Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии --------------;
члены Комиссии:
-----------;
в присутствии представителей:
государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Республики Мордовия" - ----------, действующей на основании доверенности N23/23 от 02.02.2023 года (со сроком действия до 31.12.2023 года),
общества с ограниченной ответственностью "------"------" - --------, действующего на основании доверенности б/н от 21.09.2023 года (со сроком действия на один год),
28 сентября 2023 года рассмотрев обращение государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Республики Мордовия" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Проектно-строительная компания "----------", директора ООО "------ "------" -------- на основании приказа Мордовского УФАС России N129/23 от 10.07.2023 года "Об утверждении персонального состава Комиссии по контролю в сфере закупок", в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации N1078 от 30.06.2021 года "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 26 мая 2023 года посредством функционала Единой информационной системы в сфере закупок поступило обращение государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства Республики Мордовия" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "------- "-------" (далее - ООО "ПСК "--------", Общество) (ИНН: -----; КПП: -------; ОГРН: -------; адрес (место нахождения юридического лица): ----------), директора ООО "----- "-----" ----------- (ИНН: ---------) в связи с уклонением Общества от заключения контракта по результатам открытого конкурса в электронной форме N 0809500000323003002 на выполнение работ по подготовке проектной и рабочей документации, работ по объекту "Капитальный ремонт существующего здания ГБУЗ Республики Мордовия "Поликлиника N2" по адресу: Республика Мордовия, с. Лямбирь, ул. Ленина, д.14а" (далее - Конкурс).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно пункту 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Заседание Комиссии Мордовского УФАС России по вопросу включения в Реестр сведений в отношении ООО "------- "-----", директора ООО "------ "---" ------- письмом от 22.09.2023 года NДМ/3669/23 назначено к рассмотрению на 27 сентября 2023 года на 16 часов 20 минут.
Сведения о проведении внеплановой проверки в связи с получением обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) - ООО "-------- "------" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (вх.N4706-ЭП/23 от 21.09.2023 года) размещены в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений с указанием даты, времени и места рассмотрения дела N013/06/104-616/2023, а также возможности использования систем видео-конференц-связи (номер реестровой записи: 202300109157000553).
В процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв, заседание Комиссии продолжилось в прежнем составе в 11 часов 30 минут 28 сентября 2023 года.
В результате осуществления проверки факта уклонения ООО "----- "--------" от заключения контракта по результатам проведения Конкурса и проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение N 0809500000323003002 о проведении Конкурса размещено государственным казенным учреждением Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 21.08.2023 года.
Начальная (максимальная) цена контракта: 64 758 632,08 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 06.09.2023 09:00.
Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке: 08.09.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 11.09.2023.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.09.2023 NИЭОК1 по окончании указанного в извещении о проведении электронного конкурса срока подачи заявок 09:00 06.09.2023 года (время московское) поступила единственная заявка на участие в электронном конкурсе под идентификационным номером 45291, которая была признана комиссией по осуществлению закупок соответствующей требованиям извещения о проведении Конкурса (размещен на сайте Единой информационной системы в сфере закупок - 07.09.2023 14:51 (МСК)).
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Согласно части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии);
2) при формировании и размещении проекта контракта, предусмотренного пунктом 1 настоящей части, заказчик вправе (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, и начальной (максимальной) ценой контракта. При этом цена единицы товара не должна превышать цену такой единицы, определяемую как частное от деления цены контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, на количество товара, предусмотренное в извещении об осуществлении закупки. Участник закупки вправе отказаться от заключения контракта на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, путем формирования протокола разногласий в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи.
В силу части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Государственным казенным учреждением "Управление капитального строительства Республики Мордовия" во исполнение требований части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе проект контракта в единой информационной системе и на электронной площадке размещен 11.09.2023 12:13 (МСК), следовательно, ООО "---- "-----", руководствуясь положениями части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, надлежало в срок до 23:59 18.09.2023 года разместить подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения контракта (в размере 6 475 863, 21 рублей), либо протокол разногласий, либо отказ от заключения контракта.
18.09.2023 года Обществом размещен протокол разногласий.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи.
Заказчиком во исполнение приведенных положений Закона о контрактной системе 19.09.2023 года на сайте Единой информационной системы размещен доработанный проект контракта.
