Резолютивная часть решения объявлена 04.10.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 05.10.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_>;
Члены Комиссии: <_>; <_>;
при участии представителей Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутский областной психоневрологический диспансер" (далее - Заказчик) <_>, <_>;
при участии представителей Общества с ограниченной ответственностью "Синкос" (далее - ООО "Синкос", общество) <_>,
рассмотрев обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Синкос" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания Братского филиала ОГБУЗ "ИОПНД" по адресу: Иркутская область, г. Братск, ул. Краснодарская, 5А", извещение N0134200000123000281, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 27 сентября 2023 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении Общества в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "Синкос" допущены существенные нарушения условий по государственному контракту N 148-ЭА/23 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания ОГБУЗ "ИОПНД" Братского филиала по адресу: Иркутская обл., г. Братск, ул. Краснодарская, дом 5А от 10.03.2023 г., в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об Обществе в Реестр.
ООО "Синкос" представлены письменные объяснения, в которых указано, что обществом предпринимались все меры для исполнения контракта, указанные действия, по мнению общества, подтверждают добросовестность при исполнении контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссия установила, что Министерством по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области на основании заявки Заказчика 07 февраля 20223 года на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг размещено Извещение N0134200000123000281 о проведении электронного аукциона "Разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания Братского филиала ОГБУЗ "ИОПНД" по адресу: Иркутская область, г. Братск,ул. Краснодарская,5А" (далее - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 133 333 рублей 33 копейки.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.02.2023 NИЭА1 победителем данной закупки признано ООО "Синкос".
В соответствии со статьей 51 Федерального закона N44-ФЗ 10 марта 2023 года между Заказчиком и Обществом заключен государственный контракт N148-ЭА/23 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания ОГБУЗ "ИОПНД" Братского филиала по адресу: Иркутская обл., г. Братск, ул. Краснодарская, дом 5А (далее - Контракт).
В пункте 1.1 Контракта установлено, что Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания ОГБУЗ "ИОПНД" Братского филиала по адресу: Иркутская обл., г. Братск, ул. Краснодарская, дом 5А (далее - Работы) в объеме, установленном в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Пунктом 3.1 Контракта предусмотрены, следующие сроки выполнения работ: Срок выполнения Работ Подрядчиком по Контракту в полном объеме: с момента заключения Контракта в течение 120 календарных дней.
Таким образом, с учетом вышеназванных положений Контракта Обществу по необходимо было выполнить предусмотренные Контрактом работы с 10 марта 2023 года по 07 июля 2023 года
Комиссия Иркутского УФАС России исследовав представленные документы, установила следующее.
07 апреля 2023 года Общество в адрес Заказчика направляет письмо исх.50/04/23 о запросе исходных данных.
11 апреля 2023 года Заказчик в ответ на письмо Общества направляет письмо исх. N1086 о предоставлении запрашиваемой информации.
20 апреля 2023 года Общество в адрес Заказчика направляет письмо исх.71/04/23, в котором просит Заказчика согласовать разработанный вариант размещения помещений (перепланировка) а также разработанную визуализацию здания ООПНД Братского филиала с прилегающей территорией.
26 апреля 2023 года Общество в адрес Заказчика направляет письмо исх.75/04/23, в котором просит Заказчика рассмотреть откорректированный вариант размещения помещений.
26 апреля 2023 года Заказчик в ответ на письмо исх. N75/04/23 Общества направляет письмо исх. б/н в котором просит Общество внести следующие поправки:
1- й этаж:
-помещение N12 оставить как "Мастерская", т.к. это помещение для оказания услуг для маломобильных граждан неудобно по расположению; -между помещениями N23 и N27 проход убрать; -помещение N57 - в этом кабинете расширить дверной проем для приема маломобильных граждан; -убрать дверной проём между помещениями N80 и N79 и расширить дверной проём для маломобильных граждан; -помещение N82 предусмотреть какой-либо пандус (съёмный или откидной) для подъема маломобильных граждан от тамбура на площадку перед входом на 1-й этаж.
2- й этаж:
- помещение N66 (процедурный кабинет) - убрать перегородку; -помещение N82 определить, как "склад".
3- й этаж однотипный 2-му этажу:
-помещение N77 написать: "туалет для пациентов".
