Резолютивная часть решения оглашена 21.09.2023
В полном объеме решение изготовлено 26.09.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение МБОУ "Основная общеобразовательная школа N9" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Альянс" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона N 0369300008423000124 на выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ ООШ N 9 (ремонт фасада и отмостки) (далее -аукцион), в присутствии:
- представителя МБОУ "Основная общеобразовательная школа N9" Коробейниковой Е.С., действующего на основании Приказа N 69б/1-ЛС от 26.08.2013,
- представителя ООО "СК УНИВЕРСАЛ-ТРЕЙД" Яхина Р.Д., действующего на основании Решения N 1 от 16.11.2018,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение МБОУ "Основная общеобразовательная школа N9" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СК УНИВЕРСАЛ-ТРЕЙД".
Согласно представленным документам 29.05.2023 МБОУ "Основная общеобразовательная школа N9" и ООО "СК УНИВЕРСАЛ-ТРЕЙД" заключили контракт по цене 1 238 274, 99 рублей.
Решением от 31.08.2023 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду того, что ООО "СК УНИВЕРСАЛ-ТРЕЙД" не приступило к выполнению работ, что подтверждается актами осмотра. В связи с указанными обстоятельствами сведения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков направлены заказчиком в антимонопольный орган.
Представитель общества на заседании Комиссии представил документы и сведения в подтверждение своей добросовестности и указал, что выполнение работ по ремонту фасада не представлялось возможным ввиду отсутствия дополнительных объемов работ по очистке и шпатлевке ранее окрашенных фасадов, что послужило причиной неисполнения обязательств по контракту.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 11.4 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты размещения решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Так, заказчиком 31.08.2023 принято и размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр контрактов" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой получения такого решения подрядчиком является 31.08.2023, в связи с чем контракт является расторгнутым с учетом нерабочих дней 12.09.2023.
Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены в антимонопольный орган 12.09.2023.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и обществом 29.05.2023 заключен контракт N 03693000084230001240001 (далее - контракт) посредством обмена электронными документами в единой информационной системе, что подтверждается распечаткой с личного кабинета заказчика.
Предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту здания МБОУ ООШ N 9 (ремонт фасада и отмостки), порядок исполнения которого регламентирован параграфом 5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
При этом, объем, виды и порядок выполнения работ указаны в сметной документации, являющейся приложениями 1,2 к контракту.
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В пункте 3.1 контракта заказчиком определен срок выполнения работ: начало выполнения работ - со дня подписания контракта, окончание выполнения работ - 31.07.2023.
Пунктом 1.9 технического задания предусмотрено, что перечень выполняемых работ включает в себя:
-установку и разборку наружных инвентарных лесов;
- ремонт штукатурки гладких фасадов по камню и бетону с земли и лесов: цементно-известковым раствором площадью отдельных мест;
- ремонт штукатурки гладких фасадов по камню и бетону с земли и лесов;
- ремонт штукатурки рустованных фасадов по камню и бетону с земли и лесов: цементно-известковым раствором;
- ремонт штукатурки наружных прямолинейных откосов по камню и бетону цементно-известковым раствором: с земли и лесов;
- устройство основания под штукатурку по деревянной поверхности: из драни штукатурной (карниз);
- ремонт штукатурки наружных прямолинейных горизонтальных тяг по камню и бетону цементно-известковым раствором длиной в одном месте;
- перетирку штукатурки: фасадов гладких с земли и лесов;
- перетирку штукатурки фасадов с рустами: с земли и лесов;
- покрытие поверхностей грунтовкой глубокого проникновения;
- окраску перхлорвиниловыми красками по подготовленной поверхности фасадов;
- ремонт отмостки.
Как следует из договорной переписки, представленной сторонами, в день заключения контракта общество направило в адрес заказчика письмо исх. N 2 от 29.05.2023, согласно которому указало, что в смете контракта не учтены следующие виды работ:
- очистка вручную поверхности фасадов от перхлорвиниловых и масляных красок;
- шпатлевка ранее окрашенных под окраску перхлорвиниловыми красками;
- армирование цементобетонных покрытий.
