Резолютивная часть решения оглашена 27.09.2023
В полном объеме решение изготовлено 02.10.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", рассмотрев жалобу ООО "Байсэлл" на положения извещения о закупке при проведении электронного аукциона на поставку призов для массовых мероприятий со студентами образовательных организаций среднего профессионального образования Челябинской области (извещение N 0869200000223007820) (далее - аукцион), при участии в дистанционном режиме:
- представителя ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" Петраковой К.С., действующего на основании доверенности N 11 от 09.06.2023,
- представителя ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" Стратий М.И., действующего на основании доверенности N 14 от 04.07.2023,
- представителя ГБНОУ "Образовательный комплекс "Смена" Мальковой С.Е., действующего на основании доверенности от 12.05.2023,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Челябинского УФАС России 20.09.2023 поступила жалоба ООО "Байсэлл" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку призов для массовых мероприятий со студентами образовательных организаций среднего профессионального образования Челябинской области (извещение N 0869200000223007820) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 13.09.2023 ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступило ГБНОУ "Образовательный комплекс "Смена".
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону - 24 300, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 21.09.2023.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Байсэлл" контракт не заключен.
В жалобе указано, что заказчиком неправомерно установлены требования о необходимости соответствия участника закупки положениям Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617, так как заказчик не обеспечил подачу заявки участникам закупки, в том числе заявителю, которые не имеют возможности предоставить сведения из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации в целях подтверждения производства продукции на территории Российской Федерации.
Представители заказчика, уполномоченного учреждения на заседании Комиссии возражали против доводов жалобы, представили письменные пояснения и указали, что положения Постановления Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 установлены правомерно, препятствия для подачи заявки участниками закупок отсутствовали, при этом оценка действиям оператора дана при рассмотрении жалобы ФАС России.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Из части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе следует, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о закупке должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В пункте 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе указано, что в требованиях к составу заявки должна содержаться информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска).
Как установлено на заседании Комиссии предметом закупки является поставка призов для массовых мероприятий со студентами образовательных организаций среднего профессионального образования Челябинской области - термокружек, код по ОКПД-2 25.99.12.112 "Изделия столовые, кухонные и бытовые и их детали из нержавеющей стали".
С учетом того, что продукция, закупаемая заказчиком, включена в соответствующий перечень в извещении о закупке установлены ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N 617 (далее - Постановление N 617).
Кроме того, в требованиях к содержанию и составу заявки на участие в закупке (Приложение N4 к извещению) установлено, что для целей реализации настоящего постановления подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий:
- указание номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (далее - совокупное количество баллов);
- указание номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств - членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. N 105 "Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок" (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов).
При этом, в условиях извещения о закупке не указано, что участник закупки не вправе подать заявку в случае, если он не соответствует указанным условиям извещения о закупке и требованиям к содержанию и составу заявки.
Более того, в пункте 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе указано, что в составе заявки предоставляется информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Таким образом, ни условия извещения о закупке, ни положения Закона о контрактной системе не ограничивают участника закупки вправе подать заявку на участие в аукционе при установлении ограничений, предусмотренных Постановлением N 617, при этом отклонение либо допуск заявок участников закупок на участие в аукционе зависит от соблюдения совокупности условий, предусмотренных пунктом 2 Постановления N 617 ( в редакции, действующей на момент размещения о закупке).
Комиссия обращает внимание, что действиям оператора электронной площадки - АО "ТЭК-Торг" в части невозможности подачи заявки без приложения соответствующих документов и сведений, предусмотренных Постановлением N 617, при проведении оспариваемого аукциона дана оценка в решении ФАС России по делу N 28/06/105-2201/2023 от 26.09.2023, при этом жалоба заявителя признана необоснованной.
При этом, в решении указано, что на заседании Комиссии представитель оператора электронной площадки представил сведения, согласно которым в период подачи заявителем заявки на участие в аукциона программно-аппаратные средства оператора электронной площадки работал в штатном режиме, без сбоев, также представитель оператора электронной площадки сообщил, что вышеупомянутое уведомление не является блокирующим для подачи заявки, а носит информационный характер. Заявителю необходимо закрыть уведомление нажатием кнопку "ОК", после чего подать заявку на участие в аукционе выбрав поле "подписать и направить заявку".
В связи с изложенным, Комиссия не усматривает в действия заказчика, уполномоченного учреждения нарушения законодательства о контрактной системе, так как установленные ограничения допуска промышленной продукции, происходящих из иностранных государств, предусмотрены правомерно, при этом ФАС России также дана оценка действиям оператора электронной площадки при проведении закупки.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать доводы жалобы ООО "Байсэлл" на положения извещения о закупке необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 3 октября 2023 г. N 074/06/106-2280/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.10.2023