Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее -Инспекция) в составе:
в отсутствие представителей Министерства здравоохранения Республики Мордовия, государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок", общества с ограниченной ответственностью "_", надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела N013/06/99-618/2023;
в результате проведения внеплановой проверки в период с 26 сентября 2023 года по 09 октября 2023 года электронного аукциона N0809500000323003160 на закупку медицинских изделий (Глюкоза ИВД, реагент), предназначенных для обеспечения льготных категорий граждан в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно, Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врача с 50-процентной скидкой, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Аукцион) в соответствии с частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 года N1576 (далее - Правила), на основании приказов Мордовского УФАС России "О проведении внеплановой проверки в отношении Министерства здравоохранения Республики Мордовия" от 26.09.2023 года N204/23; "О продлении срока проведения внеплановой проверки в отношении Министерства здравоохранения Республики Мордовия" от 28.09.2023 года N209/23,
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 29.09.2023 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) от общества с ограниченной ответственностью "_" (далее - Заявитель, Общество) поступила жалоба на действия комиссии по осуществлению закупок Министерства здравоохранения Республики Мордовия (далее - Заказчик) и государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении электронного Аукциона (вх.N4673-ЭП/23 от 20.09.2023 года). Заявитель в жалобе указал, что его права и законные интересы нарушены действиями комиссии по осуществлению закупок, выразившимися в неправомерном определении победителя закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 105 Закона о контрактной системе Заявителем 25.09.2023 года в 08:39 посредством функционала единой информационной системы поступившая в Мордовское УФАС России жалоба (вх.N4673-ЭП/23 от 20.09.2023 года) отозвана (решение Мордовского УФАС России от 25.09.2023 года (исх.NДМ/3686/23)).
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Инспекция Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение о проведении Аукциона размещено Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте ЕИС 05.09.2023 года.
Объект закупки: Глюкоза ИВД, реагент (код позиции КТРУ: 21.20.23.110-00004461; 21.20.23.110-00004466).
Начальная (максимальная) цена контракта: 7 258 125,50 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок: 13.09.2023 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 13.09.2023.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 15.09.2023.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.09.2023 NИЭА1 по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок 13.09.2023 года (время московское) поступило 6 заявок на участие в электронном аукционе под идентификационными номерами: A-124062, A-123953, A-123723, A-124077, A-123052, A-124098. На основании направленной оператором электронной площадки заявки (все части заявки) на участие в закупке, а также информации и документов, предусмотренных пунктами 2, 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, членами комиссии по осуществлению закупок были рассмотрены заявки, поданные на участие в закупке, и принято следующее решение: о признании заявок A-124062, A-123953, A-124077, A-124098 соответствующими требованиям извещения о проведении закупки; о признании заявок с идентификационными номерами A-123052, A-123723 не соответствующими требованиям извещения о проведении электронного Аукциона на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе. Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного аукциона участника с порядковым номером 1 (A-124062), предложившего цену контракта 5 919 350,08 рублей.
26.09.2023 года по результатам электронного Аукциона Министерством здравоохранения Республики Мордовия с обществом с ограниченной ответственностью РК "_" заключен государственный контракт N08095000003230031600001 (реестровый номер контракта: 2132512662523000522).
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, в том числе содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В развитие положений статьи 14 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято, в том числе постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 года N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N102).
Пунктом 2 Постановления N102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N1 или перечень N2, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которые одновременно:
а) для заявок, содержащих предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N1:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок.
Инспекцией Мордовского УФАС России установлено, что закупаемый Заказчиком товар включен в перечень N1 к Постановлению N102: Тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, соответствующие коду 248900 вида медицинского изделия с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации (код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014: 21.20.23.110). В извещении об Аукционе Заказчиком установлены ограничения на допуск иностранных товаров, предусмотренные Постановлением N102.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Общие требования к содержанию и составу заявки на участие в конкурентном способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) установлены статьей 43 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно пункту 3 Постановления N102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N1 и перечень N2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
Раздел извещения о проведении Аукциона "Требования к содержанию, составу заявки на участие в Аукционе и инструкция по ее заполнению" содержит указание, что для подтверждения соответствия поставляемой продукции условиям извещения, участник закупки в составе заявки на участие в закупке представляет следующие документы и (или) информацию:
- сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г.