Часть 5 статьи 51 Закона о контрактной системе предусматривает, что не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктом 2 или 3 части 4 настоящей статьи, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем осуществления таких действий участником закупки, размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи). Контракт считается заключенным в день размещения контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такой подписанный контракт не размещается на официальном сайте.
Таким образом, ООО "------ "-------" в срок до 23:59 20.09.2023 года должно было осуществить действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе. Вместе с тем Обществом в регламентированный срок указанные требования не были исполнены.
В силу частей 4 и 5 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
В случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении (часть 6 статьи 51 Закона о контрактной системе).
Из протокола о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта от 21.09.2023 года следует, что в нарушение требований части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе победитель закупки - ООО "------"-------" не подписал усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и не разместил одновременно на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в течение одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с пунктами 2 или 3 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что в связи с невыполнением в установленные сроки Обществом требований, предусмотренных частями 3, 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, на основании части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе правомерно ООО "------- "-----" признано Заказчиком уклонившимся от заключения контракта (Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 21.09.2023 NППУ20_1, размещен на сайте Единой информационной системе - 21.09.2023 16:25 (МСК)).
Частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе определено, что заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Руководствуясь частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, вышеуказанная информация направлена Заказчиком в адрес Мордовского УФАС России посредством функционала Единой информационной системы в сфере закупок - 21.09.2023 года.
Присутствующий на заседании Комиссии представитель ООО "------- "--------", поддержав позицию, изложенную в объяснениях (вх.N4769/23 от 26.09.2023 года), пояснил, что Общество не намеревалось уклоняться от заключения контракта по результатам электронной процедуры.
Представитель Общества пояснил, что обеспечение контракта не было перечислено и проект контракта не был подписан ООО "----- "--------", в связи с тем, что по указанному Конкурсу определение поставщика (подрядчика, исполнителя) было приостановлено Мордовским УФАС России по ранее поданной Обществом жалобе в рамках рассмотрения дела N013/06/34-603/2023. В подтверждение своих объяснений ООО "------- "------" ссылается на позицию, отраженную в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 21.02.2020 года N 303-ЭС19-20549 по делу N А04-9325/2018. Между тем, Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что согласно части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе (в редакции Закона о контрактной системе, действовавшей с 01.01.2022 года) контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта заказчиком до рассмотрения жалобы по существу, направив заказчику, оператору специализированной электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта заказчиком до рассмотрения жалобы по существу, которое является для них обязательным. При проведении электронных процедур такое приостановление (в случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется контрольным органом в сфере закупок с использованием единой информационной системы в сфере закупок при размещении информации в соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 105 настоящего Федерального закона. В случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.
Согласно устных и письменных пояснений представителя Общества в срок, регламентированный для подписания им контракта, ООО "------- "-------" осуществлялись действия, направленные на оформление и получение независимой гарантии для предоставления ее в качестве обеспечения исполнения контракта, заключаемого по результатам проведения Конкурса, кроме того 15.09.2023 года проект независимой гарантии от ПАО "-----" был направлен в адрес Заказчика для согласования (представлены в материалы настоящего дела).
Представитель Общества ходатайствовал о невключении сведений в отношении юридического лица и его директора в Реестр, отметив тот факт, что Общество обладает опытом выполнения аналогичных объекту закупки услуг, соответственно, включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) может негативно сказаться на его деятельности (реестр контрактов представлен в материал дела).
Присутствующий на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика, подержав позицию, изложенную в обращении о включении в Реестр, настаивал на включении сведений в отношении ООО "--------- "------" в реестр недобросовестных поставщиков.
Изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проанализировав содержание представленных Обществом возражений, заслушав объяснения сторон, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного и муниципального заказа обязательств.
Между тем в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем закупки, и, как следствие, нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является мерой государственного принуждения, применяемой к лицу, совершившему правонарушение, влекущей возложение на него неблагоприятных последствий (невозможность участвовать в закупках). Иное понимание не приведет к достижению целей правового регулирования, повлечет необоснованное, формальное ограничение прав и интересов субъектов хозяйственной деятельности.
Вместе с тем согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П и от 21.11.2002 N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
В пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017 года), разъяснено, что нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта и предпринявшего меры для его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков.