При этом в письме общество указало, что исполнение контракта не представляется возможным без выполнения указанных работ, в связи с чем предложил расторгнуть контракт по соглашению сторон.
В ответ на указанное обращение заказчик направил письмо исх. N 60 от 13.06.202, в котором предложил заключить прямой контракт на выполнение указанных работ, приложив смету на указанные работы, вместе с тем на указанное предложение подрядчик не ответил.
Вместе с тем, актами от 25.07.2023, 31.08.2023 заказчик зафиксировал, что работы на объекте не ведутся, о чем дополнительно уведомил подрядчика, направив претензии исх. N 73 от 25.07.2023, исх. N 78 от 22.08.2023, при этом в ответ на указанные претензии общество направило письмо исх. N 1 от 24.08.2023, в котором указало, что планирует приступить к работам с 30.08.2023.
В связи с тем, что подрядчик не приступил к выполнению работ в сроки, предусмотренные контрактом, заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае просрочки начального срока выполнения работ, выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку станет невозможным, а также в случае ненадлежащего исполнения обществом своих обязательств, порядок которого регламентирован статьей 715, 723 ГК РФ.
При рассмотрении документов и сведений, представленных сторонами, Комиссией установлено, что общество не приступило к выполнению работ по контракту, что не отрицается ни одной из сторон.
Частью 3 статьи 743 ГК РФ предусмотрено, что подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в технической документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
При неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ.
Вместе с тем, общество сразу же после заключения контракта уведомило заказчика о том, что в сметной документации отсутствуют подготовительные работы, необходимые для ремонта фасада, а также необходимо дополнительное армирование бетонной отмостки сеткой.
При этом, на заседании Комиссии подрядчик пояснил, что работы по окраске поверхностей фасадов невозможно производить без предварительной очистки и шпатлевки фасада здания, что не отрицалось представителями заказчика.
На заседании Комиссии подрядчик также представил документы, подтверждающие наличие у него договорных отношений с поставщиком строительных и отделочных материалов (договор N 11101 от 13.08.2019), а также счет-фактуру от 07.07.2023 на поставку электрического распылителя краски, подтверждающих намерение общества выполнять работы по контракту.
При этом, на заседании Комиссии подрядчик пояснил, что не готов выполнять дополнительные обязательства по контракту, с учетом того, что указанные работы не предусмотрены сметной документацией, на условия которой общество выражало согласие при подаче заявки на участие в аукционе.
В связи с изложенным, действия общества не могут расцениваться в качестве недобросовестных, так как в извещении о закупке изначально не были учтены работы, необходимые для исполнения обязательств по контракту, о чем подрядчик незамедлительно уведомил заказчика.
При этом, дополнительно антимонопольный орган отмечает, что подрядчик в силу части 1 статьи 716 ГК РФ обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Вместе с тем, явные намерения приостановить выполнения работ подрядчик не выразил, в том числе в одностороннем порядке не осуществил расторжение контракта по своей инициативе, в связи с чем заказчик также не был заблаговременно уведомлен об отсутствии намерения подрядчика исполнять обязательства по контракту.
Так, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, принимая во внимание принятие обществом мер, направленных на предупреждение заказчика о недостатках, выявленных на стадии исполнения контракта, а также с учетом наличия у общества необходимых ресурсов для исполнения контракта, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России, не усматривает оснований для принятия решения о включении сведений об ООО "СК УНИВЕРСАЛ-ТРЕЙД", его участнике, единоличном исполнительно органе, в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МБОУ "Основная общеобразовательная школа N9" в отношении ООО "СК УНИВЕРСАЛ-ТРЕЙД" (ИНН 0572024591), участника, единоличного исполнительного органа общества, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: И.О. Кокшарова
Члены Комиссии: Е.В. Кулезнева
Н.В. Фадеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 26 сентября 2023 г. N 074/10/104-2237/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.09.2023