В соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), п. "б" ч.13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее по тексту - Правила) и на основании Приказа Оренбургского УФАС России N 215/23 от 05.10.2023 г., Инспекцией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок в составе:
Председателя Инспекции:, Членов Инспекции:,
в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
представителя Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Оренбурга -,
представителя ООО "ДВА КЛЮЧА" -,
рассмотрев обращение Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Оренбурга о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "ДВА КЛЮЧА" (ИНН: 5609194545, КПП: 560901001, ОГРН: 1205600003960), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения муниципального контракта на выполнение ремонтных работ в квартирах инвалидов-колясочников для нужд Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (номер извещения N 0153300066923000523, реестровый номер контракта N 3561200564623000077),
УСТАНОВИЛА:
03 октября 2023 года в Оренбургское УФАС России посредством единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг поступило обращение Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Оренбурга (далее по тексту - Заказчик, УЖКХ г. Оренбурга) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее по тексту - РНП) сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "ДВА КЛЮЧА" (ИНН: 5609194545, КПП: 560901001, ОГРН: 1205600003960) (далее по тексту - Общество, Подрядчик), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на выполнение ремонтных работ в квартирах инвалидов-колясочников для нужд Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (номер извещения N 0153300066923000523, реестровый номер контракта N 3561200564623000077).
14.08.2023 г. между УЖКХ г. Оренбурга и ООО "ДВА КЛЮЧА" заключен муниципальный контракт на выполнение ремонтных работ в квартирах инвалидов-колясочников для нужд Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга N 01533000669230005230085 на сумму 329 797,45 руб. (реестровый номер контракта N 3561200564623000077) (далее - Контракт).
В соответствии с п. 5.1 Контракта, срок выполнения работ в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты заключения Контракта (по 12.09.2023).
12.09.2023 г. Заказчиком совместно с представителями Подрядчика был произведен осмотр места выполнения работ по адресу: ул. Салмышская, д. 29/2, кв. 102, в ходе которого установлено, что работы, предусмотренные Контрактом, не выполнены в полном объеме.
13.09.2023 г. Заказчиком в адрес Общества направлено требование о завершении выполнения ремонтных работ по адресу: ул. Салмышская, д. 29/2, кв. 102, в течение 5 рабочих дней (исх. N 1-25/9387 от 13.09.2023 г.).
20.09.2023 г. Обществом в адрес Заказчика направлен ответ на требование (исх. N 43 от 20.09.2023 г.). Представитель Заказчика указал, что объективных причин не выполнения работ в установленный срок в ответе на требование не приведено, аргументы, указанные в письме, не находят подтверждения.
20.09.2023 г. Заказчиком в адрес Подрядчика было направлено письмо об обеспечении явки представителя для приемки выполненных работ на 21.09.2023 в 14-30.
21.09.2023 явка представителя Подрядчика не обеспечена. Работы по ремонту квартиры не завершены.
Представитель Заказчика пояснил, что на 21.09.2023 сантехническое оборудование не смонтировано. Таким образом, семья, проживающая в квартире, в том числе, инвалид-колясочник, более 30 дней не имеет возможности пользоваться санузлом.
Также Подрядчиком не обеспечено выполнение требования Управление о возмещении ущерба третьим лицам, направленного письмом от 13.09.2023 N 1-25/9388
12.09.2023 в Управление поступило обращение от собственника квартиры, в которой выполняется ремонт, из которого следует, что Подрядчиком нарушены условия Контракта, а именно: при выполнении демонтажных работ повреждена раковина, замена которой не предполагалась согласно сметной документации; безосновательно нарушены сроки выполнения ремонтных работ, что повлекло за собой длительное отсутствие благоприятных условий для проживания инвалида-колясочника; возникновение конфликтных ситуаций между рабочими, выполняющими ремонтные работы; привлечение средств третьих лиц для покупки материалов, предусмотренных сметной документацией.
Таким образом, Подрядчиком существенно нарушены условия, предусмотренные п. 1.1, п. 3.1.1, п. 3.1.4, п. 5.1 Контракта, в связи с чем, Заказчиком 22.09.2023 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
При этом представитель Заказчика пояснил, что Подрядчиком выполнены работы, соответствующие условиям Контракта на сумму 150 516,15 руб.