Согласно части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Пункт 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусматривает, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона).
Из содержания протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.09.2023 NИЭА1 следует, что комиссией по осуществлению закупок принято решение о признании заявок A-124062, A-123953, A-124077, A-124098 соответствующими требованиям извещения о проведении закупки, а заявок с идентификационными номерами A-123052, A-123723 не соответствующими требованиям извещения о проведении электронного Аукциона на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в связи с тем, что заявки содержали предложение о поставке медицинского изделия, происходящего из иностранного государства (Китайская Народная Республика).
Ознакомившись с содержанием заявок на участие в аукционе, Инспекция Мордовского УФАС России установила, что участниками закупки поданы следующие предложения:
- участник закупки с идентификационным номером N124062 - ООО РК "_" (победитель закупки) предлагает к поставке товар - Тест-Полоска АйЧек к глюкометру АйЧек (страна происхождения: Российская Федерация (сертификата формы СТ-1 NRUBY 3119000325));
- участник закупки с идентификационным номером N123953 - ООО "_" предлагает к поставке товар - Тест-полоски OneTouch SelectR Plus; Тест-полоски для определения уровня глюкозы в крови Gmate Life; Полоски электрохимические однократного применения для измерителя концентрации глюкозы в крови портативного ПКГ-03 "Сателлит Экспресс" (страна происхождения: Российская Федерация (сертификаты формы СТ-1 N3017000018, N3065000183, N3021002876));
- участник закупки с идентификационным номером N123723 - ООО "_" предлагает к поставке товар - Тест-полоски Exactive N50; Тест-полоски "Сателлит Экспресс" (ПКГ-03) N50 (страна происхождения: Китай/ Российская Федерация);
- участник закупки с идентификационным номером N124077 - ООО "_" предлагает к поставке товар - Тест-полоски OneTouch SelectR Plus; Тест-полоски для определения уровня глюкозы в крови Gmate Life (страна происхождения: Российская Федерация (сертификаты формы СТ-1 N3017000018, N3065000183));
- участник закупки с идентификационным номером N123052 - ИП _ предлагает к поставке товар - Тест полоски "Exactive" к системе мониторинга уровня глюкозы в крови "ExactiveVital" (страна происхождения: Китай);
- участник закупки с идентификационным номером N124098 - ООО "_." предлагает к поставке товар - Тест-полоски "ГЛЮКОКАРД " для определения уровня глюкозы в крови (страна происхождения: Российская Федерация (сертификат формы СТ-1 N3111000006).
Между тем Инспекция Мордовского УФАС России отмечет, что согласно позиции, отраженной в письме Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 07 марта 2023 года N21663/12, в настоящее время содержание сертификата СТ-1, выдаваемого ТПП России, может различаться в зависимости от его назначения:
1) сертификаты СТ-1, выдаваемые для экспорта.
Графа 5 в таких сертификатах может не заполняться или содержать информацию по контракту, во исполнение которого получался соответствующий сертификат СТ-1.
2) сертификаты СТ-1, выдаваемые в рамках реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 9 марта 2022 г. N311 и N312 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 8 марта 2022 г. N100".
В графе 5 в таких сертификатах указывается "Для предоставления в таможенные органы Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 09.03.2022 N311 и от 09.03.2022 N312)".
3) сертификаты СТ-1, выдаваемые для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В графе 5 в таких сертификатах указывается "Для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд", а также срок действия в случаях, когда в соответствии с подлежащим применению положением такой сертификат выдается на определенный срок.
