Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: "_" - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии: "_" - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, "_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
в присутствии:
представителей ОАО "Спецгидрострой" (далее - Общество) "_" (доверенность от 19.06.2023 N1), "_" (доверенность от 11.01.2023 N03)
в отсутствие:
представителя Заказчика - КУ УР "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики" (далее - Заказчик), уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
на заседании Комиссии 29.09.2023
в присутствии:
Заказчика - КУ УР "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики" - "_" (доверенность от 01.11.2023 N80), "_" (доверенность от 09.01.2023 N80)
в отсутствие:
представителя ОАО "Спецгидрострой" уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела посредством ЕИС и электронной почты,
рассмотрев обращение Заказчика - КУ УР "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики" о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ОАО "Спецгидрострой" (ИНН 1832008395) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме зз-10556 - 2022 "Выполнение работ по планово-предупредительному ремонту моста через р.Люк на автомобильной дороге (Ижевск-Люк) - Азино км 0+000 - км 14+000 Завьяловского района Удмуртской Республики" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122004131, далее - Конкурс) проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
УСТАНОВИЛА:
01.04.2022 Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок извещение о проведении Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере - 15 086 086,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 21.04.2022 "NИЭОК1" было подано две заявки на участие, признанных соответствующими установленным требованиям. Победителем признано ОАО "Спецгидрострой".
25.04.2022 заключен контракт между ОАО "Спецгидрострой"" и Заказчиком - КУ УР "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики" (далее - контракт), согласно которому Подрядчик принял на себя обязательство по "Выполнение работ по планово-предупредительному ремонту моста через р.Люк на автомобильной дороге (ижевск-Люк) - Азино км 0+000 - км 14+000 Завьяловского района Удмуртской Республики". Цена контракта - 14 940 000,00 рублей.
Согласно пояснениям Заказчика, работы выполнялись с грубым нарушением сроков, принятые работы выполнены не в полном объеме. Подрядчик своих обязательств по контракту не исполнил.
Согласно пояснениям Подрядчика, в процессе исполнения контракта Заказчик необоснованно не принимал выполненные работы, не указывал конкретные недостатки дефекты в выполненных работах. Заказчик не направлял акт зафиксированных недостатков выполненных работ, предусмотренный условиями контракта. Также Заказчик не отвечал Подрядчику своевременно, таким образом, затягивая деловую переписку. Исходя из вышеперечисленных обстоятельств, нарушение сроков выполнения работ произошло не по вине Подрядчика. Недобросовестного поведения Подрядчиком не допущено, работы фактически выполнены.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
25.04.2022 заключен контракт между ОАО "Спецгидрострой"" и Заказчиком - КУ УР "Управление автомобильными дорогами Удмуртской Республики".
07.10.2022 Подрядчик в адрес Заказчика направил письмо 22-55 для согласования состава асфальтовой смеси. (Состав N15-1 и 15-2).
21.12.2022 Подрядчик в адрес Заказчика направил письмом N22-62 на рассмотрение и подписание документы: Справка о стоимости выполненных работ форма КС-3, Акт выполненных работ форма КС-2,Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений; Счет на оплату, Счет - фактура.
28.12.2022 Заказчик в адрес Подрядчика направил письмо3990/01-01-04, в котором Заказчик сообщил, что предоставленные подрядчиком документы рассмотрению и принятию не подлежат. Также Заказчик указал, что Подрядчиком не передана Заказчику техническая документация в соответствии с Приложением N 5 к контракту. При визуальном осмотре объекта 22.12.2022 Заказчиком было установлено, что работы, указанные в акте выполненных работ форма КС-2 2 комплекс от 21.12.2022, не выполнены в полном объеме. Заказчик приложил техническое описание невыполненных работ с подтверждающими фотоматериалами.
23.12.2022 Подрядчик в адрес Заказчика направил письмом N22-63 на рассмотрение и подписание документы: Справка о стоимости выполненных работ форма КС-3, Акт выполненных работ форма КС-2 Счет на оплату, Счет - фактура.
29.12.2022 Заказчик в адрес Подрядчика направил письмо 3945/01-01-04, в котором Заказчик указал, что ему не передана техническая документация в соответствии с Приложением N 5 к контракту. Также Заказчик сообщил о невозможности приёмки работ, так как при визуальном осмотре объекта от 22.12.2022 установлено, что работы, указанные в акте выполненных работ форма КС-2 3 комплекс от 23.12.2022, не выполнены в полном объеме. Заказчик приложил техническое описание невыполненных работ с подтверждающими фотоматериалами.
22.02.2023 Подрядчик в адрес Заказчика направил письмом 23-5 исполнительную документацию по объекту.
22.02.2023 Подрядчик в адрес Заказчика направил письмом на рассмотрение и подписание документы: справка о стоимости выполненных работ, акт выполненных работ, счет на оплату, счет-фактуру.
30.03.2023 Подрядчик в адрес Заказчика направил письмо, в котором Подрядчик указал, что в соответствии с п. 8.13 контракта, при выявлении несоответствия выполненных работ, стороны должны составить акт, в котором перечисляются выявленные несоответствия и порядок их дальнейшего устранения. Подрядчик указал, что в отказе Заказчика от согласования и подписания документов о выполненных работах отсутствуют указание выявленных недостатков и дефектов. Заказчиком не направлен акт, которым были бы зафиксированы недостатки. Подрядчик попросил провести совместный осмотр объекта и приемки выполненных работ.
26.04.2023 Заказчик в адрес Подрядчика направил письмо 1426/01-01-04, в котором Заказчик указал, что ему не передана техническая документация. Также Заказчик сообщил о невозможности приёмки работ, так как при визуальном осмотре объекта от 03.04.2022 установлено, что работы, указанные в акте выполненных работ форма КС-2 2 комплекс от 31.03.2023 и в акте выполненных работ форма КС-2 3 комплекс от 31.03.2023, не выполнены в полном объеме. Заказчик приложил техническое описание невыполненных работ с подтверждающими фотоматериалами.
