рассмотрев материалы дела N 7-3/553 МКУ "Управление материально-технического обеспечения административных зданий администрации города" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Титоренко А.И. (далее - Поставщик) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта от 24.05.2023 N0122300006123000452_78634 на поставку моющих средств и резиновых перчаток (извещение N 0122300006123000452),
УСТАНОВИЛА:
В рамках рассмотрения поступившего обращения, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" принято решение о проведении внеплановой проверки, в ходе которой установлено следующее.
Контракт от 24.05.2023 N0122300006123000452_78634 на поставку моющих средств и резиновых перчаток (извещение N 0122300006123000452) заключенный между МКУ "Управление материально-технического обеспечения административных зданий администрации города" и ИП Титоренко А.И. заключен по результатам проведения аукциона в электронной форме N 0122300006123000452 (далее - контракт).
Согласно п. 1.1 контракта Поставщик обязуется поставить моющие средства и резиновые перчатки (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно п.4.1 Контракта, срок поставки товара - с даты подписания контракта по 30.11.2023 года (по заявкам Заказчика в течение 5 рабочих дней с даты подачи заявок).
В соответствии с приложением 1 Контракта, спецификой поставляемого товара является следующая продукция:
N п/п |
Наименование товара |
Ед. из. |
Цена за единицу, руб. |
**Страна происхождения Товара/номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции или евразийский реестр промышленных товаров. Совокупное количество баллов (при наличии). |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Средства моющие прочие (тип 1) |
шт. |
57,60 |
Россия Реестровый номер 5859\6\2021 |
2 |
Средства моющие для стекол и зеркал |
литр |
120,00 |
Россия Реестровый номер 5859\26\2021 |
3 |
Средства моющие для туалетов и ванных комнат |
шт |
100,80 |
Россия Реестровый номер 5859\25\2021 |
4 |
Средства отбеливающие для стирки |
литр |
29,53 |
Россия Реестровый номер 5859\19\2021 |
5 |
Средства моющие прочие (тип 2) |
шт. |
268,80 |
Россия Реестровый номер 1475\5\2023 |
6 |
Перчатки резиновые общего назначения (кроме медицинских) |
пар |
110,40 |
Россия Реестровый номер 288\11\2023 |
|
Итого |
|
687,13 |
|
Согласно п. 5.1 Контракта Поставщик обязан:
- поставить Товар в порядке, в срок и на условиях, предусмотренных Контрактом и спецификацией (пп. 5.1.1);
- обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам), сертификации, установленным законодательством Российской Федерации и Контрактом (пп. 5.1.2);
- обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом (пп. 5.1.3);
- предоставлять Заказчику по его требованию документы, относящиеся к предмету Контракта, а также своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении Контракта(пп. 5.1.4).
Согласно п. 5.3 Заказчик обязан:
- обеспечить своевременную приемку и оплату поставленного Товара надлежащего качества в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом (пп. 5.3.1);
- принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Поставщик перестал соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Федеральным законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) (пп. 5.3.2);
- требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с разделом 8 Контракта(пп. 5.3.3);
- провести экспертизу поставленного Товара для проверки его соответствия условиям Контракта в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (пп. 5.3.4).
Согласно п. 11.6 Контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с п. 11.9 Контракта, Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях, если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
а) Поставщик и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) и (или) поставляемому товару;
б) при определении Поставщика Поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения Поставщика.
Как установлено материалами дела, Заказчик 01.06.2023 направил на электронную почту Поставщика заявку на поставку Товара N 1-17/446 от 01.06.2023.
Данный товар поставлен Заказчику 14.06.2023, с нарушением сроков поставки на 4 рабочих дня.
Заказчик разместил в ЕИС требование от 15.06.2023 N 1-17/481 об уплате пени.
29.06.2023 Заказчик разместил в ЕИС заявку на поставку Товара от 28.06.2023 N 1-17/529. Поставщик должен осуществить поставку в соответствии с п. 4.1. Контракта в течение 5 рабочих дней. т.е. не позднее 06.07.2023.
05.07.2023 Поставщик осуществил поставку частично.
07.07.2023 Заказчик разместил в ЕИС уведомление от 07.07.2023 N 1-17/577 о нарушении сроков поставки Товара по Контракту, обязав Поставщика поставить непоставленный Товар в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня размещения в ЕИС уведомления, уведомив Поставщика, что в случае непоставки Товара Заказчиком будет принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке в связи с неоднократным нарушением сроков поставки с последующим внесением Индивидуального предпринимателя Титоренко Алексея Игоревича в реестр недобросовестных поставщиков.
Товар поставлен частично 19.07.2023. Документ о приемке опубликован Поставщиком в ЕИС 21.07.2023, просрочка исполнения обязательств составила 13 календарных дней.
25.07.2023 Заказчик разместил в ЕИС требование об уплате пени от 25.07.2023 N 1-17/639.
