Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик);
ИП Минькача Я.В. (далее - Заявитель),
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 2781-ЭП/23 от 18.09.2023) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку автомобильных щеток стеклоочистителя (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 18.08.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100048823000900. Начальная (максимальная) цена контракта - 48 770, 00 рублей.
В жалобе ИП Минькач Я.В. указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в установлении в проекте контракта ненадлежащего условия об условиях порядка оплаты по контракту.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей стороны Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Из содержания жалобы следует, что ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Петрова" Минздрава России был выслан победителю проект контракта, в котором в п. 3.1 в цене контракта был предусмотрен налог на добавленную стоимость (НДС). ИП Минькач Я.В. использует упрощенную систему налогообложения (УСН), по причине чего разместил протокол разногласий, где сообщил, что использует УСН и просил заказчика внести соответствующие изменения в проект контракта. Заказчик не согласился с протоколом разногласий, аргументируя это тем, что включение НДС в цену контракта не нарушает права поставщика. Заявитель не согласен с точкой зрения Заказчика.
Заказчиком представлены возражения следующего содержания:
"В соответствии со ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Изменение условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона о контрактной системе.
При установлении начальной (максимальной) цены (НМЦК) Заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг).
В рассматриваемом случае при определении и обосновании НМЦК путем проведения мониторинга рыночных цен Заказчик использовал наименьшее из содержащихся в коммерческих предложениях значения ценовых предложений, которые включали сумму налога на добавленную стоимость (НДС).
Поскольку реализация товара, являющегося объектом закупки и предметом поставки по Контракту, безусловно не относится к числу операций, не подлежащих обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии со ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, Заказчик учитывал НДС при определении и обосновании НМЦК как ценообразующий фактор.
Основываясь на требованиях действующего законодательства Российской Федерации и учитывая, что участником закупки может быть любое лицо вне зависимости от применяемого им налогового режима, во избежание неопределенности в условиях заключаемого контракта в части НДС Заказчик включил в извещение об осуществлении закупки, а в последующем в проект контракта условие о цене Контракта с учетом НДС:
"3.1. Цена настоящего Контракта составляет 13 899,40 (Тринадцать тысяч восемьсот девяносто девять рублей 40 копеек), в том числе НДС 20 % - 2 316,57 (Две тысячи триста шестнадцать рублей 57 копеек).
Код вида расходов - 244.
3.2. Цена Контракта является твердой и включает в себя стоимость Товара, упаковки, маркировки, налоги, доставки, погрузо-разгрузочные работы, вывоз и утилизацию упаковочного материала, таможенные пошлины и иные обязательные платежи, подлежащие уплате в связи с исполнением Контракта.
Покупатель в любом случае выплачивает Поставщику, надлежащим образом выполнившему свои обязательства по Контракту, всю сумму, составляющую цену Контракта, или сумму, пропорциональную стоимости фактически выполненных обязательств Поставщика по Контракту, вне зависимости от применяемого Поставщиком налогового режима. Цена Контракта включает в себя сумму НДС по действующей ставке. В том случае, если Поставщик применяет режим упрощённой системы налогообложения или иной налоговый режим, не предусматривающий обязанности налогоплательщика по уплате НДС, Поставщик вправе по своему усмотрению действовать при исполнении Контракта любым законным образом, в том числе, в соответствии с требованиями налогового законодательства Российской Федерации перечислить сумму НДС по настоящему Контракту в бюджет самостоятельно, либо вправе предложить Покупателю заключить дополнительное соглашение к Контракту об исключении из цены контракта НДС и уменьшении на соответствующую сумму цены Контракта.".
Применение победителем торгов упрощенной системы налогообложения не изменяет установленный извещением о закупке порядок формирования цены контракта и ее структуру. Таким образом, участник закупки должен формировать своё ценовое предложение с учётом суммы налога на добавленную стоимость.