4- й этаж:
-пом. N35 необходимо исправить: "Кабинет медсестры АПНЛ+АДН"; -пом.N37: "Кабинет врача АПНЛ+АДН"; -пом.N56: "Кабинет врача-психиатра детского".
02 мая 2023 года Общество в адрес Заказчика направляет письмо исх. 78/05/23 в котором просит Заказчика согласовать откорректированные планы задания, а также рассмотреть ведомость отделки помещений.
03 мая 2023 Заказчик в ответ на письмо Общества исх. 78/05/23 сообщает, что поэтажные планы и экспликации к ним по всем 6 этажам согласованы.
23 мая 2023 года Заказчик направляет в адрес Общества письмо исх. б/н в котором просит Общество представить информацию о ходе выполнения работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания Братского филиала ОГБУЗ "ИОПНД" по адресу: Иркутская область, г. Братск, ул. Краснодарская,5А.
06 июня 2023 года Общество в ответ на письмо Заказчика "О предоставлении информации" направляет письмо исх. 78/06/99 в котором сообщает, что по состоянию на 06 июня 2023 года общий процент выполнения проектных работ составляет - 67,5%.
А именно: Раздел АР выполнен на 90%, ведутся работы по подсчетам объемов работ и составление пояснительной записки. Ожидаемое завершение работ 13.06.23г.
Раздел КР - выполнен на 70%, ведутся работы по расчету и подбору материалов для кровли. Ожидаемое завершение работ 16.06.23г.
Раздел ИОС1 - выполнен на 75%, ведутся работы по подбору материалов для внутреннего электроснабжения и наружному освещению. Ожидаемое завершение работ 16.06.23г.
Раздел ИОС2 - выполнен на 70%, ведутся работы по подбору материалов и составлении пояснительной записки. Ожидаемое завершение работ 13.06.23г.
Раздел ИОС3 - выполнен на 70%, ведутся работы по подбору материалов и составлении пояснительной записки. Ожидаемое завершение работ 13.06.23г.
Раздел ИОС4 - выполнен на100% Раздел ИОС5 - выполнен на 30%, работы по подбору оборудования завершены, оформление графической части. З Ожидаемое завершение работ 16.06.23г.
Раздел ПБ - выполнен на 75% %, работы по подбору оборудования завершены, оформление графической части. Ожидаемое завершение работ 16.06.23г.
Раздел ОДИ - выполнен на 30%, принципиальная схема построена, оформление графической и текстовой частей. Ожидаемое завершение работ 16.06.23г.
Раздел ПЗУ - выполнен на 100% Раздел ТР - выполнен на 100% Раздел ПОС - выполняется после завершения всех разделов. Ожидаемое завершение работ 20.06.23г.
09 июня 2023 года Заказчик в адрес Общества направляет письмо исх. 1709 в котором просит Общество предоставить график разработки проектно-сметной документации и отразить в нем срок получения положительного заключения ГАУИО "Ирэкспертиза".
20 июня 2023 года Общество письмом N116/06/23 направило в адрес Заказчика следующие разделы проектной документации: раздел ПЗУ (План земельного участка), раздел АР (Архитектурные решения), раздел ИОС1 (Системы электроснабжения), раздел ИОС2 (Система водоснабжения), раздел ИОСЗ (система водоотведения), раздел ИОС4 (Отопление, вентиляция и кондиционирования воздуха, тепловые сети), раздел ИОС5 (Мероприятия по пожарной безопасности), раздел ТР (Технологические решения).
27 июня 2023 года Заказчик в адрес Общество направляет письмо исх.1840, в котором указывает замечания к представленной проектной-сметной документацией, с требованием их устранения в срок до 29 июня 2023 года, а также требованием о выполнении работ в срок до 07 июля 2023 года.
07 июля 2023 года 2023 года в письме N 140/07/23 Общество направляет в адрес Заказчика откорректированные разделы проектной документации, а также недостающие разделы: КР (Конструктивные решения), ОДИ (Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к объекту капитального строительства).
28 июля 2023 года Заказчик в адрес Общество направляет письмо исх.2284, в котором указывает замечания к представленной проектной-сметной документацией, с требованием их устранения в срок до 04 августа 2023 года, а также требование о выполнении работ в срок до 04 августа 2023 года.
