В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Оренбургское УФАС России) N 201/23 от 28.09.2023 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции: Членов Инспекции: посредством видеоконференцсвязи, в присутствии представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области -
Представитель ООО "СВЕТО-ГУР" не явился, о дате, времени и месте рассмотрения уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев обращение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области (вх. N 6015/23 от 27.09.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "СВЕТО-ГУР" (ИНН: 6154164017) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по замене светильников в зданиях (помещениях) ОСФР по Оренбургской области в рамках проведения текущего ремонта (номер извещения N 0253100000223000209),
УСТАНОВИЛА:
26 сентября 2023 года в Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему поступило обращение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области (далее - Заказчик) (вх. N 6015/23 от 27.09.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "СВЕТО-ГУР" (далее - Общество) (ИНН: 6154164017) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по замене светильников в зданиях (помещениях) ОСФР по Оренбургской области в рамках проведения текущего ремонта (номер извещения N 0253100000223000209).
Представитель Заказчика пояснил, что между Заказчиком и Обществом заключен государственный контракт. В соответствии с условиями контракта Общество должно было выполнить работы в срок до 31.08.2023 г. По состоянию на 29.08.2023 г. Общество к выполнению работ не приступило. В этой связи, Заказчик письмами N НК-56-09/193853 от 29.08.2023 г., N НК-56-09/197663 от 04.09.2023 г., N НК-56-09/201706 от 08.09.2023 г. требовал приступить к выполнению работ и предупредил о том, что будет вынужден принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Общество к работам не приступило. При таких обстоятельствах Заказчик 13.09.2023 г. принял решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта N 662 от 01.08.2023 года на выполнение работ по замене светильников в зданиях (помещениях) ОСФР по Оренбургской области в рамках проведения текущего ремонта ()N НК-56-11/204762 от 13.09.2023 г.), о чем Заказчик сообщил Обществу, в том числе, письмом N НК-56-08/208938 от 19.09.2023 г.
Согласно пояснениям представителя Заказчика и материалам дела, Общество письмом N 068 от 06.07.2023 г. сообщило Заказчику, что работы будут выполнены до 25.09.2023 г. включительно, при этом, просило не препятствовать выполнению работ. Указанное письмо поступило в адрес Заказчика только 19.09.2023 г. По состоянию на 03.10.2023 г. Общество к работам по контракту так и не приступило.
На основании вышеизложенного, представитель Заказчика просил включить сведения об Обществе в Реестр недобросовестных поставщиков.
Представитель Общества не явился, каких-либо пояснений, документов не представил.
Согласно ч. 1 ст. 165.1 Гражданского Кодекса РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" с учетом положения п. 2 ст. 165.1 ГК РФ юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, осуществляющему предпринимательскую деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (далее - индивидуальный предприниматель), или юридическому лицу, направляется по адресу, указанному соответственно в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей или в едином государственном реестре юридических лиц либо по адресу, указанному самим индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
При этом, необходимо учитывать, что гражданин, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо несут риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Уведомление о дате, времени и месте рассмотрения дела было направлено Обществу по адресу электронной почты: ole444ka85@mail.ru, указанному в Единой информационной системе.
Инспекцией Оренбургского УФАС России учтено, что обязанность по просмотру электронной почты лежит на Обществе.
Доказательств того, что указанный адрес электронной почты - заблокирован, и у Общества существует иной адрес электронной почты, в материалы дела не представлено.
Адрес электронной почты, указанный в Единой информационной системе, является достоверным, доказательств обратного не представлено.
Следовательно, Оренбургским УФАС России были предприняты все возможные меры к уведомлению Общества о дате, времени и месте рассмотрения дела. Следовательно, исходя из положений ч. 1 ст. 165.1 Гражданского Кодекса РФ, ИП о дате, времени и месте рассмотрения дела, уведомлен.
Таким образом, порядок уведомления сторон о дате, времени и месте рассмотрения дела соблюден. На основании изложенного, а также с учетом имеющихся в материалах дела документов, Инспекция Оренбургского УФАС России полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Общества.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
07.07.2023 г. (с последующими изменениями от 12.07.2023 г.) на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" было размещено извещение и документация об аукционе в электронной форме на выполнение работ по замене светильников в зданиях (помещениях) ОСФР по Оренбургской области в рамках проведения текущего ремонта (номер извещения N 0253100000223000209) (далее - аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 438 474,06 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 21.07.2023 N ИЭА1, Общество признано участником аукциона (N 114647549), с которым заключается контракт, с предложением о цене контракта, с ценовым предложением 269661,20 руб. (Двести шестьдесят девять тысяч шестьсот шестьдесят один рубль 20 копеек). Таким образом, Обществом цена контракта снижена на 38,5 %.