Представитель Общества сведения в отношении Подрядчика в РНП просил не включать, пояснил, что обязательства в срок по контракту выполнены не были, однако, на момент выставления требования со стороны Заказчика об устранении выявленных нарушений N 1-25/9387 от 13.09.2023 г., работы на объекте по адресу: г. Оренбург, ул. Салмышская, д.29/2, кв. 102, находились в стадии завершения.
В ходе выполнения работ представителем лица, в квартире которого производится ремонт, были заявлены дополнительные пожелания, не предусмотренные сметой, а именно - возведение перегородки в санузле до потолка (выше уровня, предусмотренного локально-сметным расчетом), монтаж подиума под унитаз, не предусмотренный локально-сметным расчетом (размер подиума 90х115см), штробление стен для размещения труб внутренних канализационных, сверление плитки под сантехнических и электроприборов, шпаклевка стен. Данные работы были выполнены ООО "ДВА КЛОЧА" в рамках компромисса для лица с ограниченными возможностями за счет собственных средств. При этом Подрядчик для устройства подиума, поддона в душевой большего размера, нежели предусмотренного локально-сметным расчетом (по просьбе собственника квартиры), использовал собственный материал без какого-либо возмещения собственником квартиры.
Кроме того, после осуществления демонтажных работ возникла проблема с отключением канализационного стояка, которое необходимо было осуществить по заявлению собственника ремонтируемой квартиры, решение данного вопроса заняло у собственника 5 дней, а именно с 23 августа 2023 года по 28 августа 2023 года, без данной процедуры подрядчиком не могли быть начаты другие работы по контракту (копия переписки с собственником об отключении стояка в мессенджере прилагается).
Общество ответило на требование Заказчика об устранении нарушений N 125/9387 от 13.09.2023 г. с опозданием, не уложившись в срок 5 дней, поскольку вовремя не было с ним ознакомлено в ЕИС (для работы в ЕИС, выкладки документов, отслеживания информации, поступившей от Заказчика ООО "ДВА КЛОЧА" заключило договор на обслуживание со сторонней организацией, в обязанности которой входит в том числе уведомление общества о всей документации, исходящей от Заказчика, в данном случае данная организация нарушила свои обязательства и не вовремя направила Подрядчику требование Заказчика N 1-25/9387 от 13.09.2023 г., в связи с чем была допущена просрочка реагирования на требование. Данный факт не оправдывает несвоевременное реагирование Подрядчика на уведомление Заказчика об устранении нарушений, тем не менее он имеет место быть). В ответе на требование от 20.09.2023 г. ООО "ДВА КЛЮЧА" сообщало, что работы будут завершены в течение 5 рабочих дней.
22.09.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем расторжении контракта.
Представитель Общества обратил внимание Инспекции Оренбургского УФАС России на то, что Подрядчику не было предоставлено права устранить замечания, указанные в решении, в течение 10 дней, поскольку Заказчик счел действия Подрядчика повторным нарушением. Таким образом, с момента вынесения решения об одностороннем отказе от исполнения обязательств Заказчик закрыл доступ на объект Подрядчику.
ООО "ДВА КЛОЧА" пыталось отреагировать на сложившуюся ситуацию, направляло ответ на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, уведомления Заказчику о недопуске на объект, однако закончить работы физически не смогло ввиду отсутствия допуска на объект.
Заказчиком был выставлен акт выполненных работ N 1 от 21.09.2023 г. на сумму 150 517,15 рублей, который Подрядчик оставил без подписания, не согласившись с объемом выполненных работ. Заказчику было направлено письмо (N 48 от 28.09.2023 г.) с информации о не включённом в акт N1 объеме работ с предложением создать комиссию по приемке с представителями со стороны Заказчика и Подрядчика, однако Заказчик отказался принимать объект комиссионно и настоял, чтобы акт был подписан до вступления в законную силу решения об одностороннем расторжении контракта. Во избежание длительной судебной процедуры взыскания денежных средств за фактически выполненный объем работ, Подрядчик был вынужден подписать акт выполненных работ N 1 от 21.09.2023 г. на сумму 150 517,15 рублей. В настоящий момент акт со стороны Заказчика в ЕИС не подписан.
