рассмотрев материалы дела N 7-3/528 по обращению заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства города Комсомольска-на-Амуре" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об АО "ЦИТ ГРАДО" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 10.05.2023 N 10т на выполнение работ по подготовке проектной документации для объекта капитального строительства "Здание "Школа", расположенное по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Комсомольская, д. 44. (Капитальный ремонт)" (извещение N 0822300013123000015),
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Контракт от 10.05.2023 N 10т на выполнение работ по подготовке проектной документации для объекта капитального строительства "Здание "Школа", расположенное по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Комсомольская, д. 44. (Капитальный ремонт)" между Муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства города Комсомольска-на-Амуре" и АО "ЦИТ ГРАДО" заключен по результатам проведения аукциона в электронной форме N 0822300013123000015 (далее - контракт).
В соответствии с п. 1.3 контракта "Подрядчик" обязуется выполнить обмерные работы, работы по обследованию объекта, работы по подготовке проектной документации для объекта капитального строительства "Здание "Школа", расположенное по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Комсомольская, д. 44. (Капитальный ремонт)" в соответствии со сметным расчетом, согласно приложению N1 к настоящему контракту, техническим заданием согласно приложению N2 к настоящему контракту, графиком выполнения "Работ" согласно приложению N3 к настоящему контракту, заданием на проектирование от 29.03.2023 г., являющимися неотъемлемыми частями настоящего контракта (в дальнейшем - "Работы").
Сроки выполнения отдельных этапов "Работ" устанавливаются в графике выполнения "Работ" (Приложение N3 к настоящему контракту) (п.1.7.3 контракта).
В соответствии с п.2.2контракта "Муниципальный заказчик" обязан:
- в случаях, установленных законом, производить контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых "Работ" (п. 2.2.3 контракта);
- проводить проверку предоставленных подрядчиком результатов работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта (п. 2.2.3.1 контракта);
"Подрядчик" обязан:
- принять на себя обязательства в соответствии с техническим заданием "Муниципального заказчика" (Приложение N2 к контракту) и в срок, установленный п.1.7 контракта, выполнить работы по подготовке проектной документации для объекта капитального строительства "Здание "Школа", расположенное по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Комсомольская, д. 44. (Капитальный ремонт)" (п. 2.4.1 контракта);
- оформить результат "Работ" в соответствии с требованиями технического задания (Приложение N2 к настоящему контракту), заданием на проектирование от 29.03.2023 г., технических регламентов, СП, СНИП, ГОСТ, иных нормативных документов и передать "Муниципальному заказчику" одновременно с документом о приемке отдельного этапа "Работ" (п. 2.4.13 контракта).
В соответствии с п.4.1 контракта результатом выполненных по настоящему контракту "Работ" является документация по выполнению обмерных работ, работ по обследованию объекта, проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы документации (этап N1), Рабочая документация (этап N2).
"Работы" по этапу N1 не могут быть приняты "Муниципальным заказчиком" до получения положительного заключения обязательной в силу норм Градостроительного кодекса Российской Федерации государственной экспертизы документации.
Согласно п. 9.1 контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта. Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом N 44-ФЗ.
Согласно Приложению N3 к контракту "График" предусмотрены следующие этапы выполнения работ и их сроки:
Наименование отдельных этапов "Работ " |
Сроки выполнения "Работ" |
|
Начало |
Окончание |
|
Этап 1 Выполнение обмерных работ, выполнение работ по обследованию объекта, проектная документация стадия "Проектная документация", получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в части достоверности определения сметной стоимости |
"__" _______ 2023 г. (дата заключения Контракта) |
"25" августа 2023 г. |
Этап 2 Проектная документация стадия "Рабочая документация" |
"__" _________ 2023 г. (дата заключения Контракта) |
"15" сентября 2023 г. |
Как установлено материалами дела 10.05.2023 Обществом в адрес Заказчика направлено письмо о готовности Подрядчика приступить к выполнению работ в объеме, указанном в Техническом задании. Также Подрядчик запросил у Заказчика имеющиеся исходные данные по объекту.
19.05.2023 Заказчиком в адрес Общества направлено письмо о предоставлении информации о ходе работ.
22.05.2023 Обществом в адрес Заказчика направлен график выполнения работ.
30.05.2023 Обществом в адрес Заказчика направлено на согласование техническое заключение по комплексному обследованию технического состояния здания. Также Подрядчик запросил у Заказчика необходимые для проектирования
документы, а именно:
- акт технологического присоединения к системе электроснабжения;
- однолинейную схему подключения ВРУ;
- перечень технологического оборудования с указанием мощности.