04 августа 2023 года в письме N165/08/23 Обществом были направлены ответы на замечания, указанные Заказчиком в письме от 28 июля N2284.
10 августа 2023 года в письме N 2359 Заказчиком были направлены замечания на разделы проектной документации, направленной Обществом 07 июля 2023 года в письме N 140/07/23 и в письме N 165/08/23 от 04 августа 2023 года, а также требование о выдать локальные сметные расчеты в срок до 25 августа 2023 года, а также выполнить Работы в срок до 17 августа 2023 года.
17 августа 2023 года в письме N176/08/23 Общество в адрес Заказчика направляет откорректированные разделы проектной документации с ответами на замечания. Также, в данном письме Общество сообщает, что сметная документация будет направлена 25 августа 2023 года.
23 августа 2023 года в письме N2595 Заказчик сообщает Обществу об устранении в срок до 28 августа 2023 года следующих замечаний:
1. отсутствует пробивка, усиление и восстановлении отверстий в перекрытиях, стенах для прокладки вентиляционных шахт;
2. Замечания по разделу 9 (для удобства указываются в соответствии с их расположением в соответствии с номером в нижней части страницы):
1) Б/н. Титульный лист N2 - в нижней части страницы не верно указан год - 2022;
2) Лист 6, Лист 11 Неверно указан КФО необходимо указать Ф 1.1;
3) Лист 7. В Перечне зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и оборудованию автоматической пожарной сигнализацией, отсутствуют: чердак, складские помещения
4) СОУЭ - в проекте 3 типа, однако в соответствии с нормами необходимо предусмотреть СОУЭ 4 типа.
07 сентября 2023 года в письме N 200/09/23 Обществом были направлены откорректированные разделы проектной документации со сметной стоимостью.
18 сентября 2023 года в письме N2411 Заказчиком были направлены замечания на разделы проектной документации, направленной Обществом 07 сентября 2023 года.
Таким образом, взятые на себя обязательства "Синкос" исполняются ненадлежащим образом, со стороны Общества допущены существенные нарушения условий Контракта, а именно по состоянию на 11 сентября 2023 года Обществом не предоставлена Заказчику проектно-сметная документация на капитальный ремонт здания ОГБУЗ "ИОПНД" Братского филиала по адресу: Иркутская обл., г. Братск, ул. Краснодарская, 5 А (строительные конструкции, отделка помещений, инженерные сети и элементы благоустройства прилегающей территории), с наличием положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, проведенной в объеме проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено, что Контракт может быть расторгнут: по соглашению Сторон; в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Исходя из положений части 9 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требования закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствиями с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно части 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был, расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеназванного 11 сентября 2023 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с существенным нарушением сроков ООО "Синкос" обязательств по Контракту.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта размещено Заказчиком в ЕИС 21 сентября 2023 года, что считается надлежащим уведомлением ООО "Синкос" о расторжении с ним Контракта в одностороннем порядке.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 21 сентября 2023 года.
Следовательно, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым с 21 сентября 2023 года.
Исходя из представленных материалов Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что между Заказчиком и Обществом велась переписка, из которой также следует, что Обществом работы по разработке проектно-сметной документации велись и исполнялись, следовательно, в действиях Общества отсутствует вина, а также недобросовестное поведение.
Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, в действиях общества отсутствуют признаки виновного поведения в виде бездействия, связанного с игнорированием взятых на себя обязательств по Контракту, а обстоятельства рассматриваемого дела в совокупности с представленными документами и сведениями не дают возможности прийти к однозначному выводу о нарушении условий Контракта, допущенных исключительно по вине ООО "Синкос".
Напротив, представленные в материалы дела информация и сведения свидетельствуют о направленности действий Общества на соблюдение условий Контракта, что не позволяет сделать вывод о наличии в действиях ООО "Синкос" недобросовестного поведения или злонамеренного уклонения от исполнения контракта.
Также, Комиссией установлено, что 11 сентября 2023 г. ООО "Синкос" получило от Заказчика требование об оплате начисленных штрафов и пений по государственному контракту N148-ЭА/23 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт здания ОГБУЗ "ИОПНД" Братского филиала по адресу: Иркутская обл., г. Братск, ул. Краснодарская, дом 5А, с целью добросовестного исполнения обязательств по уплате штрафов, пени, неустоек Обществом была произведена оплата всех начисленных штрафных санкций 11 сентября 2023 года.
