Резолютивная часть решения оглашена 22.09.2023
В полном объеме решение изготовлено 27.09.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение МДОУ "Д/с N 39 к.в." г. Магнитогорска (далее - заказчик) о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Веричеве Михаиле Алексеевиче (далее - ИП Веричев М.А., индивидуальный предприниматель) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с уклонением индивидуального предпринимателя от заключения контракта по итогам проведения электронного аукциона N 60978-2023-ЭА-2428 на снос, формовочную, омолаживающую и санитарную обрезку деревьев, пересадку деревьев (извещение N 0169300000323002460) (далее - аукцион), при дистанционном участии:
- представителей заказчика Панкратовой Н.А., Филипповой А.Е., действующих на основании доверенностей от 22.09.2023;
- ИП Веричева М.А., действующего на основании паспорта, выписки из ЕГРИП;
- представителя индивидуального предпринимателя Тренихина А.А., действующего на основании доверенности N 79 от 18.09.2023,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе 18.09.2023 в Челябинское УФАС России поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП Веричеве М.А., в связи с уклонением индивидуального предпринимателя от заключения контракта.
Извещение N 0169300000323002460 о проведении аукциона опубликовано в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 29.08.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта - 272 140,24 рублей.
В соответствии с доводами обращения заказчика ИП Веричевым М.А. в регламентированный срок на электронной площадке не размещен подписанный участником закупки проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта. В связи с этим, индивидуальный предприниматель признан уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пояснениям представителя ИП Веричева М.А., в связи с поломкой компьютера, на котором была установлена электронно-цифровая подпись.
Вместе с тем, по мнению представителя ИП Веричева М.А., индивидуальный предприниматель не уклонялся от заключения контракта, предпринял действия, направленные на заключение контракта с заказчиком.
Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, и т.д.
В силу пункта 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
Согласно пункту 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе) и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В силу подпункта "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Согласно материалам дела победителем рассматриваемой закупки признан ИП Веричев М.А. с ценовым предложением 229 958,49 рублей (снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 15,5%).
Протокол подведения итогов определения поставщика размещен в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru, на электронной площадке 08.09.2023.
Заказчиком 10.09.2023 в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе опубликован проект контракта для дальнейшего его подписания участником закупки.
Вместе с тем, ИП Веричевым М.А. в регламентированный срок (15.09.2023) на электронной площадке не размещены подписанный участником закупки проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта.
Индивидуальный предприниматель 18.09.2023 признан уклонившимся от заключения контракта. В связи с этим, заказчиком 18.09.2023 в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) опубликован протокол о признании ИП Веричева М.А. уклонившимся от заключения контракта.
Согласно пояснениям представителя ИП Веричева М.А. участник закупки не имел намерений уклоняться от заключения контракта с заказчиком.
Индивидуальным предпринимателем предприняты меры, направленные на заключение контракта с заказчиком. Так, 13.09.2023 индивидуальный предприниматель направил заказчику на согласование независимую гарантию N ЭГ-451169/23 в качестве обеспечения исполнения контракта, которая была внесена в реестр независимых гарантий 18.09.2023 (реестровая запись N 02U37445016752230010), а также 18.09.2023 на электронной площадке разместил подписанный проект контракта.
Также 20.09.2023 индивидуальный предприниматель в адрес заказчика по электронной почте направил письмо с указанием обстоятельств, воспрепятствовавших подписанию проекта контракта в регламентированный срок. Так, в связи с поломкой компьютера, на котором была установлена электронно-цифровая подпись, у индивидуального предпринимателя отсутствовала возможность подписания контракта в регламентированный срок, что подтверждается копией акта приема оборудования на диагностику/ в ремонт от 13.09.2023, кассовым и товарным чеками.
Согласно пояснениям ИП Веричева М.А. у индивидуального предпринимателя имеются трудовые ресурсы, транспортные средства, материалы, необходимые для исполнения рассматриваемого контракта, о чем также свидетельствует представленная участником закупки копия гарантийного письма N 1-В от 10.01.2023, в соответствии с которым ООО "ПРОМЛАНДШАФТ" гарантирует предоставление всей необходимой техники и оборудования ИП Веричеву М.А. в целях исполнения обязательств для исполнения муниципальных и государственных контрактов.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В силу части 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом и нарушающее права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь тяжкий экономический характер.
Кроме того, в силу подпункта "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
В данном случае, с учетом действий ИП Веричева М.А. по подписанию проекта контракта, оформлению независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта, а также с учетом наличия у индивидуального предпринимателя трудовых ресурсов, транспортных средств, материалов, необходимых для исполнения рассматриваемого контракта, что подтверждает намерение участника аукциона заключить контракт с заказчиком, Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение о невключении сведений об ИП Веричеве М.А. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, Комиссия антимонопольного органа обращает внимание, что действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта, должны осуществляться участником закупки до признания его уклонившимся от заключения контракта.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные МДОУ "Д/с N 39 к.в." г. Магнитогорска в отношении ИП Веричева М.А. (ИНН 667302354204), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии И.О. Кокшарова
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 сентября 2023 г. N 074/10/104-2247/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.09.2023