Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
- специалиста 1 разряда отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
при участии посредством ВКС:
- директор ООО "ЦГТ";
- представителей администрации ЗАТО Первомайский Кировской области по доверенностям;
рассмотрев материалы администрации ЗАТО Первомайский Кировской области (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "ЦГТ" (далее - Исполнитель, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
27.09.2023 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещены материалы администрации ЗАТО Первомайский Кировской области о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ЦГТ" в связи с односторонним отказом Исполнителя от исполнения контракта на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ: "Благоустройство территории "Парк отдыха": Планировка территории, устройство испарительной канавы (1 этап)" (извещение N 0140300036322000079).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение указанного заявления и материалов назначено на 03.10.2023 г., в соответствии с п.п. "д" п. 9 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила) стороны извещены надлежащим образом.
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещено обращение о расторжении контракта в связи односторонним отказом Исполнителя, в связи с тем, что подрядчик работы на объекте (контракт от 16.08.2022 г. N 0140300036322000059), по которому осуществляется строительный контроль начались с нарушением срока. В связи с большой загруженностью Общества при выполнении работ на других объектах не может выполнить работы по контракту. Решение было размещено Подрядчиком в ЕИС 15.09.2023 г., вступило в законную силу 26.09.2023 г.
На рассмотрении материалов РНП представитель Общества сообщил, что срок выполнения работ на объекте, по которому он осуществляет контроль 50 дней с 16.08.2022 г., однако, по состоянию на 26.04.2023 г. подрядчиком работы на объекте не велись. Неоднократно в ходе устных переговоров с Заказчиком предлагал расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Представители Заказчика пояснили, что несмотря на затянувшийся период исполнения контракта на выполнения работ не расторгает контракт, поскольку подрядчик гарантийными письмами выражал намеренье выполнить работы, в связи с чем оснований для расторжения контракта на выполнение строительного контроля у Заказчика нет.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
01.09.2022 г. между Заказчиком и ООО "Центргеотехнологий" был заключен контракт N 0140300036322000079 на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ: "Благоустройство территории "Парк отдыха": Планировка территории, устройство испарительной канавы (1 этап)" на общую сумму 20 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1. Контракта Исполнитель обязуется оказать услуги по осуществлению строительного контроля за выполнением работ: "Благоустройство территории "Парк отдыха": Планировка территории, устройство испарительной канавы (1 этап)" (далее Объект) в соответствии с условиями настоящего Контракта, техническим заданием (приложение N 1 к контракту, являющееся неотъемлемой частью настоящего контракта), а Заказчик обязуется создать Исполнителю необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить обусловленную настоящим контрактом цену.
В силу п. 4.1. Контракта настоящий контракт вступает в силу со дня его подписания обеими Сторонами и действует до 31 декабря 2022 г. включительно либо до полного исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему контракту или расторжения в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом, но не ранее срока выполнения работ по проверяемому объекту. В случае досрочного выполнения Подрядчиком работ на Объекте, срок оказания услуг по осуществлению строительного контроля может быть сокращен.
После подписания настоящего контракта все прежние договоренности, переписка и переговоры между Сторонами, относящиеся к предмету настоящего контракта, теряют силу.
В соответствии с п. 4.3. Контракта срок начала оказания услуг: со дня следующего за днем заключения Контракта. Срок окончания оказания услуг устанавливаются в соответствии со сроками выполнения работ, установленными Контрактом на подрядные работы - в течение 50 дней с даты подписания контракта, но не ранее полного завершения Подрядчиком работ "Благоустройство территории "Парк отдыха": Планировка территории, устройство испарительной канавы (1 этап)".
Согласно п. 8.2. Контракта расторжение допускается по соглашению "Сторон", по решению суда или в связи с односторонним отказом одной из сторон от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным в Гражданском кодексе Российской Федерации для одностороннего отказа в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.
26.04.2023 г. Письмом N 548-01-26 Заказчик сообщил Обществу о возобновлении работ на объекте, уведомляет о продолжении оказания услуг строительного контроля. Аналогичное письмо направлено 01.09.2023 г. N 1196.
Согласно ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта получено Заказчиком 15.09.2023 года в 08:16.
Таким образом, датой надлежащего уведомления Подрядчиком Заказчика является 15.09.2023 года.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 22 ст. 95 Закона о контрактной системе Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта нарушения условий контракта, послужившие основаниями для принятия указанного решения, не устранены, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 21 статьи 95 Закона вступило в законную силу 26.09.2023 г.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Информация, предусмотренная частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России в установленный законом срок - 27.09.2023 г.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Пунктом 15 Порядка установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
На заседании Комиссии Исполнитель представил документы и сведения того, что нарушение сроков выполнения работ по Контракту обусловлено независящими от него обстоятельствами.
Вместе с тем Заказчиком на заседании Комиссии не представлены документы, свидетельствующие о выполнении подрядчиком своих обязательств по контракту N 0140300036322000059 на момент рассмотрения материалов РНП.
Исходя из вышеизложенного, Комиссией установлено, что Исполнитель действовал добросовестно и принял все меры для надлежащего исполнения обязательств, вины Общества в нарушении сроков выполнения работ не имеется.
В рассматриваемом случае фактические обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства свидетельствуют о наличии у Исполнителя оснований для одностороннего отказа от исполнения контракта, что, в свою очередь, является основанием для отказа во включении информации об ООО "ЦГТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные администрацией ЗАТО Первомайский Кировской области о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении ООО "ЦГТ" в связи с односторонним отказом Исполнителя от исполнения контракта на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ: "Благоустройство территории "Парк отдыха": Планировка территории, устройство испарительной канавы (1 этап)" (извещение N 0140300036322000079), в Реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 3 октября 2023 г. N 043/10/104-1012/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2023