Резолютивная часть решения оглашена 03.10.2023
В полном объеме решение изготовлено 06.10.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Транс-Ойл" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона N 0869200000222003256 на выполнение работ по капитальному ремонту трамвайных путей (далее - аукцион), в присутствии посредством системы видеоконференцсвязи:
- представителя ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" Абрамовских И.Ю., действующего на основании доверенности от 29.09.2023,
- представителя ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" Бронского А.В., действующего на основании доверенности от 31.05.2023,
- представителя ООО "Транс-Ойл" Волохатых И.А., действующего на основании доверенности от 02.10.2023,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Транс-Ойл" (далее - индивидуальный предприниматель, исполнитель).
Согласно представленным документам 19.07.2023 стороны заключили контракт на выполнение работ по капитальному ремонту трамвайных путей по цене 79 749 592, 11 рублей.
Решением от 15.09.2023 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду неисполнения обществом обязательств по контракту в полном объеме, что подтверждается перепиской заказчика. В связи с указанными обстоятельствам сведения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков направлены заказчиком в антимонопольный орган.
На заседании Комиссии представитель ООО "Транс-Ойл" представил документы и письменные пояснения, а также указал, что подрядчик приступил к выполнению работ в сроки, предусмотренные контрактом, выполнило работы, предусмотренные контрактом, что подтверждается исполнительной документацией, устраняло недостатки в ходе исполнения гарантийных обязательств, что свидетельствует о добросовестности действий подрядчика.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 8.1 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
- заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
- решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
- поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из совокупного толкования частей 12.1, 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Так, заказчиком 15.09.2023 принято и размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр контрактов" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой получения такого решения исполнителем является 15.09.2023, в связи с чем контракт является расторгнутым 26.09.2023.
Cведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 26.09.2023.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и обществом 19.07.2022 заключен контракт N 1-КР20-2022 (далее - контракт) посредством обмена электронными документами в единой информационной системе, что подтверждается распечаткой с личного кабинета заказчика.
Предметом контракта является выполнение работ по капитальному ремонту трамвайных путей, что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора подряда, порядок исполнения которого регламентирован главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В пункте 3.1 контракта заказчиком определены сроки выполнения работ: с даты заключения контракта по 15.10.2022 года (включительно).
При этом, в ходе исполнения контракта сторонами заключено дополнительное соглашение N 1 от 24.08.2022 об изменении условий контракта в части объемов и видов работ и уменьшения цены контракта до 78 703 575, 66 рублей; дополнительное соглашение N 2 от 14.09.2022 в части установления условия об оплате аванса в размере 45,6 % - 35 887 316, 45 рублей; дополнительное соглашение N 3 от 28.12.2022 в части уменьшения цены контракта до 66 669 637, 28 рублей и изменения срока выполнения работ до 31.12.2022.
При этом, в дополнительных соглашениях N 2, 3 указано, что изменение условий контракта обусловлено положениями подпунктов "а, б, д, е" пункта 1 Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2022 г. N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия".
Из документов, подтверждающих приемку и оплату выполненных работ, следует, что стоимость фактически выполненных работ составляет 59 362 175, 86 рублей (КС-2 от 25.11.2022, КС-3 от 08.11.2022, заключение о результатах приемки выполненных работ от 29.11.2022 на сумму 36 322 879, 12 рублей; КС-2 от 27.12.2022, КС-3 от 23.11.2022, заключение о результатах приемки выполненных работ от 28.12.2022 - 1 272 007, 44 рублей; КС-2 от 27.12.2022, КС-3 от 06.12.2022, заключение о результатах приемки выполненных работ от 28.12.2022 на сумму 21 767 289, 30 рублей), что составляет около 89 % от цены контракта.
При этом, из документов, представленных сторонами, сведений, размещенных в единой информационной системе, следует, что заказчиком произведена фактическая оплата выполненных работ с учетом стоимости выплаченного аванса (35 887 316,45 рублей) в размере 23 474 859, 40 рублей.
Из переписки сторон в 2022 году следует, что общество выполняло работы, в том числе устраняло недостатки, выставленные строительным контролем (ООО "Евросервис") в части исполнительной документации на используемые материалы (письмо ООО "Евросервис" от 10.11.2022 исх. 640, письмо заказчика от 17.11.2022 исх. 4313, письма подрядчика от 14.11.2022 исх. 14/11-1, от 17.11.2022 исх. 17/11-1).
Более того, в письме 18.11.2022 исх. 18/11-1 подрядчик уведомил заказчика о задержке срока поставки плитки в объеме 1300 м2 для выполнения работ на участке по ул. Цвиллинга (от ул. Евтеевой до ул. Лазаретной).
