Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: "__.."- врио руководителя управления;
члены Комиссии: "__.." - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, "__.." - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
на заседании Комиссии
в присутствии:
представителя Заказчика Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Селтинский район УР" - "__.." (доверенность от 16.09.2023 N25),
представителя ООО "Авалон" - "__.." (доверенность от 28.09.2023 N9) (далее - Общество, Подрядчик),
в отсутствие:
представителя уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок УР", уведомленных надлежащим образом,
рассмотрев обращение Заказчика - Администрации муниципального образования "Муниципальный округ Селтинский район УР" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Авалон" (ИНН 1684008617) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме N зз-03573-2023 Строительство жилого дома площадью 73,03 кв.м. в д. Югдон, ул. Полевая, д. 27, Селтинского района Удмуртской Республики (номер извещения в ЕИС - 0813500000123000908), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
10.03.2023 между Администрацией муниципального образования "Муниципальный округ Селтинский район УР" и ООО "Авалон" был заключен контракт на строительство жилого дома площадью 73,03 кв.м. в д. Югдон, ул. Полевая, д. 27, Селтинского района Удмуртской Республики (далее - Объект). Цена контракта - 4 365 516,30 рублей.
В связи с неисполнением Поставщиком условий контракта Заказчиком 11.09.2023 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно письменным и устным пояснениям Общества, Заказчиком поспешно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, так как срок исполнения и завершения работ по контракту еще не наступил. Также, считает, что Заказчиком контракт расторгнут без вины Общества, Подрядчик не отказывался от исполнения Контракта, а лишь просил пойти на встречу Заказчика и дать возможность его исполнить в срок. Общество также пояснило, что несвоевременно начало работу в связи с тем, что Заказчиком перечислен аванс лишь 31.05.2023, тогда как счет на оплату был направлен 13.03.2023.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1.2. Контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по строительству объекта капитального строительства в сроки, предусмотренные Контрактом в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является приложением N3 к Контракту и его неотъемлемой частью.
Пункт 2.4. Контракта предусматривает, что предварительная оплата (аванс) в размере 49.00 % от цены контракта, производится в течение 7 дней с момента получения от Подрядчика счета для перечисления предварительной оплаты (аванса). Подрядчик обязан предоставить Заказчику счет для перечисления предварительной оплаты (аванса) в течение 3 дней со дня заключения Контракта.
В соответствии с пунктом 3.1. Контракта:
- дата начала исполнения контракта: с даты заключения Контракта;
- дата окончания исполнения контракта: 30.09.2023 г.
Согласно Контракту Подрядчик обязан:
п. 5.2.1. Принять от Заказчика в течение 2 (Двух) рабочих дней с даты заключения Контракта строительную площадку на период выполнения работ на Объекте;
п. 5.2.2 принять на себя обязательства выполнить работы по строительству Объекта в сроки, предусмотренные Контрактом, в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является Приложением N3 к Контракту и его неотъемлемой частью;
п. 5.2.5. обеспечить наличие на строительной площадке проектной документации, рабочей документации (при наличии), а также иной технической и разрешительной документации, необходимой для выполнения работ, в том числе общего и специальных журналов работ, а также обеспечить свободный доступ к такой документации представителям Заказчика, лицу, осуществляющему государственный строительный надзор, если в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении Объекта осуществляется надзор органом государственного строительного надзора. Перечень документации, необходимой для выполнения работ, определяется в Контракте.
Пунктом 8.1. Контракта, предусмотрено, что подрядчик извещает Заказчика в письменной форме за 2 (Два) рабочих дня до начала освидетельствования о готовности к осмотру ответственных конструкций и скрытых работ. Указанное освидетельствование производится в течение 3 (Трех) рабочих дней с даты начала освидетельствования. Подрядчик приступает к выполнению последующих работ только после освидетельствования Заказчиком скрытых работ и составления актов освидетельствования этих работ. Если закрытие работ выполнено без подтверждения Заказчика, в случае, когда он не был информирован об этом, по требованию Заказчика Подрядчик обязан за свой счет вскрыть любую часть скрытых работ согласно указанию Заказчика, а затем восстановить ее за свой счет.
