далее - общество, подрядчик, ООО "ОМСКАГРОПРОМСТРОЙ") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 14-2022/Е, заключенного 14.03.2022 по результатам осуществления Главным управлением контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган) закупки "Выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта капитального строительства, поставка оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации объекта "Строительство фельдшерско-акушерского пункта с. Сергеевка Оконешниковского муниципального района Омской области, бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Оконешниковская центральная районная больница" (извещение N 0152200004722000102, ИКЗ 222550300779555030100100460014120414) (далее соответственно - закупка, контракт),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика - Лотош Яны Александровны (доверенность N 65 от 22.12.2022)
уполномоченного органа - Гаврилова Лариса Петровна (доверенность N 157 от 05.05.2023);
общества - Тодышева Александра Петровича (доверенность от 08.12.2022)
УСТАНОВИЛА:
1. В соответствии с частями 2 и 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. N 9370 от 22.09.2022) обращение о включении информации о подрядчике в реестр и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Определением Арбитражного суда Омской области от 28.09.2022 по делу N А46-16536/2022 приняты предварительные обеспечительные меры (с учетом определения об исправлении опечатки от 29.09.2022 по делу N А46-16536/2022), в том числе о запрете Омскому УФАС России в случае поступления обращений о включении информации об обществе в реестр рассматривать соответствующие документы до вступления решения суда по делу N А46-16536/2022 в законную силу.
Рассмотрение настоящего обращения Омским УФАС России было приостановлено до вступления решения суда в законную силу.
21.03.2023 Арбитражным судом Омской области в удовлетворении требований общества о признании незаконными решений заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта было отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2023 данное решение оставлено без изменения.
В связи с поступившим ходатайством заказчика (вх. N 6082-ЭП/23 от 30.06.2023) Комиссия 07.07.2023 объявила перерыв в заседании до разрешения судом вопроса о снятии обеспечительных мер (с учетом указания судом в решении от 21.03.2023 о том, что такой вопрос разрешается судом по ходатайству стороны) с учетом позиций сторон, соблюдения их прав и законных интересов.
Определением Арбитражного суда Омской области от 10.07.2023 обеспечительные меры были отменены.
ООО "ОМСКАГРОПРОМСТРОЙ" (вх. N 6637-Эп/23 от 19.07.2023) заявлено ходатайство об отложении рассмотрения обращения заказчика до вступления в законную силу определения Арбитражного суда Омской области от 10.07.2023 об отмене обеспечительных мер в законную силу.
20.07.2023 в заседании Комиссии данное ходатайство было удовлетворено.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2023, вступившем в законную силу со дня его принятия, указанное определение было оставлено без изменения.
Рассмотрение настоящего обращения заказчика после перерыва назначено на 18.09.2023 в 14-00 час.
2. Из представленных материалов и информации следует, что 11.02.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение об осуществлении закупки N 0152200004722000102 с начальной (максимальной) ценой контракта 12 802 671,98 руб.
По результатам такой закупки 14.03.2022 между заказчиком и обществом заключен контракт N 14-2022/Е с ценой 12 802 671,98 руб.
09.09.2022 заказчиком на официальном сайте ЕИС сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На официальном сайте ЕИС информация о расторжении контракта размещена 22.09.2022, в тот же день информация и документы направлены через ЕИС в Омское УФАС России.
3. В результате осуществления проверки одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия считает, что информация об ООО "ОМСКАГРОПРОМСТРОЙ" подлежит включению в реестр, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.
Комиссией установлено, что в рассматриваемый контракт заключен на выполнение работ по подготовке проектной документации, выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта капитального строительства, поставку оборудования, следовательно, по своей природе является смешанным.
Таким образом, к отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора, а именно правила, предусмотренные положениями параграфов 3 и 4 главы 30, главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 702 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Пунктом 1 статьи 708 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
Таким образом, условие о сроках выполнения работ по договору подряду является существенным.
В соответствии со статьей 716 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.
Пунктом 1 статьи 718 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик (проектировщик, изыскатель) обязуется по заданию заказчика разработать техническую документацию и (или) выполнить изыскательские работы, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (статья 758 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьями 759 и 760 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
Подрядчик обязан соблюдать требования, содержащиеся в задании и других исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ, и вправе отступить от них только с согласия заказчика.
По договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ подрядчик обязан:
выполнять работы в соответствии с заданием и иными исходными данными на проектирование и договором;
согласовывать готовую техническую документацию с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком - с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления;
передать заказчику готовую техническую документацию и результаты изыскательских работ.
В соответствии со статьей 762 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан, если иное не предусмотрено договором:
уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ;
использовать техническую документацию, полученную от подрядчика, только на цели, предусмотренные договором, не передавать техническую документацию третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней данные без согласия подрядчика;
оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре;
участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления;
возместить подрядчику дополнительные расходы, вызванные изменением исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ вследствие обстоятельств, не зависящих от подрядчика;
привлечь подрядчика к участию в деле по иску, предъявленному к заказчику третьим лицом в связи с недостатками составленной технической документации или выполненных изыскательских работ.
Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (статья 763 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По условиям контракта подрядчику в рамках первого этапа исполнения контракта надлежало в срок по 01.09.2022 выполнить работы по подготовке проектной документации, выполнить инженерные изыскания, получить положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, разработать рабочую документацию.
Работы по строительству объекта должны были выполняться с 02.09.2022 по 10.12.2022, поставка оборудования с 11.12.2022 по 20.12.2022.
Материалами дела подтверждено, что работы, предусмотренные контрактом, подрядчиком в регламентированный контрактом срок в полном объеме не выполнены, в том числе по первому этапу.
При этом даже по первому этапу заказчику не передан результат работ (проектная документация с положительным заключением государственной экспертизы и рабочая документация).
В процессе выполнения работ по проектированию в рабочем порядке заказчиком производились совещания в режиме ВКС по проблемным вопросам проектирования, постоянно направлялись письма в адрес подрядчика с запросами о предоставлении информации.
Протоколами по итогам рабочих совещаний по вопросу проектирования объектов по строительству врачебных амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов в Омской области, а также соответствующими письмами подрядчику неоднократно давались указания о надлежащем исполнении условий контракта. Заказчиком также направлялись претензии о необходимости предоставления результатов работ.
Контрактом было предусмотрено, что государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Процедура расторжения контракта, регламентированная частями 12.1, 13 и 14 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе заказчиком в полной мере соблюдена.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта признано арбитражными судами законным (дело N А46-16536/2022).
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 3 раздела II Правил обращение о включении информации об участнике закупки в реестр направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе.
На основании подпункта "а" пункта 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
ООО "ОМСКАГРОПРОМСТРОЙ" представлены письменные пояснения (вх. 8641-ЭП/23 от 18.09.2023), в которых приведены следующие доводы:
1) учреждение необоснованно отказалось от контрактов со ссылкой на исключение общества из строительного СРО;
2) СРО строительное неправомерно приняло решение об исключении общества;
3) умышленное нарушение сроков исполнения Контрактов со стороны общества отсутствовало;
4) несение расходов обществом при исполнении контрактов;
5) заказчиком не исполнялись встречные обязательства, что блокировало технологически возможность исполнения последующих обязательств обществом;
6) при проектировании было установлено, что с учетом расходов на присоединения к сетям электроснабжения и водоснабжения, стоимость строительства превысит контрактную стоимость;
7) требуемое согласование списка медицинского оборудования Минздравом не было выдано, что препятствовало завершению проектных работ;
8) ресурсоснабжающие организации затягивали сроки выдачи тех. условий, при том, что данная работа предварительно должна была быть выполнена собственником земельных участков на которых планировалось строительство;
9) до принятия односторонних расторжений в сентябре 2022 года общий контрактный срок Обществом не был нарушен, а сдвиги сроков внутри контракта не влекли просрочку работ по Контрактам (20.12.2022);
10) работы частично выполнены;
11) контракты невозможно было исполнить, и учреждение, заключив новые контракты, вынуждено поменяло способ исполнения: вместо строительства теперь учреждение заключило контракты на приобретение и монтаж быстровозводимых модульных конструкций;
12) общество исполняло контрактные обязательства и не бездействовало в период исполнения Контрактов;
13) нарушена процедура расторжения контракта;
14) учреждение отказало обществу в выплате авансов, что не позволило обществу задействовать больше ресурсов в сложной экономической ситуации, для исполнения контракта;
15) общество в судебном порядке защищало свои права;
16) при вышеуказанных обстоятельствах имеется правовое обоснование для невключения в РНП.