При этом, заказчик неоднократно в претензиях от 12.12.2022 исх. 4845, от 29.03.2023 исх. 1645, от 27.04.2023 исх. 2357, от 16.05.2023 исх. 2674 указывал о необходимости завершения выполнения работ с указанием срока для выполнения работ и необходимости предоставления актов выполненных работ до 07.04.2023, до 15.05.2023, до 22.05.2023 соответственно.
Следует отметить, что в материалы дела сторонами не представлены сведения о том, направлялись ли обществом ответы на указанные письма, а также сведения о сроках выполнения/завершения работ по укладке плитки по ул. Цвиллинга (от ул. Евтеевой до ул. Лазаретной).
Вместе с тем, подрядчиком предоставлен акт выполненных работ N 2 от 02.02.2023 на сумму 7 307 461,42 рублей (на участке по ул. Цвиллинга от перекрёстка с ул. Тимирязева до перекрёстка с ул. Свободы и ул. Торговой), на что заказчик 29.03.2023 направил мотивированный отказ, в котором указано, что работы в части покрытия трамвайных путей не приняты со стороны строительного контроля, просит устранить выявленные замечания.
При этом, параллельно сторонами велась претензионная переписка по вопросу устранения недостатков выполненных работ в рамках исполнения гарантийных обязательств (письма заказчика от 29.03.2023 исх. 1645, от 21.04.2023 исх. 2242, от 07.06.2023 исх. 3355, письма общества от 06.06.2023 исх. 06/06, от 23.06.2023 исх. 23/06, от 30.06.2023 исх. 30/06, от 07.07.2023 исх. 07-2/07, от 14.07.2023 исх. 14/07).
На заседании Комиссии сторонами не отрицалось, что недостатки выполненных работ в рамках гарантийных обязательств устранены.
В связи с тем, что подрядчиком не выполнены работы в полном объеме, контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке на основании решения от 15.09.2023.
При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае просрочки начального срока выполнения работ, выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку станет невозможным, а также в случае ненадлежащего исполнения обществом своих обязательств, порядок которого регламентирован статьей 715, 723 ГК РФ.
Так, Комиссией установлено, что подрядчиком нарушен конечный срок выполнения работ, а также не представлены сведения, подтверждающие выполнение работ по укладке плитки по ул. Цвиллинга (от ул. Евтеевой до ул. Лазаретной) в сроки, предусмотренные контрактом, в том числе сведения о направлении акта выполненных работ после мотивированного отказа заказчика от приемки указанных работ, в связи с чем принятое заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта обоснованно с учетом положений пункта 3 части 715, пункта 1 статьи 723 ГК РФ.
При этом, факт направления акта выполненных работ N 2 от 02.02.2023 на сумму
7 307 461, 42 рублей, с учетом того, что в процессе исполнения обязательств в 2023 году общество не представило сведения об уведомлении заказчика о завершении выполнения работ на участке по ул. Цвиллинга (от ул. Евтеевой до ул. Лазаретной) на неоднократные письма заказчика, а также с учетом того, что акт о приемке выполненных работ повторно не направлялся в адрес заказчика, что также предусмотрено в пункте 4.8 контракта, по мнению Комиссии не является безусловным обстоятельством, подтверждающим выполнение работ по контракту.
Следует отметить, что пунктом 8 части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что датой приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги считается дата размещения в единой информационной системе документа о приемке, подписанного заказчиком. Так, составление одностороннего акта сдачи или приемки результата работ не предусмотрено положениями законодательства о контрактной системе, при том что в силу части 4 статьи 753 ГК РФ предусмотрено, что при отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной, вместе с тем, наличие такой отметки также не указано в представленном обществе акте приемке выполненных работ.
Вместе с тем, при рассмотрении документов и сведений, представленных заказчиком, Комиссией установлено, что общество на протяжении срока исполнения контракта выполнило обязательства на сумму 59 362 175, 86 рублей.
Более того, Комиссия антимонопольного органа не усматривает в действиях общества намерения уклониться от исполнения контракта, так как ООО "Транс-Ойл" на протяжении срока выполнения работ предпринимало действия, направленные на исполнение контракта, в том числе устраняло недостатки выполненных работ в рамках исполнения гарантийных обязательств, предоставляло исполнительную документацию, в том числе исправленную после устранения замечаний со стороны строительного контроля.
Так, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, принимая во внимание принятие обществом мер, направленных на исполнение контракта, выраженных в выполнении и приемке большей части работ по контракту, в совершении действий, направленных на исполнение контракта, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России, не усматривает оснований для принятия решения о включении сведений об ООО "Транс-Ойл", лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, участника общества, в реестр недобросовестных поставщиков.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ОГКУ "Организатор перевозок Челябинской области" в отношении ООО "Транс-Ойл" (ИНН 7728547440), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: В.А. Ливончик
Члены Комиссии: Н.В. Фадеева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 6 октября 2023 г. N 074/06/104-2304/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.10.2023