Условие о включении в цену контракта НДС не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе: законодательства о контрактной системе в сфере закупок, законодательства о налогах и сборах и антимонопольного законодательства.
В частности, указанные условия не ограничивают и не делают юридически невозможным участие в закупке лица, применяющего какой-либо специальный налоговый режим. Возможные финансово-экономические результаты деятельности поставщика по исполнению контракта на предложенных условиях должны учитываться участниками закупки при принятии решения об участии либо неучастии в закупке.
В силу ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Приняв решение об участии в закупке и подав соответствующую заявку, поставщик, осведомленный об условиях контракта и порядке формирования его цены, выразил согласие осуществить поставку товара на условиях, предусмотренных проектом контракта, содержащимся в извещении о закупке, в том числе о включении НДС в цену контракта.
Указание Заказчиком в проекте контракта цены, включающей НДС, не возлагает на участника закупки, применяющего упрощенную систему налогообложения, безусловной обязанности по исчислению и уплате НДС.
В силу буквального толкования п. 5 ст. 173 Налогового кодекса Российской Федерации и правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2014 г. N 17-П, обязанность по исчислению и уплате НДС может возникнуть при выставлении налогоплательщиком по своей инициативе счета-фактуры с выделенной в нем суммой налога. Аналогичного подхода придерживаются Министерство финансов Российской Федерации в письме от 15.02.2018 N 03-07-14/9470 и Федеральная налоговая служба Министерства финансов Российской Федерации в письме от 08.11.2016 N СД-4- 3/21119@), от 26.05.2023 N СД-4-3/6648.
В соответствии с положениями ст. 94 Закона о контрактной системе приемка поставленного товара осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, формируемым поставщиком с использованием единой информационной системы (ЕИС). Аналогичные условия оформления приемки товара закреплены условиями Контракта.
Согласно разъяснениям ЕИС, работа с документом о приемке в электронной форме особенности использования документов о приемке, формируемых и подписываемых в ЕИС, соответствуют рекомендациям, приведенным в Письме ФНС России от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@ "Об отсутствии налоговых рисков при применении налогоплательщиками документа о приемке, составленного на основе формы счета - фактуры" (далее - Письмо ФНС России от 21.10.2013).
Иными словами, форма документа о приёмке в электронной форме, формируемого и подписываемого в ЕИС в рамках исполнения контракта разработана по форме универсального передаточного документа (далее - УПД), приведенной в Письме ФНС России от 21.10.2013.
В рамках использования функциональных возможностей ЕИС пользователям (поставщикам/подрядчикам/исполнителям) для формирования /подписания доступны следующие документы:
- документ о приемке - документ с функцией документа о приемке товаров (выполнении работ), результатом которых является изменение финансового состояния передающей и принимающей стороны;
- счет-фактура и документ о приемке - документ с функцией счета-фактуры, используемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, и функцией документа о приемке товаров (выполнении работ), результатом которых является изменение финансового состояния передающей и принимающей стороны;
- счет-фактура - документ с функцией счета-фактуры, используемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость.
Таким образом, функционал личного кабинета в ЕИС позволяет поставщику (подрядчику, исполнителю), в зависимости от применяемой последним системой налогообложения, сформировать как документ о приемке, являющимся первичным документом (статус 2), так и документ, объединяющий в себе первичный документ и счет-фактуру (статус 1).
Принимая во внимание тот факт, что условиями проекта Контракта не установлена обязанность поставщика при поставке товара выставлять счет-фактуру, а оплата поставленного товара не ставится в зависимость от иредоставления/непредоставления такого документа вместе с товаром, Поставщик не лишен права действовать при исполнении Контракта любым законным образом, в том числе не выставлять счет-фактуру при формировании УПД.
Из пояснений Заказчика и представленных документов следует, что обжалуемые Заявителем положения извещения не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия УФАС нарушений требований Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не усматривает.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 34, 94, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Минькача Я.В. необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 сентября 2023 г. N 44-3834/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2023