09.06.2023 Обществом в адрес Заказчика направлены на согласование проектные предложения по капитальному ремонту здания.
16.06.2023 Обществом в адрес Заказчика направлено письмо о том, что Общество направляло согласно утвержденного графика на выполнения работ по подготовке проектной документации Техническое заключение по комплексному обследованию технического состояния объекта и проектные предложения по разработке документации (письмо от 30.05.2023 и письмо от 09.06.2023). Замечаний, сведений о согласовании в адрес Общества не поступало, в связи с чем уведомил Заказчика о том, что продолжает разработку проектной документации в рамках предложенных проектных решений.
19.06.2023 Заказчиком направлен в адрес Общества ряд замечаний.
20.06.2023 Общество в адрес Заказчика направило откорректированную документацию с ответами на замечания.
22.06.2023 Заказчиком направлен в адрес Общества ряд замечаний.
30.06.2023 Общество в адрес Заказчика направило первую часть разработанной проектной документации на согласование с ответами на замечания, которые содержались в письме от 22.06.2023. После получения согласования со стороны Заказчика Общество выразило готовность приступить к разработке Раздела ПД N12 Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства по данным разделам.
03.07.2023 Общество в адрес Заказчика разработанную вторую часть проектной документации на согласование и вновь выразило готовность после получения согласования со стороны Заказчика приступить к разработке Раздела ПД N12 Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства по данным разделам.
25.07.2023 Общество в адрес Заказчика повторно направило разработанную проектную документацию на согласование с ответами на замечания от 22.06.2023 г, указав, что ранее данные разделы направлялись 30.06.2023 и 03.07.2023.
30.07.2023 Общество в адрес Заказчика направило письмо согласно которому ввиду того, что замечания в адрес Общества не поступали, как и письмо о согласовании разделов проектной документации, Общество выразило обеспокоенность в нарушении сроков выполнения работ и потому в отсутствие согласования Заказчиком работ, выполненных в ходе предыдущих этапов, приступило к разработке Раздела ПД N12 Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства по данным разделам. Общество попросило Заказчика на основании п. 9.6 контракта рассмотреть вопрос о расторжении контракта по соглашению сторон, либо подтвердить актуальность исполнения обязательств по контракту.
01.08.2023 Заказчиком направлены в адрес Общества замечания по объекту
17.08.2023 Общество адрес Заказчика направило письмо с просьбой представить существующий топографический план по объекту: "Здание "Школа", расположенное по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Комсомольская, д. 44. (Капитальный ремонт).
21.08.2023 Заказчиком в адрес Общества направлены запрашиваемые документы.
24.08.2023 Обществом в адрес Заказчика направлена откорректированная проектная документация на согласование с ответами на замечания от 31.07.2023.
26.08.2023 Обществом принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением Заказчиком существенных условий контракта.
30.08.2023 Заказчиком направлен ответ на решение об одностороннем отказе, согласно которому Заказчик не согласен с доводами, изложенными в решении, просит его отменить.
В результате изучения материалов дела 7-3/528, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Из п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения (ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе).
26.08.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта опубликовано на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru.
06.09.2023 решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия Хабаровского УФАС России проанализировав представленные в материалы дела документы пришла к выводу, что Обществом предпринимались действия, направленные на надлежащее исполнения контракта.
Так, Обществом направлялись разделы проектной документации на согласование Заказчику, своевременно вносились корректировки по замечаниям, указанным в письмах Заказчика.
Также Комиссия Хабаровского УФАС России отмечает, что антимонопольный орган, в силу возложенных на него полномочий, не вправе давать оценку законности принятого решения об одностороннем отказе. Доводы, изложенные Заказчиком в письме от 30.08.2023 сводятся к несогласию с принятым Обществом решением, и не свидетельствуют о недобросовестности лица при исполнении им своих обязательств по контракту. Иных пояснений Заказчиком в адрес Хабаровского УФАС России не представлено.
Учитывая вышеизложенное, представленные в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий Общества на соблюдение условий контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в его действиях недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения контракта или несоблюдения его условий.
Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличии обстоятельств, указанных в п. 15 Правил, а также об отсутствии умышленного неисполнения АО "ЦИТ ГРАДО" условий контракта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные государственным заказчиком - Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства города Комсомольска-на-Амуре" в отношении АО "ЦИТ ГРАДО" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 13 сентября 2023 г. N РНП-27-362
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.09.2023