В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) и на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области (далее - Оренбургское УФАС России) N 212/23 от 03.10.2023 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции: Членов Инспекции:
заседание проводилось с использованием видеоконференцсвязи, в присутствии представителей сторон:
Администрации муниципального образования Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области -
ИП Тонян Л.Э. - лично,
рассмотрев обращение Администрации муниципального образования Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области (N 015330008910000001 от 02.10.2023 г., вх. N 6218/23 от 02.10.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ИП Тоняна Л.Э. (ИНН: 563900024058), в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на выполнение капитального ремонта автомобильной дороги протяженностью 246 м по ул. Железнодорожников п. Тюльпан Первомайского района Оренбургской области (номер извещения N 0853500000323004815),
УСТАНОВИЛА:
02.10.2023 года в Оренбургское УФАС России через Единую информационную систему поступило обращение (N 015330008910000001 от 02.10.2023 г., вх. N 6218/23 от 02.10.2023 г.) Администрации муниципального образования Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области (далее - Заказчик) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр недобросовестных поставщиков) сведений в отношении ИП Тоняна Л.Э. (далее - ИП, Подрядчик) (ИНН: 563900024058), в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на выполнение капитального ремонта автомобильной дороги протяженностью 246 м по ул. Железнодорожников п. Тюльпан Первомайского района Оренбургской области (номер извещения N 0853500000323004815).
Представитель Заказчика пояснил, что работы по контракту были выполнены ИП Тоняном Л.Э. в установленные сроки и в полном объеме. Между тем, при приемке работ Заказчиком были выявлены определенные несоответствия условиям контракта, допущенные подрядчиком при выполнении работ. При таких обстоятельствах, Заказчиком 08.09.2023 г. был составлен мотивированный отказ от подписания документа о приемке и Претензия о нарушении сроков выполнения работ. 19.09.2023 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. При этом, представитель Заказчика просил ИП в Реестр недобросовестных поставщиков не включать, пояснил, что с указанным ИП ранее заключались контракта, которые выполнялись надлежащим образом.
ИП Тонян Л.Э. просил сведения в отношении ИП в Реестр недобросовестных поставщиков не включать, пояснил, что имея опыт выполнения соответствующих работ по выполнению капитального ремонта дорог, осуществил работы с учетом условий исполнения контракта, а также фактических обстоятельств.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
30.05.2023 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" было размещено извещение на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на выполнение капитального ремонта автомобильной дороги протяженностью 246 м по ул. Железнодорожников п. Тюльпан Первомайского района Оренбургской области (номер извещения N 0853500000323004815).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 079 141,71 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.06.2023 NИЭА1, победителем закупки признан ИП Тонян Л.Э., с предложенной ценой контракта 2 079 141,71 рублей.
09.06.2023 г. между Администрацией муниципального образования Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области, в лице главы администрации Илясова Александра Васильевича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Индивидуальным предпринимателем Тонян Л.Э. заключен контракт N 0853500000323004815/23 ИКЗ 233563902115556390100100100034211243 (далее - контракт).
В соответствии с 1.1 контракта "Подрядчик" обязуется по заданию "Заказчика" выполнить работы по "Капитальный ремонт автомобильной дороги протяженностью 246 м. по ул. Железнодорожников п. Тюльпан Первомайского района Оренбургской области" (в размере 1 условных единиц) (далее по тексту работы) в соответствии с условиями контракта, с графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 1 к Контракту), техническим заданием (Приложение N 4 к Контракту), и сдать их результат Заказчику. Объем, содержание работ определяются проектно-сметной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной контрактом.
Согласно п. 2.1 контракта, цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта, включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет: 2 079 141 рубль 71 копейка (Два миллиона семьдесят девять тысяч сто сорок один рубль 71 копейка), НДС не облагается.
Контрактом определены сроки выполнения работ: Начало работ - с момента заключения Контракта
Окончание работ - 31.08.2023 года (п. 3.1 контракта).
Исходя из пояснений Заказчика, работы Подрядчиком выполнены в полном объеме в определенные контрактом сроки. 31.08.2023 г. посредством функционала Единой информационной системы, Подрядчик разместил документ о приемке на сумму 2035201, 65 рублей.
08.09.2023 г. Заказчиком проведена приемка выполненных работ, качество результатов работ проверено на соответствие условиям контракта и проектной документации.
В результате приемки установлено следующее:
1. Устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований: из песчано-гравийной смеси, дресвы отсутствует.
2. Отсутствует исполнительная документация.
3. Укрепление обочин ПГС толщиной 10 см - фактический объем не соответствует сметной документации.
4. Укладка стальных водопроводных труб с гидравлическим испытанием диаметром: 350 мм - отсутствует исполнительная документация.
5. Трубы стальные электросварные ппрямошовные со снятой фаской из стали марок Ст2кп-Ст4кп и Ст2пс-Ст4пс, наружный диаметр 377 мм, толщина стенки 9 мм - несоответствие наружного диаметра заданным параметрам.
В этой связи, Заказчиком принят мотивированны отказ от подписания документа о приемке. Однако, в установленный срок, а именно 18.09.2023 г., Подрядчиком мер по устранению выявленных нарушений не принято.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 10.2. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с п. 10.4. контракта, Заказчик вправе, в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта, в том числе, но не исключительно в следующих случаях:
- если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (ч.2 статьи 715 ГК РФ);
- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от контракта либо поручить исправление работ другому лицу за счет Подрядчика (ч. 3 статьи 715 ГК РФ);
- если отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (ч.3 статьи 723 ГК РФ).
В связи с вышеизложенными обстоятельствами, Заказчиком 19.09.2023 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком посредством функционала ЕИС 19.09.2023 г., что соответствует положениям ст. 95 Закона о контрактной системе. Указанное решение получено ИП 19.09.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе).
ИП пояснил, что для того, чтобы устранить замечания Заказчика необходимо выполнить все произведенные работы заново, и по его мнению, нарушить технологию проведения работ, с чем он не согласен. В этой связи, в установленные сроки Подрядчик не устранил выставленные замечания. При таких обстоятельствах, Заказчик решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчик не отменил.
Таким образом, решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта вступило в силу 02.10.2023 г. Обращение о включении в Реестр недобросовестных поставщиков подано в Оренбургское УФАС России 02.10.2023 г., то есть с соблюдением сроков, предусмотренных положениями ст. 104 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе, ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П). Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
При принятии решения о включении либо невключении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
О недобросовестности поведения лица может свидетельствовать лишь умышленное и намеренное нарушение положений Закона о контрактной системе.
При таких обстоятельствах, Инспекция Оренбургского УФАС России при принятии решения имеет возможность руководствоваться только имеющимися в материалах дела документами.
Учитывая вышеизложенное, а также отсутствие документов и сведений, однозначно свидетельствующих о намеренном умышленном уклонении Поставщика от исполнения контракта надлежащим образом, с учетом поставки части товара по контракту, Инспекция Оренбургского УФАС России, полагает возможным сведения об ИП Тонян Л.Э. в Реестр недобросовестных поставщиков не включать, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении обращения Администрации муниципального образования Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области (N 015330008910000001 от 02.10.2023 г., вх. N 6218/23 от 02.10.2023 г.) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ИП Тоняна Л.Э. (ИНН: 563900024058), в связи с расторжением контракта на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на выполнение капитального ремонта автомобильной дороги протяженностью 246 м по ул. Железнодорожников п. Тюльпан Первомайского района Оренбургской области (номер извещения N 0853500000323004815), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 9 октября 2023 г. N 056/10/104-1010/2023 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - капитальный ремонт - подрядчик - надлежащее извещение)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.10.2023