02.05.2023 Подрядчик в адрес Заказчика направил письмо N 23-11, в котором Подрядчик указывает, что все технические документы в соответствии с приложением 5 к контракту Заказчику переданы. Указывает, что замечания Заказчика о невыполненных работах не мотивированы и не обоснованы. Все работы выполнены в полном объеме.
19.06.2023 Заказчик в адрес Подрядчика направил письмо 2263/01-01-04, в котором сообщил Подрядчику о назначении комиссионного осмотра объекта в связи с непредоставлением Подрядчиком технической документации в соответствии с Приложением N 5 к контракту.
27.07.2023 Подрядчик в адрес Заказчика направил письмом N 23-16 на рассмотрение и подписание документы: справка о стоимости выполненных работ КС-3 от27.07.2023, акт выполненных работ КС-2 от27.07.2023, счет на оплату, счет-фактуру.
28.07.2023 Подрядчик в адрес Заказчика направил письмом N 23-15 на рассмотрение и подписание документы: справка о стоимости выполненных работ КС-3 от 26.07.2023, акт выполненных работ КС-2 от 26.07.2023, счет на оплату, счет-фактуру.
28.07.2023 Подрядчик в адрес Заказчика направил письмом N 23-17 на рассмотрение и подписание документы: справка о стоимости выполненных работ КС-3 от 28.07.2023, акт выполненных работ КС-2 от 28.07.2023, счет на оплату, счет-фактуру.
01.09.2023 Заказчик в адрес Подрядчика направил письмо 3369/01-01-04 с предложением расторжения договора.
04.09.2023 Подрядчик в адрес Заказчика направил письмо, в котором указал, что в отказе Заказчика от согласования и подписания документов о выполненных работах отсутствует мотивировочная причина отказа с указанием выявленных недостатков и дефектов. Заказчиком не был направлен акт, в котором были зафиксированы недостатки. Также Подрядчик сообщил о своей готовности устранить недостатки "асфальтное покрытие" после оплаты выполненных работ.
08.09.2023 Подрядчик в адрес Заказчика направил письмом на рассмотрение и подписание документы: справка о стоимости выполненных работ КС-3 08.09.2023, акт выполненных работ 08.09.2023 , счет на оплату, счет-фактуру.
05.09.2023 Заказчик в адрес Подрядчика направил претензию 3393/01-01-04 с требованием уплаты неустойки.
11.09.2023 Заказчик принял решение о одностороннем отказе от исполнения контракта. Дата вступления в силу решения - 22.09.2023
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ОАО "Спецгидрострой".
В соответствии с графиком выполняемых работ просрочка исполнения обязательств Подрядчиком: 2 этап - 380 к.д.; 3 этап - 370 к.д.; 4 этап - 359 к.д.;что подтверждается актом о приемке выполненных работ N 2 от 25.08.2023, актом о приемке выполненных работ N 3 от 25.08.2023, актом о приемке выполненных работ N 4 от 25.08.2023.
В соответствии со сметой, а также информацией представленной Заказчиком, сумма невыполненных работ: 2 этап - 668 341,00 руб.; 3 этап - 714 971,00 руб.; 4 этап - 1 848 527,00 руб.; Всего невыполненных работ с учетом НДС - 3 878 206,80 руб. Таким образом работы Подрядчиком выполнены не в полном объеме.
Таким образом, Заказчик результат работ Подрядчика не получил, цель закупки не реализована, объективные потребности Заказчика оказались не удовлетворенными.
Комиссия антимонопольного органа считает, что данные обстоятельства свидетельствуют о недобросовестном поведении со стороны Общества, свидетельствует о халатном отношение к взятым на себя обязательствам по государственному контракту.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
При принятии настоящего решения Комиссией Удмуртского УФАС России учитываются следующие обстоятельства:
- ОАО "Спецгидрострой" систематически допускает неисполнение государственных и муниципальных контрактов, что подтверждается Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу А71- 1550/2023;
- Мост через р.Люк на автомобильной дороге (Ижевск-Люк) является социально-значимым объектом. Нарушение сроков ввода моста в эксплуатацию создает неблагоприятное социальное последствие, такое как затрудненное дорожно-транспортное сообщения, в том числе с малыми населенными пунктами;
- ОАО "Спецгидрострой" не представило доказательств, опровергающих доводы Заказчика, а также не представил информацию, документы, подтверждающие исполнение взятых на себя обязательств в установленные сроки, Общество, не предоставило доказательств, подтверждающих объективную невозможность исполнить условия Контракта в установленном порядке.
Таким образом, Комиссия Удмуртского УФАС России, учитывая необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ОАО "Спецгидрострой" в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Удмуртского УФАС России нарушений Закона о контрактной системе по указанным обстоятельствам не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ОАО "Спецгидрострой" (ИНН 1832008395) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам открытого конкурса в электронной форме зз-10556 - 2022 "Выполнение работ по планово-предупредительному ремонту моста через р.Люк на автомобильной дороге (ижевск-Люк) - Азино км 0+000 - км 14+000 Завьяловского района Удмуртской Республики" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122004131) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ОАО "Спецгидрострой" (ИНН 1832008395) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель комиссии "_"
Члены комиссии "_"
"_"
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
22.09.2023 |
27.09.2023 |
22.09.2023 |
0 |
22.09.2023 |
29.09.2023 |
29.09.2023 |
0 |
04.10.2023 |
04.10.2023 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 29 сентября 2023 г. N 018/06/104-727/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.10.2023