Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНФРА СИТИ" (далее - Заявитель, Общество) (вх. N 7408/23 от 18.09.2023) на действия администрации муниципального образования Арсеньевский район (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) системы уличного освещения поселка Арсеньево Арсеньевского района Тульской области (закупка N 0166300016723000035) (далее - Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии:
- - представителя государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Специализированная организация) на основании доверенности;
- - представителя Общества на основании доверенности;
без участия представителей Заказчика, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения настоящего дела, ходатайствующего о рассмотрении дела в его отсутствие,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
Как указывает податель жалобы, в рамках данной Закупки установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, предусмотренный Постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 (далее - Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616).
Объектом закупки является оказание услуг финансовой аренды (лизинга) системы уличного освещения поселка Арсеньево Арсеньевского района Тульской области.
При этом согласно положениям электронных документов извещения о Закупке "Проект контракта" (далее - Проект контракта), "Описание объекта закупки" (далее - Описание объекта закупки) предметом лизинга является имущество - новое, годное для эксплуатации оборудование, приобретаемое Лизингодателем в собственность у Продавца по Договору поставки для последующей передачи в лизинг Лизингополучателю (Заказчику) и определяемое в Описании объекта закупки, являющемся неотъемлемой частью Контракта (Приложение N 7 к Контракту).
По мнению Заявителя, предметом лизинга в рассматриваемом случае считается следующее имущество:
- светильники светодиодные (п. 3.1 и п. 7 Описания объекта закупки), с кодами позиций 27.40.39.113, установленные Заказчиком в Описании объекта закупки и в извещении о Закупке;
- шкафы управления наружным освещением (п. 3.2 и п. 8.2 Описание объекта закупки), которые являются самостоятельным товаром и имеют отдельный код ОКПД2 27.12.31.000;
- автоматизированная система управления наружным освещением - АСУНО (п. 8 Описание объекта закупки), с кодом позиции 62.01.29.000;
- кронштейн (консольный однорожковый) (п. 9 Описание объекта закупки), который является самостоятельным товаром и имеют отдельный код ОКПД2 27.40.39.190 .
В соответствии с пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 установлено, что для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
Для продукции, выпускаемой по коду ОКПД2 27.40.39.113, в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по пункту 29 перечня.
Вместе с тем, Заявитель считает, что на иные товары (кроме светильников светодиодных) запрет, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, не распространяется, следовательно, Заказчиком неправомерно объединены в один лот светильники светодиодные, автоматизированная система управления наружным освещением, шкафы управления наружным освещением и кронштейны (Консольные однорожковые), тем самым установлены дополнительные барьеры, что в совокупности приводит к нарушению применения национального режима при осуществлении закупок в рамках Закона и к ограничению количества участников процедуры закупки.
Специализированная организация, Заказчик не согласились с доводами Заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях на рассматриваемую жалобу, просили жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями) 12.09.2023 размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 072 000,00 рублей.
Контракт по итогам Закупки Заказчиком не заключен.
Относительно доводов жалобы Комиссией установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 24 Закона заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Конкурентными способами, в том числе являются аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (часть 2 статьи 24 Закона).
В рассматриваемом случае выбран конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион.
На основании пункта 15 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно части 3 статьи 14 Закона в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В развитие данной нормы издано Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, в соответствии с которым установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
Установлено, что извещение о Закупке, сформированное с использованием единой информационной системы, в соответствии с положениями статьи 14 Закона содержит информацию о наличии в рассматриваемой Закупке указанного выше запрета в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 (по позиции 29 перечня).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Описание объекта закупки услуг финансовой аренды (лизинга) системы уличного освещения рабочего поселка Арсеньево Арсеньевского района Тульской области, общие требования к предмету лизинга, место установки системы уличного освещения, сроки оказания услуги (лизинга), требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) используемых при оказании услуги материалов (комплектующих и (или) оборудования) установлены в Описании объекта закупки.
При этом пункт 7 Описания объекта закупки (включая подпункты) содержит исключительно требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам (при необходимости) товара "Светодиодный осветительный прибор" тип 1 и тип 2, поставляемого заказчику при выполнении закупаемых услуг.
Пунктом 6 Описания объекта закупки установлены следующие требования к сопроводительным документам Товара (предмета Лизинга), поставляемого Лизингополучателю при оказании закупаемых услуг:
"Светильники (сопровождаются паспортами, сертификатами и результатами тестирования в аккредитованных лабораториях с приложением свидетельств о поверке и калибровочные сертификаты на измерительное оборудование. Протоколы испытаний и измерений должны включать:
1. Измерение светового потока источника света.
2. Расчет показателя энергоэффективности светильника (лм/Вт).
3. Измерение коэффициента пульсации.
4. Измерение спектра излучений (видимый диапазон).
5. Измерение индекса цветопередачи.
6. Измерение электрических характеристик.
Лизингополучатель вправе на любом этапе поставки самостоятельно провести экспертизу поставляемого оборудования независимыми аккредитованными лабораториями с целью подтверждения соответствия характеристик требованиям, которые указаны в настоящем Описания объекта закупки".
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42, частью 1 статьи 49 Закона, Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 в электронном документе "Требованиях к составу заявки" извещения о Закупке (далее - Требования к составу заявки) установлено следующее:
"I. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы:
_
5) предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в пункте 7 описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака) (с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе) требуются";
_
6) информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами:
Для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров, указанных в пункте 7 Описания объекта закупки, требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке:
в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2015 г. N719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской федерации соответствующих операций (условий);
в отношении товаров, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийского экономической комиссии от 23.11.2020 г. N105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий).