04.08.2023 Заказчик разместил в ЕИС заявку на поставку Товара от 04.08.2023 N 1-17/675, а так же сообщил о неисполненной заявке от 28.06.2023 N 1-17/529. Товар Поставщиком не поставлен.
04.09.2023 Заказчик опубликовал в ЕИС уведомление от 04.09.2023 N 1-17/749 о просрочке исполнения обязательств по Контракту, обязав Поставщика поставить не поставленный Товар в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня размещения в ЕИС уведомления, уведомив Поставщика, что в случае непоставки Товара Заказчиком будет принято решение, о расторжении Контракта в одностороннем порядке с последующим внесением Индивидуального предпринимателя Титоренко Алексея Игоревича в реестр недобросовестных поставщиков.
12.09.2023 Заказчик принял решение N 1-17/763/1 об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неоднократным нарушением сроков поставки Товаров Поставщиком (уведомление от 09.06.2023 N 1-17/469, от 07.07.2023 N 1-17/577, от 04.09.2023 N 1-17/749), на основании п. п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной службы, п. 11.6 Контракта.
21.09.2023 Поставщик, с электронной почты Группы компаний "Акцион" от имени коммерческого директора ГК "Акцион" направил сообщение на электронную почту Заказчика, о том, что Товар по Контракту направлен 21.09.2023.
21.09.2023 Поставщик, с электронной почты Группы компаний "Акцион" подписавшись генеральным директором ГК "Акцион" Титаренко А.И. направил сообщение на электронную почту Заказчика, об отгрузке Товара на транспортную компанию ТК Фрахт.
21.09.2023 Поставщик выложил в ЕИС документ о приемке.
22.09.2023 Заказчик опубликовал в ЕИС мотивированный отказ, указав причиной отказа от приемки - Товар не поставлен.
Заказчик разместил в ЕИС Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 12.09.2023 года в силу ст. 191 ГК РФ истечение срока началось с 13.09.2023 года (десятидневный срок истек 22.09.2023 года, 23-24 сентября 2023 года приходились на выходные дни, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 25.09.2023 года).
В соответствии с Решением об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неоднократным нарушением сроков поставки Товаров от 12.09.2023 N 1-17/763/1 десятидневный срок истек 22.09.2023 года. Поставщиком 22.09.2023 Товар поставлен не был.
25.09.2023 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
25.09.2023 Поставщик направил Заказчику уведомление N б/н о прибытии Товара на станцию Хабаровска в транспортную компанию.
В результате изучения материалов дела 7-3/553, исходя из конкретных обстоятельств осуществления закупки, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к следующим выводам.
Из п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 ст. 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу п. 3 ст. 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с п. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу требований ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с пп. а п. 13 раздела 3 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных пп. е п. 9 и пп. г п. 10) осуществляет следующую проверку совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Исходя из положений данной нормы, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной в целях обеспечения исполнения лицами принятых на себя обязательствах в рамках осуществления процедуры закупок. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав лица на участие в течение установленного срока в процедурах торгов по осуществлению государственных и муниципальных закупок.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств.
Недобросовестное поведение поставщика заключается в неоднократном нарушение сроков выполнения работ (оказания услуг, поставки товаров), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П санкции, налагаемые органами государственной власти, являются мерой юридической ответственности, поэтому размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Следовательно, для возникновения таких правовых последствий как признание участника закупки недобросовестным поставщиком, антимонопольный орган не вправе ограничиваться формальным установлением факта несоблюдения положений законодательства, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Также Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что Поставщик не уклонялся от выполнения Контракта, произвел выплаты пени за не своевременное выполнение условий Контракта.
Согласно маршрутному листу ООО "ТК ФРАХТ", ИП Титоренко А.И. сдал товар (бытовая химия, весом 462 кг.) для дальнейшей отправки в адрес Заказчика 21.09.2023.
Из анализа представленных в материалы дела документов, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о том, что ИП Титоренко А.И. предпринимались действия, свидетельствующие о намерении надлежащим образом исполнить условия контракта. Также из письменных пояснений ИП Титоренко А.И. следует, что Поставщик после размещения информации об одностороннем расторжения Контракта неоднократно пытался связаться с Заказчиком для урегулирования данного вопроса.
При этом само по себе нарушение исполнения ИП Титоренко А.И. обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения ИП Титоренко А.И. обязательств, в соответствии с пунктом 2.8 контракта может являться основанием для начисления Заказчиком неустоек (штрафов, пеней), однако без наличия доказательств, подтверждающих наличие умышленных действий (бездействия) Поставщика в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, не является самостоятельным и достаточным основанием для включения сведений об ИП Титоренко А.И. в реестр недобросовестных поставщиков.
Пунктом 15 Постановления Правительства N1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях: а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика; б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Оценив указанные обстоятельства, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о наличии обстоятельств, указанных в п. 15 Правил, а также об отсутствии умышленного неисполнения ИП Титоренко А.И. условий контракта.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - МКУ "Управление материально-технического обеспечения административных зданий администрации города" в отношении ИП Титоренко А.И. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 2 октября 2023 г. N РНП-27-384
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2023