01.08.2023 г. между Заказчиком и Обществом заключен Государственный контракт б/н от 01.08.2023 г. на выполнение работ по замене светильников в зданиях (помещениях) ОСФР по Оренбургской области в рамках проведения текущего ремонта (далее - контракт).
В соответствии с положениями п. 1.1 контракта, Заказчик поручает, а "Подрядчик" принимает на себя обязательства по выполнению работ по замене светильников в зданиях (помещениях) ОСФР по Оренбургской области в рамках проведения текущего ремонта, именуемые в дальнейшем "Выполнение работ", в сроки, установленные настоящим контрактом, в соответствии Техническим заданием (Приложение 1), Локальным сметным расчетом (Приложение 2) и Ведомостью объемов работ (Приложение 3) которые являются неотъемлемой частью Контракта.
Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом (п. 1.2 контракта).
Исходя из положений п. 2.1. контракта, общая стоимость контракта составляет 269 661,20 (двести шестьдесят девять тысяч шестьсот шестьдесят один рубль 20 копеек) руб., НДС не облагается на основании пункта 2 статьи 346.11 НК РФ.
Контрактом предусмотрено, что оплата работ осуществляется в течение 7 (семи) рабочих дней после полного выполнения всего объема работ и размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика (п. 3.3).
Контрактом также регламентированы сроки и условия выполнения работ. Так, в соответствии с п. 4.1 контракта, выполнение всех работ по Контракту должно быть осуществлено с даты, следующей за днем заключения государственного контракта Сторонами и окончание: - не позднее 31 августа 2023 г.
Пунктом 4.2 контракта регламентировано место выполнения работ.
Контрактом предусмотрено, что нижеперечисленные документы образуют приложения к настоящему Контракту и являются его неотъемлемой частью:
Приложение 1 Техническое задание;
Приложение 2 Локальный сметный расчет;
Приложение 3 Ведомость объемов работ (п. 16.1 контракта).
В соответствии с п. 18 Технического задания на выполнение работ по замене светильников в зданиях (помещениях) ОСФР по Оренбургской области в рамках проведения текущего ремонта (Приложение N 1 к контракту), срок выполнения работ: начало со дня заключения государственного контракта Сторонами, окончание: не позднее 31 августа 2023 года.
Исходя из материалов дела, пояснений Заказчика, Общество к выполнению работ по состоянию на 29.08.2023 г. не приступил. В этой связи, Заказчиком было направлено в его адрес письмо N НК-56-09/193853 от 29.08.2023 г., с требованием приступить к работе.
Доказательств того, что Общество приступило к работам в материалы дела не представлено, равно как и доказательств ответа на данное требование Заказчика.
Права и обязанности сторон контракта закреплены в разделе 8 контракта.
Так, Подрядчик обязуется, в том числе, качественно выполнить все работы по капитальному ремонту Объекта, в объеме и сроки, предусмотренные настоящим Контрактом, локально-сметным расчетом, техническим заданием, строительными нормами и правилами выполнения работ (п. 8.1.1 контракта).
Согласно п. 8.1.9. контракта, Общество обязано нести ответственность перед Заказчиком за исполнение или ненадлежащее исполнение работ по настоящему Контракту привлеченными субподрядчиками, за координацию их деятельности.
При этом, из пункта 8.1.12. контракта следует, что Общество должно заблаговременно представить Заказчику информацию о лицах, привлекаемых Подрядчиком к исполнению обязательств по Контракту, для обеспечения им беспрепятственного прохода на территорию Заказчика в случаях, связанных с исполнением Контракта.
Исходя из пояснений Заказчика, материалов дела, Общество не предоставляло информацию о лицах, привлекаемых Подрядчиком к исполнению обязательств по контракту, к работам не приступило.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 13.2. контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством, а именно: в случаях, указанных в пп. 2,3 ст. 715 ГК РФ, п.3. ст. 723 ГК РФ.
Если обстоятельства непреодолимой силы действуют на протяжении 10 (десяти) календарных дней и не обнаруживают признаков прекращения, настоящий Контракт может быть расторгнут или изменен по соглашению сторон (п. 13.3 контракта).