Представитель Общества обратил внимание Инспекции Оренбургского УФАС России также на то, что сроки выполнения работ по контракту были нарушены по объективным причинам (причины данного нарушения приведены выше, связаны они с внесением дополнительных работ в локальносметную документацию (при чем смета была составлена, но дополнительное соглашение к контракту так и не было подписано), с длительным согласованием собственником квартиры отключения канализационного стояка, с многочисленными пожеланиями собственника по выполнению работ, не предусмотренных контрактом. При этом подрядчик шел навстречу собственнику квартиры, производил дополнительные работы, не внесенные в локально-сметный расчет (указаны выше), осуществил доставку межкомнатной двери, не включенной в локально-сметный расчет и приобретенной собственником самостоятельно, по просьбе собственника были закуплены ревизионные люки большего размера, чем предусмотрено сметой, что также превысило заложенные сметой средства. Возмещение ущерба, причиненного третьим лицам в ходе производства работ по контракту также было осуществлено.
Инспекция Оренбургского УФАС России, рассмотрев материалы внеплановой проверки, заслушав приведенные доводы, установила следующее:
31.07.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной торговой площадке было размещено извещение о проведении запроса котировок на выполнение ремонтных работ в квартирах инвалидов-колясочников для нужд Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (номер извещения N 0353100003121000219).
Начальная цена контракта составляет 394 967,67 рублей.
В соответствии с Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.08.2023 г. N ИЗК1, по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Победителем запроса котировок признано ООО "ДВА КЛЮЧА" с предложением о цене контракта 329 797,45 рублей.
14.08.2023 г. между УЖКХ г. Оренбурга и ООО "ДВА КЛЮЧА" заключен муниципальный контракт на выполнение ремонтных работ в квартирах инвалидов-колясочников для нужд Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга N 01533000669230005230085 на сумму 329 797,45 руб. (реестровый номер контракта N 3561200564623000077).
В соответствии с п. 1.1 Контракта, Подрядчик обязуется выполнить ремонтные работы в квартирах инвалидов-колясочников для нужд Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (далее - работы), в соответствии с порядком и условиями, предусмотренными настоящим Контрактом, и сдать их результат Муниципальному заказчику.
В соответствии с п. 5.1 Контракта, срок выполнения работ: в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты заключения муниципального контракта.
Материалами дела установлено, что 12.09.2023 г. Заказчиком совместно с представителями Подрядчика был произведен осмотр места выполнения работ по адресу: ул. Салмышская, д. 29/2, кв. 102, в ходе которого установлено, что работы, предусмотренные Контрактом, не выполнены в полном объеме.
13.09.2023 г. Заказчиком в адрес Общества направлено требование о завершении выполнения ремонтных работ по адресу: ул. Салмышская, д. 29/2, кв. 102, в течение 5 рабочих дней (исх. N 1-25/9387 от 13.09.2023 г.).
Также, 13.09.2023 г. Заказчиком в адрес Общества направлено требование о возмещении ущерба третьим лицам (исх. N 1-25/9388 от 13.09.2023 г.).
20.09.2023 г. Обществом в адрес Заказчика направлен ответ на требование Заказчика исх. N 1-25/9387 (исх. N 43 от 20.09.2023 г.).
20.09.2023 г. Заказчиком в адрес Подрядчика было направлено письмо об обеспечении явки представителя для приемки выполненных работ на 21.09.2023 в 14-30.
21.09.2023 явка представителя Подрядчика не обеспечена. Работы по ремонту квартиры не завершены.
21.09.2023 г. Заказчиком в адрес Подрядчика посредством единой информационной системе направлен акт выполненных работ N 1 от 21.09.2023 г. на сумму 150 517,15 рублей.
Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
С учетом требований ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с п. 10.3 Контракта, расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 10.5 Контракта, муниципальный заказчик вправе принять решение об отказе исполнения Контракта в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения Подрядчиком своих обязательств по Контракту.
22.09.2023 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
22.09.2023 14:46 (МСК) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком в Единой информационной системе.
Подрядчиком данное решение получено 22.09.2023 14:46 (МСК).
Учитывая положения ч. 12.1 Закона о контрактной системе, односторонний отказ Заказчика от исполнения Контракта вступил в силу 03.10.2023 г.
При расторжении контракта заказчиком соблюдена процедура, предусмотренная положениями ст. 95 Закона о контрактной системе.
Следовательно, на дату заседания Инспекции Оренбургского УФАС России решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта считается вступившим в силу.
Согласно ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Порядок рассмотрения обращения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков и ведения реестра такого реестра определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Постановление N 1078).
Согласно ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе, а также п.13 Постановления N 1078, уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), не позднее 5 рабочих дней с даты их поступления.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие лица, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформированной Определением от 19.02.2015 N 301-КГ15-632 по делу N А29-3152/2014, при рассмотрении вопроса о законности решения о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться формальной позицией, поэтому по делу подлежат установлению обстоятельства недобросовестного поведения поставщика.
Включение лица в реестр невозможно без установления его вины, выраженной в сознательном уклонении от исполнения контракта.
Инспекцией Оренбургского УФАС России приняты во внимание следующие обстоятельства.
Согласно пояснениям представителя Общества, у Поставщика не было умысла на уклонение от исполнения Контракта, Поставщиком предприняты все возможные меры к его исполнению, в ходе поставки товара учитывались все замечания, произведена оплата пени за просрочку исполнения обязательств. Также, представитель Общества пояснил, что между ООО "ДВА КЛЮЧА" и Заказчиком длительное время существуют договорные отношения, так, в период с января 2018 г. по апрель 2023 г. заключено более 20 договоров, 11 из которых исполнены в полном объеме надлежащим образом.
Между тем, у Заказчика имелись правовые основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, поскольку товар надлежащего качества не был поставлен в установленные Контрактом сроки.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Как следует из документов, представленных на заседание Инспекции, ООО "ДВА КЛЮЧА" предпринимал меры, направленные на исполнение контракта.
При рассмотрении вопроса о наличии оснований для включения ООО "ДВА КЛЮЧА" в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения заключить и исполнить контракт надлежащим образом и в согласованные сроки.
Отказ заказчика от договора, в том числе по мотиву существенного нарушения подрядчиком условия договора, может являться как следствием недобросовестного поведения поставщика, принимавшего участие в торгах номинально и не имеющего намерения реально выполнять работы по контракту, так и не являться таковым (в том случае, если нарушение условий договора не вызвано злонамеренными действиями поставщика, а связано с обстоятельствами, находящимися вне его сферы контроля).
Таким образом, из имеющихся материалов дела следует, что в действиях Поставщика - ООО "ДВА КЛЮЧА" не усматриваются признаки недобросовестного поведения, направленного на уклонение от исполнения условий Контракта.
При таких обстоятельствах, на основании исследования имеющихся в материалах дела доказательств, а также в связи с тем, что Инспекция Оренбургского УФАС России обстоятельств, объективно свидетельствующих о наличии недобросовестных действий Исполнителя не выявила, сведения в отношении ООО "ДВА КЛЮЧА" не подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании вышеизложенного, Инспекция Оренбургского УФАС России, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
В удовлетворении требований Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Оренбурга о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "ДВА КЛЮЧА" (ИНН: 5609194545, КПП: 560901001, ОГРН: 1205600003960), в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения муниципального контракта на выполнение ремонтных работ в квартирах инвалидов-колясочников для нужд Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (номер извещения N 0153300066923000523, реестровый номер контракта N 3561200564623000077), отказать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его вынесения.
Председатель Инспекции
Члены Инспекции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 10 октября 2023 г. N 056/10/104-1016/2023 (ключевые темы: реестр недобросовестных поставщиков - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта - подрядчик - смета - ответ на требование)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2023