Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
рассмотрев обращение МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Рыбачок" пгт. Зарубино Хасанского муниципального округа" о включении сведений об ООО "МТО" в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступило обращение МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Рыбачок" пгт. Зарубино Хасанского муниципального округа" о включении сведений об ООО "МТО" в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с тем, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта на выполнение работ по созданию детской игровой и спортивной площадки на территории детского сада МБДОУ "Рыбачок" пгт. Зарубино, в рамках реализации проекта инициативного бюджетирования "Твой проект" проекта "Счастливое детство" в 2023 году (извещение N 0320300037323000006).
В назначенное время на заседании Комиссии Приморского УФАС России были рассмотрены документы, представленные сторонами.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Заказчиком на официальном сайте в информационно - коммуникационной сети "Интернет" размещено извещение N 0320300037323000006 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по созданию детской игровой и спортивной площадки на территории детского сада МБДОУ "Рыбачок" пгт. Зарубино, в рамках реализации проекта инициативного бюджетирования "Твой проект" проекта "Счастливое детство" в 2023 году.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.04.2023 N ИЭА1 победителем признано ООО "МТО".
21.04.2023 года между МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Рыбачок" пгт. Зарубино Хасанского муниципального округа" и ООО "МТО" (далее - Подрядчик) был заключен муниципальный контракт N 0320300037323000006 на выполнение работ по созданию детской игровой и спортивной площадки на территории детского сада МБДОУ "Рыбачок" пгт. Зарубино, в рамках реализации проекта инициативного бюджетирования "Твой проект" проекта "Счастливое детство" в 2023 году (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.3. Контракта, Подрядчик принял на себя обязательства выполнить работы по созданию детской игровой и спортивной площадки на территории детского сада МБДОУ "Рыбачок" пгт. Зарубино, в рамках реализации проекта инициативного бюджетирования "Твой проект" проекта "Счастливое детство" в 2023 году (далее - работы,) в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к настоящему контракту), Локальным сметным расчетом (Приложение N 2 к настоящему контракту), Техническим описанием элементов (Приложение N 3 к настоящему контракту), Графиком выполнения работ (Приложение N 4 к настоящему контракту).
Согласно пункту 2.1. Контракта, сроки выполнения работ:
Начало выполнения работ: 15.05.2023 г.
Окончание выполнения работ: по 31 июля 2023 года включительно.
В соответствии с графиком выполнения работ (приложение N 4 к Контракту) Подрядчик обязан выполнить работы:
1) Демонтаж старого игрового оборудования с 15.05.2023 г. по 10.06.2023;
2) Устройство основания и покрытия площадки с 11.06.2023 по 25.06.2023;
3) Доставка игрового и спортивного оборудования с 26.06.2023 по 10.07.2023;
4) Монтаж игрового и спортивного оборудования с 11.07.2023 по 29.07.2023;
5) Вывоз мусора с 30.07.2023 по 31.07.2023.
По состоянию 28 августа 2023 г. фактически выполнено:
1) Демонтаж старого игрового оборудования 19.07.2023;
2) Устройство основания и покрытия площадки 20.07.2023;
3) Доставка игрового и спортивного оборудования 24.07.2023.
По графику выполнения работ (Приложение N 4 к Контракту) не выполнен монтаж игрового и спортивного оборудования.
О нарушении срока выполнения работ был составлен акт, были выставлены в ЕИС претензии о нарушении сроков выполнения работ по муниципальному контракту 15.08.2023 г. и 21.08.2023 г.
Кроме того, по состоянию на 28 августа 2023 г. Подрядчиком не предоставлены: локальный сметный расчет (смета) на цену заключенного Контракта, приказ о назначеннии ответственного лица за проведение выполнения Работ, отсутствует журнал проведения работ, не предоставлены документы на доставленное для установки оборудование.
Согласно части 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 10.3. Контракта, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме того, в соответствии с частью 14 вышеуказанной статьи, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС:
29.08.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе.
11.09.2023 - дата расторжения контракта.
Согласно письменным пояснениям ООО "МТО", 14.04.2023 Подрядчик заключил договор поставки N 38/2023 от 14.04.2023 с ООО "СКИФ ПРО".
05.05.2023 ООО "МТО" осуществило оплату товара, подлежащего монтажу по условиям Контракта.
22.06.2023 ООО "СКИФ ПРО" изготовило оборудование подлежащее монтажу по условиям муниципального контракта, а также отправило оборудование Подрядчику, что подтверждается счетом-фактурой N БП-407 от 20 июня 2023 г. Доставка товара осуществлялась транспортной компанией ООО "Рейл-Транс" железнодорожным транспортом.
10.07.2023 ООО "Рейл-Транс" обратилось к ООО "МТО" с письмом, которым уведомило Подрядчика о задержке поставки оборудования в связи с загруженностью станции назначения "Угловая", нехваткой локомотивных бригад РЖД и проведением ремонтных работ на пути следования.
16.07.2023 Подрядчик завершил производство демонтажных работ, 19.07.2023 Подрядчик завершил производство работ по разработке и перевозке грунта, 24.07.2023 Подрядчик завершил производство работ по устройству основания, 28.07.2023 было доставлено оборудование, Подрядчик приступил к его монтажу и завершил производство работ 07.09.2023. Указанные обстоятельства подтверждаются журналом производства работ.
Таким образом, по причине задержки поставки своевременно закупленного оборудования, а также наступления неблагоприятных погодных условий в месте производства работ, вызванных тайфуном "KHANUN", а также введением на территории Приморского края режима чрезвычайной ситуации регионального характера, Подрядчик не успел своевременно завершить и сдать результат выполненных работ Заказчику.
Рассмотрев представленные документы, Комиссией установлено, что вплоть до 07.09.2023 Подрядчик осуществлял работы на объекте.
Вместе с тем, воспрепятствование Заказчиком к допуску представителей Подрядчика для выполнения работ 07.09.2023 нарушают права ООО "МТО", предусмотренные частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ.
Исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание общества недобросовестным подрядчиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с пп. "а" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ, изложенными в Постановлениях от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21 ноября 2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции РФ, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Руководствуясь статьей 104 Закона N 44-ФЗ и правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации о порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) от 30 июня 2021 года N 1078, Комиссия Приморского УФАС России
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "МТО" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 18 сентября 2023 г. N 25-313/04-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.09.2023