Пунктом 13.4. контракта, стороны признают все условия настоящего Контракта существенными и при нарушении любого из условий одной Стороной другая вправе требовать расторжения Контракта.
13.09.2023 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, ввиду того, что Общество так к работам и не приступило.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с п. 14.1 контракта, настоящий Контракт считается заключенным с момента размещения Контракта, подписанного усиленной электронной подписью Заказчика в единой информационной системе, и действует до "31" октября 2023 г. Окончание срока действия настоящего Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств по настоящему Контракту.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком посредством функционала ЕИС 13.09.2023 г., что соответствует положениям ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Общество 19.09.2023 г. направило в адрес Заказчика письмо N 068 от 06.07.2023 г., согласно которому указало на то, что работы будут выполнены в срок до 25.09.2023 г. и просило не препятствовать их исполнению.
На момент 06.07.2023 г. Заказчиком закупка N 0253100000223000209 не была размещена в Единой информационной системе, контракт был заключен 01.08.2023 г. Общество по состоянию на 24.09.2023 г. к работам так и не приступило, обязательства по контракту не исполнило. При таких обстоятельствах, и с учетом положений ст. 95 Закона о контрактной системе, решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта вступило в законную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе, ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Обращение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков подано в Оренбургское УФАС России 26.09.2023 г., то есть с соблюдением сроков, предусмотренных положениями ст. 104 Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Инспекция Оренбургского УФАС России при принятии решения руководствуется только имеющимися в материалах дела документами.
В соответствии с ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Обстоятельства непреодолимой силы определены в статье 11 контракта.
На стороне неисполнившей обязательства лежит бремя доказывания факта наличия форс-мажорного обстоятельства, так и прямой зависимости неблагоприятных последствий, т.е. невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств контрагента, в зависимости от обстоятельств непреодолимой силы, которые не могут быть устранены в разумный срок.
Обстоятельства могут быть признаны непреодолимыми, в случае если будет установлены их соответствие критериям обстоятельствам непреодолимой силы и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполненным обязательством.
Одной из характеристик обстоятельств непреодолимой силы (наряду с чрезвычайностью и непредотвратимостью) является ее относительный характер. В обоснование данного вывода ВС РФ приводит ст. 401 ГК РФ и п. 8 постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств". В частности, Пленум разъяснил, что для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный, непредотвратимый при данных условиях и внешний по отношению к деятельности должника характер. При этом чрезвычайность подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. А непредотвратимость - такое положение, при котором любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. В названном постановлении Пленума ВС РФ указано, что не могут быть признаны в качестве непреодолимой силы обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства (например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей).
Доказательств наличия обстоятельств непреодолимой силы, как основания для невыполнения работ, Обществом Инспекции Оренбургского УФАС России не представлено.
Кроме того, Инспекцией Оренбургского УФАС России также учтен и тот факт, что согласно п. 4.3. контракта, Подрядчик вправе привлекать для выполнения работ по настоящему государственному контракту субподрядчиков, обладающих средствами и правами, необходимыми для выполнения данных работ.
Обществом не представлено в материалы дела доказательств осуществления действий направленных на исполнение обязательств по контракту.
В соответствии с ч. 2 ст. 450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с ч. 3 ст. 703 ГК РФ, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
Таким образом, а также учитывая вышеизложенные положения контракта о признании существенными всех условий контракта.
Подрядчиком было допущено существенное нарушение условий контракта (работы не выполнены, к их выполнению Общество не приступало), доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В соответствии с ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе, заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
С учетом анализа положений Закона о контрактной системе, включение хозяйствующего субъекта (участника закупки) в Реестр недобросовестных поставщиков, является публично-правовой санкцией. При этом, такое включение в Реестр недобросовестных поставщиков является определенной формой юридической ответственности, представляющей собой санкцию за несоблюдение требований Закона о контрактной системе. Данная санкция влечет для участника закупки определенные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку может ограничить права такого участника на участие в течение установленного срока в торгах при размещении государственных и муниципальных заказов. Действительно, с учетом разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения предусмотренных настоящим Федеральным законом контрактов;
(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В связи с этим, исходя из предмета и цели регулирования Закона о контрактной системе, а также применяемого законодательства к правоотношениям в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, Инспекция Оренбургского УФАС России считает, что, по своему характеру, включение в реестр недобросовестных поставщиков содержит в себе элементы как публичной, так и гражданской правовой ответственности. С точки зрения административных правоотношений, как вида публично-правовых отношений, понятие и содержание вины юридического лица закреплено в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таким образом, вина юридического лица в административных правоотношениях определена через призму возможности для соблюдения обязательных требований (правил и норм) и принятия лицом всех зависящих от него меры по соблюдению таких требований.