Пунктом "б" части 14 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил выявлено, что участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Принимая во внимание объяснения представителей Общества, основываясь на фактических обстоятельствах дела, Комиссия Мордовского УФАС России считает возможным не включать сведения об ООО "--- "-------" и его директоре ------- в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки закупки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии (пункт 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Установлено, что предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по подготовке проектной и рабочей документации, работ по объекту "Капитальный ремонт существующего здания ГБУЗ Республики Мордовия "Поликлиника N2" по адресу: Республика Мордовия, с. Лямбирь, ул. Ленина, д.14а".
Так, в составе извещения о проведении Конкурса размещено описание объекта закупки, содержащее в себе: задание на проектирование объекта "Капитальный ремонт существующего здания ГБУЗ Республики Мордовия "Поликлиника N2" по адресу: Республика Мордовия, с. Лямбирь, ул. Ленина, д.14а" (далее - Задание на проектирование) и техническое задание на выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт существующего здания ГБУЗ Республики Мордовия "Поликлиника N2" по адресу: Республика Мордовия, с. Лямбирь, ул. Ленина, д.14а".
Согласно пунктам 21.2-21.7, 21.9, 21.11 Задания на проектирование установлено, что требования к строительным конструкциям, фундаментам, стенам, подвалам и цокольному этажу, наружным стенам, внутренним стенам и перегородкам, перекрытиям, к лестницам, кровле необходимо определить по результатам обследования технического состояния объекта, проведенного ООО "Мария" (приложение 1) в соответствии с ГОСТ 31937-2011, СП 13-102-2003, а также в соответствии с требованиями действующих технических регламентов, нормативной документации.
Между тем на заседании Комиссии установлено, что в составе извещения размещено Приложение N1 к заданию на проектирование, которое содержит в себе "Заключение по результатам детального строительно-технического обследования по объекту "Капитальный ремонт существующего здания ГБУЗ Республики Мордовия "Торбеевская ЦРБ" по адресу: Республика Мордовия, рп. Торбеево, ул. Больничная, д. 38", подготовленное обществом с ограниченной ответственностью "Проектный комплекс "Интеграл".
Согласно пояснениям представителя Заказчика, указанное разночтение было допущено ввиду того, что ГОСУКС Республики Мордовия одновременно формировал две заявки на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по следующим объектам: выполнение работ по подготовке проектной и рабочей документации, работ по объекту "Капитальный ремонт существующего здания ГБУЗ Республики Мордовия "Торбеевская ЦРБ" по адресу: Республика Мордовия, р.п. Торбеево, ул. Больничная, д.38" (номер извещения N 0809500000323003001); выполнение работ по подготовке проектной и рабочей документации, работ по объекту "Капитальный ремонт существующего здания ГБУЗ Республики Мордовия "Поликлиника N2" по адресу: Республика Мордовия, с. Лямбирь, ул. Ленина, д.14а" (номер извещения N 0809500000323003002). Специалист Заказчика ошибочно прикрепил к обеим заявкам техническое заключение на один и тот же объект капитального строительства, никакого умысла по сокрытию информации у Заказчика не было.
На основании изложенного, действия Заказчика нарушают положения части 3 статьи 7, части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мордовского УФАС России, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 5 части 15 статьи 99, частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные государственным казенным учреждением "Управление капитального строительства Республики Мордовия" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "----- "-----" (ИНН: -----; КПП: ----; ОГРН: ----; адрес (место нахождения юридического лица): -----), директора ООО "---- "---" ----- (ИНН: -----) в связи с уклонением Общества от заключения контракта по результатам открытого конкурса в электронной форме N 0809500000323003002 на выполнение работ по подготовке проектной и рабочей документации, работ по объекту "Капитальный ремонт существующего здания ГБУЗ Республики Мордовия "Поликлиника N2" по адресу: Республика Мордовия, с. Лямбирь, ул. Ленина, д.14а", в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать действия Заказчика нарушением части 3 статьи 7, части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать в связи с его выдачей в рамках рассмотрения дела N 013/06/34-603/2023.
4. Материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении не передавать в связи с их передачей в рамках рассмотрения дела N 013/06/34-603/2023.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 28 сентября 2023 г. N 013/06/104-616/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2023