В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами".
Согласно пункту 2 части 1 статьи 43 Закона заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 43 Закона информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 настоящей статьи, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 настоящей статьи, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Исходя из совокупности вышеназванных положений Закона и извещения о Закупке следует, что участникам Закупки в своих заявках необходимо представить конкретные показатели в отношении исключительно характеристик, требования к которым установлены в пункте 7 Описания объекта закупки для товаров "Светодиодный осветительный прибор" тип 1 и тип 2, при этом для подтверждения соответствия именно этих товаров требованиям Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 необходимо предоставить реестровые номера из соответствующих реестров.
При этом в своих пояснениях относительно доводов жалобы Общества Заказчик указывает следующее.
В пункте 8 Описания объекта закупки установлены требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам при внедрении АСУНО и схеме работы модернизируемых шкафов управления наружным освещением в составе АСУНО.
Автоматизированная система управления наружным освещением (АСУНО) представляет собой программно-аппаратный комплекс, состоящий из технологически и функционально связанных между собой:
- программного обеспечения;
- существующего силового, коммутационного оборудования и оборудования связи, требующего модернизации в связи с заменой светильников для интеграции с АСУНО и выполнениями требований Правил устройства электроустановок в части обеспечения селективности работы автоматики.
АСУНО размещена в облаке и предоставляет возможность круглосуточного удаленного доступа к системе, обеспечивает дистанционную работу шкафов управления наружным освещением (далее - ШУНО) для включения/выключения светильников, работу обслуживающих организаций, возможность удаленного доступа в Систему с функциями, указанными в Описании объекта закупки.
Существующие ШУНО установлены в трансформаторную подстанцию (ТП) и обеспечивают коммутацию светильников. Для обеспечения бесперебойной работы и внедрения АСУНО требуется их модернизация, при этом поставка оборудования (шкафов) не осуществляется, а происходит передача АСУНО.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 N 890, внесшим изменения в Постановление Правительства РФ от 18.08.2010 N 636 "О требованиях к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота)" в перечне мероприятий по энергосбережению указана возможность включения АСУНО:
"В перечень мероприятий могут быть включены мероприятия, направленные на автоматизацию процессов сбора и обработки информации об объеме потребления энергетических ресурсов, о параметрах качества энергетических ресурсов, о показателях технического состояния инженерно-технического оборудования, мероприятия, направленные на автоматизацию процессов управления инженерно-техническим оборудованием".
Согласно Письму ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)" заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи.
В соответствии с разделом 4 Проекта контракта Исполнитель обязан передать Заказчику установленные светильники по Акту ввода в эксплуатацию предмета Лизинга (Приложение N 2 к Контракту) и Акту о приемке имущества в лизинг (Приложение N 3 к Контракту).
При этом для целей исполнения контракта финансовой аренды (лизинга) в Приложении N 7 предусмотрено использование и иного оборудования и материалов:
- замена аварийных кронштейнов;
- замена питающего кабеля с расчетом 5 метров на светильник;
- замена прокалывающих зажимов с расчетом 2 шт. на светильник;
- монтаж и настройка автоматизированной системы управления наружным освещением (АСУНО) - 1 шт.
Однако, кронштейны, программное обеспечение АСУНО, питающий кабель, зажимы и пр. не передаются Заказчику, не принимаются к бухгалтерскому учету и не рассматриваются Заказчиком как отдельно поставляемые при оказании услуг товары, а используются для надлежащего осуществления мероприятий, направленных на достижение цели заключения контракта - модернизации системы наружного освещения и достижения экономии электроэнергии в муниципальном образовании.
Кроме того, 14.09.2023 Заказчиком в единой информационной системе были размещены разъяснения положений извещения о Закупке, в которых Заказчик однозначно указал, что поставляемым по данной закупке товаром являются именно осветительные приборы (светодиодные светильники), сведения только лишь о которых указываются участниками в своих заявках.
Комиссия считает необходимым указать следующее.
Среди прочих товаров утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 перечень включает в себя и товары, предусмотренные кодом 27.40.39 "Светильники и осветительные устройства прочие, не включенные в другие группировки" ОКПД2, в связи с чем заказчиком по данной закупке применен запрет в рамках Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616.
Пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 действительно предусмотрено, что для целей соблюдения запретов, установленных пунктами 1 и 2 настоящего постановления, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень и не включенные в него (за исключением закупок промышленных товаров по государственному оборонному заказу).
Однако согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 запреты, установленные пунктами 1 и 2 настоящего постановления, распространяются в том числе на товары, поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, а также являющиеся предметом лизинга.
Поскольку поставляемым в рамках рассматриваемой закупке товаром определены только светодиодные светильники, заказчиком правомерно установлен запрет в рамках Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 616 и сформирован объект закупки.
Иное оборудование и материалы, используемые при оказании услуг финансовой аренды (лизинга), функционально и технологически связаны с поставкой энергосберегающих осветительных приборов, их применение при выполнении работ подчинено общей цели усовершенствования системы наружного освещения и достижения экономии энергоресурсов.
Выделение указанных услуг и спорных товаров в отдельную закупку (закупки) сделает невозможным обеспечение целостного процесса осуществления модернизации системы наружного освещения одним ответственным исполнителем.
Исходя из вышеизложенного, учитывая позицию Заказчика, Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИНФРА СИТИ" (вх. N 7408/23 от 18.09.2023) на действия администрации муниципального образования Арсеньевский район при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг финансовой аренды (лизинга) системы уличного освещения поселка Арсеньево Арсеньевского района Тульской области (закупка N 0166300016723000035) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 21 сентября 2023 г. N 071/06/106-1000/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2023