В пункте 8.2. Контракта указано, что в целях контроля надлежащего исполнения Контракта проводится освидетельствование работ, выполненных в течение отчётного (календарного) месяца, включая смонтированное оборудование (фактический осмотр, проверка выполненных работ и оборудования на Объекте).
До 20 (Двадцатого) числа месяца, следующего за отчетным (календарным), Подрядчик обязан направить в адрес Заказчика письменное извещение о необходимости проведения освидетельствования (такое извещение должно содержать время освидетельствования) и передать Заказчику 2 (Два) экземпляра исполнительной документации на выполненный объем работ.
Освидетельствование выполненных работ и смонтированного оборудования производится в течение 10 (Десяти) рабочих дней с даты начала освидетельствования.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО "Авалон", выразившемся в следующем.
18.05.2023 Заказчиком в адрес Общества направлено требование приступить к работам.
26.05.2023 Подрядчик принял строительную площадку (акт приема-передачи строительной площадки от 26.05.2023) с нарушением п.5.2.1 Контракта. Строительная площадка не передана в установленный контрактом срок (до 14 марта 2023 г.) в связи с тем, что подрядчик не выезжал на объект.
31.05.2023 с просрочкой 71 день, Заказчиком перечислен аванс на счет Подрядчика.
Представитель Заказчика пояснил, что аванс, предусмотренный контрактом, не перечислен в срок, в силу того, что Подрядчик не приступал к работам на объекте.
08.06.2023 состоялась встреча Заказчика с представителями ООО "Авалон" (протокол встречи от 08.06.2023), в связи с тем, что выявлено недостаточное количество работников Подрядчика на объекте строительства.
Согласно протоколу от 08.06.2023 было решено, что 22.06.2023 к работам приступит еще одна бригада работников ООО "Авалон", с 13.06.2023 на строительной площадке будет присутствовать представитель подрядчика, владеющий русским языком.
10.08.2023 в связи с тем, что 01.08.2023 отсутствовали работники на объекте строительства, представители подрядчика на связь не выходили, а также значительным отставанием от графика выполнения работ, Заказчиком сделан вывод о том, что подрядчик проводит работы настолько медленно, что их своевременное окончание явно невозможно, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
18.08.2023 работы на объекте были возобновлены, Заказчиком принято решение об отмене решения об отказе от исполнения контракта.
11.09.2023 Заказчиком вновь принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, так как 26.08.2023 отсутствовали работники на объекте строительства, представители подрядчика на связь не выходили, работы не возобновлены и Заказчиком сделан вывод о том, что подрядчик проводит работы настолько медленно, что их своевременное окончание явно невозможно.
По состоянию на день рассмотрения обращения Заказчика, основная часть работ Подрядчиком не выполнена, объект не сдан.
Стоит также отметить, что Подрядчиком нарушены следующие положения контракта:
п.5.2.2 - в течение всего хода исполнения контракта Заказчик неоднократно выявлял отставание от графика выполнения строительно-монтажных работ;
п.5.2.5 - из указанных документов на строительной площадке в наличии была только проектная документация;
п.8.1- на освидетельствование скрытых работ в течение всего срока выполнения работ Подрядчик Заказчика не приглашал;
п.8.2 - на освидетельствование работ, выполненных в течение календарного месяца, в течение всего срока исполнения Контракта Подрядчик Заказчика не приглашал, исполнительную документацию не предоставлял.
Таким образом, Общество неоднократно нарушало сроки и условия исполнения Контракта.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО "Авалон", так как им не было предпринято мер, направленных на своевременное исполнение контракта, в то время как при должной осмотрительности должно было совершить все действия, направленные на исполнение условий контракта в срок.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "Авалон"в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Авалон" (ИНН 1684008617) в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме N зз-03573-2023 Строительство жилого дома площадью 73,03 кв.м. в д. Югдон, ул. Полевая, д. 27, Селтинского района Удмуртской Республики (номер извещения в ЕИС - 0813500000123000908), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Авалон" (ИНН 1684008617) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с момента получения в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
22.09.2023 |
27.09.2023 |
22.09.2023 |
0 |
22.09.2023 |
29.09.2023 |
28.09.2023 |
0 |
03.10.2023 |
03.10.2023 |
0 |
0 |
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ "__.."
___________ "__."
___________ "__.." |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 28 сентября 2023 г. N 018/06/104-730/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2023