В силу п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Следовательно, в рамках гражданско-правовых отношений вина лица определена через призму принятия мер для надлежащего исполнения обязательства, проявления заботливости и осмотрительности, то есть добросовестного поведения лица. С учетом изложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России полагает, что вне зависимости от вида юридической ответственности, общим критерием при определении вины юридического лиц является принятие лицом всех зависящих от него мер по соблюдению обязательных требований и проявление такой степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота.
Инспекция Оренбургского УФАС России не может прийти к выводу о том, что Обществом проявило такую заботливость и осмотрительность, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения контракта. В рамках данного дела, исходя из представленных доводов и доказательств, Инспекцией Оренбургского УФАС России не установлено добросовестного поведения Общества при исполнении контракта, поскольку, согласно материалам дела Общество к выполнению работ не приступало (доказательств обратного в материалы дела не представлено).
При этом включение, в данном случае, Общества в Реестр недобросовестных поставщиков не подавляет в значительной степени его экономическую самостоятельность и инициативу, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Включение Общества в Реестр недобросовестных поставщиков может являться для него препятствием исключительно при намерении участвовать в торгах на право заключения отдельных государственных и муниципальных контрактов. Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственной или муниципальной закупки обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения закупок о стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Следовательно, включение сведений о недобросовестных поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в соответствующий реестр направлено на обеспечение и защиту публичных интересов.
Принимая решение об участии в электронном аукционе, участник закупки должен оценивать риск и должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае совершения недобросовестных действий/бездействия в рамках подписания и исполнения контракта.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков участников (подрядчиков, исполнителей) является одним из средств, позволяющих заказчикам обеспечить реализацию закрепленного в части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. Необоснованный отказ антимонопольного органа во включении участников закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) прямым образом затрагивает права заказчика, поскольку участие таких лиц в последующих закупках не позволит заказчику с оптимальными издержками добиться "заданных результатов", приведет к неэффективному использованию бюджетных средств и нарушению конкуренции (пункт 42 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 г.).
Следовательно, решение вопроса о включении (отказе во включении) сведений в реестр недобросовестных поставщиков не является предметом усмотрения уполномоченного органа, ведение данного реестра должно обеспечивать реализацию вышеуказанного публичного интереса.
Как следует из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, одним из оснований включения сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в реестр является существенное нарушение ими условий контрактов, приведшее к расторжению контракта на основании решения суда или вследствие одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, при решении вопроса о включении сведений о поставщике в реестр антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего) исполнения своих обязательств поставщиком и является ли это нарушение существенным. Отказ заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Таким образом, с учетом оценки фактических обстоятельств дела и представленных доказательств в их совокупности, а также учитывая вышеуказанные положения Закона о контрактной системе, Инспекция Оренбургского УФАС России приходит к выводу о том, что у Заказчика имелись законные основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а сведения, представленные Заказчиком в отношении Общества, подлежащими включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Обращение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области (вх. N 6015/23 от 27.09.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "СВЕТО-ГУР" (ИНН: 6154164017) в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по замене светильников в зданиях (помещениях) ОСФР по Оренбургской области в рамках проведения текущего ремонта (номер извещения N 0253100000223000209), удовлетворить.
2. Сведения, представленные Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Оренбургской области о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении:
- ООО "СВЕТО-ГУР" (ИНН: 6154164017, КПП 615401001) юридический адрес: 347935, Ростовская область, г.о. город Таганрог, г. Таганрог, пер. Смирновский, д. 87),
- директора Семушиной Аллы Николаевны (ИНН 561208093576),
- учредителя Семушиной Аллы Николаевны (ИНН 561208093576),
включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта сроком на два года.
Датой включения сведений в отношении ООО "СВЕТО-ГУР", директора и учредителя ООО "СВЕТО-ГУР" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд.
3. Исключить информацию в отношении ООО "СВЕТО-ГУР", директора и учредителя ООО "СВЕТО-ГУР" из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 3 октября 2023 г. N 056/10/104-994/2023 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - непреодолимая сила - текущий ремонт - товар. работа. услуга.)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2023