Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <_.> - заместитель руководителя;
члены Комиссии: <_.>. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, <_.> - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии
в отсутствие:
Заказчика - МБОУ СОШ N72 (далее - Заказчик), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
ООО ЧОО "Боец" (далее - Общество), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
рассмотрев обращение Заказчика - МБОУ СОШ N72 о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО ЧОО "Боец" (ИНН 0277956999) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме N зз-14333-2023 "Оказание услуг по физической охране" (номер извещения в ЕИС -0813500000123005308 , далее - Запрос котировок) и на проведение внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
УСТАНОВИЛА:
11.04.2023 Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении запроса котировок в электронной форме.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере - 758 600,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов запроса котировок от 18.04.2023 NИЗК1 на участие в закупке было подано пять заявок на участие, признанные соответствующими установленным требованиям. Победителем признано ООО "Грифон".
Протоколом от 20.04.2023 NППУ20_1 ООО "Грифон" признан уклонившимся от заключения контракта.
ООО "Боец" по результатам рассмотрения заявок получил второй порядковый номер.
21.04.2023 Заказчик направил второму участнику проект контракта на подписание.
24.04.2023 проект контракта был подписан вторым участником.
02.05.2023 между Заказчиком и ООО "Боец" был заключен контракт на оказание охранных услуг. Цена контракта - 546 192,00 рублей.
В связи с неисполнением Обществом условий контракта Заказчиком 31.08.2023 г. было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 1.2 и 2.1 контракта Исполнитель обязан оказывать услуги с 15.05.2023 г. по 30.09.2023 г. в соответствии со Спецификацией и Техническим заданием к контракту.
С 15.05.2023 г. по 31.08.2023 г. Общество оказывало услуги по контракту в соответствии с техническим заданием.
31.08.2023 г. Общество направило письмо-уведомление о том, что с 01.09.2023 г. отказывается исполнять обязанности по контракту в связи с тем, что решением УФАС Общество внесено в реестр недобросовестных поставщиков.
01.09.2023 Заказчик актом о нарушении Обществом условий контракта зафиксировал фактическое отсутствие сотрудников ООО "Боец" на постах охраны.
Таким образом, Исполнитель не выставил пост охраны, не обеспечил охрану имущества Заказчика, не был обеспечен пропускной и внутриобъектовый режим на объектах, в отношении которых установлены обязательные требования к антитеррористической защищенности, не обеспечил охрану объекта группой быстрого реагирования.
31.08.2023 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Дата вступления в силу решения - 12.09.2023
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или иными правовыми актами.
Как установлено Комиссией при рассмотрении настоящего дела, после отправки в адрес Заказчика Уведомления о прекращении охраны объекта от 31.08.2023 г. Исполнитель на связь с Заказчиком не выходил, с 01.09.2023 г. к оказанию услуг не приступал. Объективных причин, которые не позволяют исполнить взятые на себя обязательства по контракту, ООО "Боец" Заказчику не представил. Таким образом Исполнитель не оказал услуги в полном объёме, нарушил существенные условия контракта.
Кроме этого, в связи с существенными нарушениями условий контракта Обществом, была нарушена антитеррористическая безопасность учреждения, не была обеспечена защита от возможных правонарушений и преступлений со стороны третьих лиц в отношении жизни и здоровья персонала и учащихся, в отношении их имущества, имущества Учреждения.
Кроме того, Управление направило в адрес ООО "Боец" уведомлению N 018/06/104-701/2023 о принятии обращения к рассмотрению от 14.09.2023 на электронную почту - boyets.oop@bk.ru, согласно которому запрашивало документы и информацию подтверждающие объективную невозможность исполнения условий контракта, а также иные документы, которые способствовали бы рассмотрению настоящего дела. Однако ни до заседания Комиссии, ни к моменту рассмотрения обращения ООО "Боец" информацию и документы не представил, таким образом, проявив халатность к вопросу о включении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, не изложило свою позицию относительно неисполнения условий контракта, доводы Заказчика не опровергло, доказательств не представило.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО "Боец".
Комиссия антимонопольного органа считает, что данные обстоятельства свидетельствуют о недобросовестном поведении со стороны Общества, поскольку такое халатное отношение к взятым на себя обязательствам по государственному контракту приводит к расходованию бюджетных средств, объективные потребности Заказчика не удовлетворены.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
При принятии настоящего решения Комиссией Удмуртского УФАС России учитываются следующие обстоятельства:
- между сторонами заключен Контракт, согласно которому ООО "Боец" приняло на себя обязательство на оказание услуг по физической охране;
- согласно представленным в материалы дела документам и пояснениям, фактически Общество не оказало услуги в полном объёме, не выполнил условия Контракта;
- ООО "Боец" не представило доказательств, опровергающих доводы Заказчика, Общество не обеспечило участие представителей при рассмотрении настоящего дела, не предоставило доказательств, подтверждающих объективную невозможность исполнить условия контракта в полном объеме.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО ЧОО "Боец", так как Общество не предприняло мер, направленных на исполнение обязательств по Контракту, в то время как при должной осмотрительности должно было совершить все действия, направленные на исполнение принятых на себя обязательств в срок, установленный Контрактом.
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России, учитывая необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "Боец" в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Боец" (ИНН 0277956999) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения Запроса котировок в электронной форме N зз-14333-2023 "Оказание услуг по физической охране" (номер извещения в ЕИС - 0813500000123005308) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении "Боец" (ИНН 0277956999), в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
12.09.23 |
15.09.23 |
12.09.2023 |
0 |
13.09.2023 |
18.09.2023 |
18.09.2023 |
0 |
21.09.2023 |
21.09.2023 |
0 |
0 |
Председатель комиссии <_.>
Члены комиссии <_.>
<_.>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 18 сентября 2023 г. N 018/06/104-701/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2023