Включение информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр является исключительной мерой ответственности за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя).
Комиссия учитывает, что в рамках своих полномочий антимонопольный орган не может подменять суд, в том числе разрешать гражданско-правовой спор между сторонами*(1).
Фактические обстоятельства дела установлены судами в рамках гражданско-правового спора по делу N А46-16536/2022, иному толкованию со стороны Комиссии подвергнуты быть не могут.
Изучив представленные информацию и документы, заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к выводу, что подрядчиком были нарушены существенные условия контракта о сроках выполнения работ.
На момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также на момент рассмотрения настоящего обращения заказчика работы в полном объеме не выполнены.
Комиссия также отмечает, что в действиях заказчика при исполнении встречных обязательств, каких-либо препятствий к выполнению обществом работ не усматривается, так заказчик оказывал содействие при выполнении работ, что также было отмечено судами.
Кроме того, Комиссия считает, что обществом не представлено доказательств принятия надлежащих мер для выполнения работ. Обществом также не реализовано право на устранение нарушений, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в регламентированный законом срок.
Основанием для отказа во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр является закрытый перечень случаев, установленный пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В данном случае подрядчиком не указано на нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его исполнителю и размещения в единой информационной системе; заказчиком подтвержден факт существенного нарушений условий контракта; обществом не представлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а также подтверждающие то обстоятельство, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В данном случае характер допущенного подрядчиком нарушения существенных условий контракта (невыполнение в срок принятых обязательств по контракту), избранная модель поведения обществом, характеризующаяся непроявлением последним той степени внимательности и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру принятых на себя обязательств, наличия действиях общества вины, тяжесть наступивших последствий (невыполнение работ, финансируемых в рамках национального проект), наличие в законодательстве о контрактной системе специальной меры ответственности, установленной законодательством в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры проведения закупки обязательств (включение в реестр), свидетельствует о необходимости применения данной меры ответственности в отношении указанного лица. Применение в данном случае такой санкции отвечает требованиям справедливости, соразмерно характеру совершенного деяния.
В вышеуказанных письменных пояснениях Обществом также указано: "В случае, если антимонопольный орган придет к выводу о наличии оснований для включения в РНП, то прошу учесть положения частей 7 и 9 статьи 104 Федеральный закон о контрактной системе о сроках исключения из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты отсчитываемой при истечении пяти рабочих дней с даты поступления обращений БУ ОО "Омскоблстройзаказчик" от 22.09.2022".
Согласно части 7 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 9 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
Комиссия отмечает, что по общему правилу, установленному статей 104 Федеральный закон о контрактной системе, дата исключения из реестра исчисляется с даты, когда контрольный орган в соответствии с установленным процессуальным порядком должен разместить информацию в реестре.
Вместе с тем в сроки, установленные общим правилом, Омское УФАС России было лишено возможности рассмотрения обращения заказчика и размещения в реестре соответствующей информации, поскольку исполняло прямой запрет Арбитражного суда Омской области.
По мнению Комиссии, сроки исключения информации из Реестра должны исчисляться с момента размещения информации в Реестре в соответствии с данным решением.
На основании изложенного, руководствуясь частью 7 статьи 104, частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информацию:
- об обществе с ограниченной ответственностью "ОМСКАГРОПРОМСТРОЙ", ИНН 5506231033, КПП 550301001;
- о генеральном директоре и единственном участнике общества с ограниченной ответственностью "ОМСКАГРОПРОМСТРОЙ" (с долей 100%) Заборовских Алексее Сергеевиче, ИНН 550315164840.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии:
|
Т.П. Шмакова
А.В. Ланбина
Ю.В. Леонова |
-------------------------------------------
*(1) См. определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2017 N 301-КГ17-341 по делу N А79-2181/2016, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 1812/06
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 18 сентября 2023 г. N РНП-55-186/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2023