При вышеизложенных обстоятельствах, вины ООО "Синкос", выразившейся в намеренном неисполнении условий Контракта, Комиссий не установлено.
Пунктом 5 части 8 статьи 99 Федерального закона N44-ФЗ установлено, что контроль за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Иными словами, установление соответствия результатов исполнения контракта его условиям не входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, который фактически обязан установить такое соответствие или несоответствии в силу толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации.
Таким образом, в силу статьи 99 Федерального закона N44-ФЗ рассмотрение вопросов, связанных с определением соответствия результатов оказанных услуг условиям контракта не входит в полномочия ФАС России и ее территориальных органов.
Кроме того, Комиссия считает, что возникшие в ходе исполнения Контракта разногласия сторон не свидетельствуют о недобросовестном поведении Общества, а указывают на наличие гражданско-правового спора у сторон Контракта, возникшего при его исполнении.
При этом, с момента заключения контракта между его сторонами возникают гражданско-правовые отношения, оценку которым антимонопольный орган в рамках рассмотрения одностороннего отказа заказчика либо подрядчика от исполнения контракта в качестве основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков давать не вправе.
Исходя из вышеизложенного, обстоятельства, послужившие основанием для одностороннего отказа от исполнения Контракта, находятся в сфере гражданско-правовых отношений сторон, а их исследование со стороны антимонопольного органа подменяло бы компетенцию суда.
Обоснованность и правомерность тех или иных действий сторон, связанных с исполнением рассматриваемого Контракта, может быть оценена в рамках конкретного гражданско-правового спора, по итогам рассмотрения, которого могут быть сделаны выводы о необходимости применения соответствующих гражданско-правовых последствий.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в статье 104 Федерального закона N44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N1078) определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Федеральный закон N44-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не позволяют продлевать сроки рассмотрения таких обращений.
Из толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным судом Российской Федерации, следует, что при рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченному органу фактически необходимо исследовать текущее состояние и историю гражданских правоотношений между заказчиком и участником закупки, дать правовую оценку не только их действиям (бездействию), выявить последствия таких действий (бездействия), но также проанализировать качество результатов исполнения своих обязательств и влияние внешних факторов на процесс исполнения контракта.
Помимо этого, в силу Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
По смыслу статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
При этом, ни Федеральный закон N44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ N1078 не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Как указывает Арбитражный суд Московского округа в своем Постановлении от 08.06.2017 NФ05-4878/2017 по делу NА40-157217/2016 основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта.
Аналогичные признаки недобросовестности отражены в Постановлении ФАС Московского округа от 23.08.2011 г. по делу NА40-6025/11-147-67, Постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 23.04.2015 г. по делу NА40-174348/14, Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 22.04.2016 г. по делу NА49-6535/2015, Постановлении Девятого Арбитражного апелляционного суда от 25.07.2016 г. по делу NА40-228354/15, Постановлении Четвертого Арбитражного апелляционного суда от 22.02.2018 г. по делу NА58-8083/2017.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П, Определения от 07.06.2001 N139-О, от 07.02.2002 N16-О). Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа.
Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказов.
В частности, на основании части 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целями охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от исполнения условий контракта антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта нарушения Закона о контрактной системе либо наличием решения заказчика об одностороннем расторжении контракта, а обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины поставщика (подрядчика, исполнителя), правомерности принятия заказчиком решения об одностороннем расторжении контракта.
Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), то есть размещение сведений об участнике размещения закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки выявит обстоятельства, свидетельствующие о направленности действий участника на несоблюдение условий контракта.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков ООО "Синкос" при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "Синкос", объективно оценить достоверность доводов Заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к ненадлежащему исполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в отношении ООО "Синкос", а также сведений в отношении учредителя, единоличного исполнительного органа ООО "Синкос" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Синкос" (<_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения об учредителях Общества с ограниченной ответственностью "Синкос" (<_>); лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "Синкос" (<_>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии |
<_>
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 5 октября 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.10.2023