4) сертификаты СТ-1, выдаваемые для подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
В графе 5 в таких сертификатах указывается "Для целей предоставления в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации".
Таким образом, для подтверждения происхождения продукции на территории Российской Федерации в целях Постановления N102 необходимо получение специально предназначенного для этих целей сертификата СТ-1.
В целях реализации постановления N102 приказом от 10.04.2015 года N29 Торгово-промышленной палаты Российской Федерации (далее - Приказ ТПП РФ от 10.04.2015 года N29) утверждено положение о порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров формы СТ-1 для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (для отдельных видов медицинских изделий) (далее - Положение о порядке выдачи сертификатов формы СТ-1).
Форма и порядок заполнения сертификата формы СТ-1 установлен разделом 5 Приказа ТПП РФ от 10.04.2015 года N29
Согласно пункту 5.2 указанного раздела:
- графа N3. Не заполняется.
- графа N 4. Указывается наименование страны, где выдан сертификат формы СТ-1 - "Российская Федерация", и наименование страны, в которой он будет представлен - "Российская Федерация", его регистрационный номер, который присваивается уполномоченной ТПП.
- графа N 5. "Для служебных отметок". Вносится следующая запись: "Для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд" и, при необходимости, информация о дубликате, вносимая в порядке, предусмотренном пунктом 3.8 раздела 3 настоящего Положения.
- графа N 11. "Номер и дата счета-фактуры". Не заполняется.
- графа N13. "Декларация заявителя". В данной графе указывается страна, где товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке, ставится печать заявителя, фамилия, инициалы и подпись его уполномоченного лица, а также указывается дата заполнения сертификата формы СТ-1 (для физического лица: ФИО заявителя, его подпись и дата).
Инспекцией Мордовского УФАС России установлено, что в составе заявки на участие в аукционе ООО РК "_" (заявка с номером N124062) в качестве подтверждения страны происхождения товара приложен сертификат формы СТ-1 NRUBY 3119000325. В графе N3 указано: Автотранспорт; в графе N4 указано: для представления в Республике Беларусь; в графе N5 внесена запись: договор поставки N23 от 30.03.2023 года; в графе N11 указаны номер и дата счет-фактуры: N11042023 от 11.04.2023 года; в графе N13 не проставлена печать заявителя.
Таким образом, в составе заявки на участие в аукционе ООО РК "_" (победитель закупки) не представлен надлежащий сертификат формы СТ-1, по форме, установленной Приказом ТПП РФ от 10.04.2015 года N29.
В составе заявки на участие в аукционе ООО "_" в качестве подтверждения страны происхождения товара приложен сертификат формы СТ-1 N3021002876. В графе N5 "Для служебных отметок" внесена запись: для целей представления в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Следовательно, в составе заявки с идентификационным номером N123953 (ООО "_") на участие в аукционе не представлен надлежащий сертификат формы СТ-1, по форме, установленной Приказом ТПП РФ от 10.04.2015 года N29.
Учитывая, что участниками закупки ООО РК "_" и ООО "_" в составе заявок на участие в аукционе не представлены сертификаты формы СТ-1, подтверждающие страну происхождения товара - государства - члена Евразийского экономического союза, Инспекция Мордовского УФАС России приходит к выводу, что заявки с идентификационными номерами N124062 и N123953 подлежали отклонению на основании пункта 4 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Исходя из вышеуказанного, действия комиссии по рассмотрению заявок Заказчика, Уполномоченного учреждения по осуществлению закупок, принявшей решение о соответствии заявок участников Аукциона с идентификационными номерами N123953 (ООО "_") и N124062 (ООО РК "_") извещению о проведении Аукциона и Закону о контрактной системе нарушают пункт 4 части 12 статьи 48, часть 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, что содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Инспекция Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать действия комиссии по осуществлению закупок Министерства здравоохранения Республики Мордовия и Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона N0809500000323003160 на закупку медицинских изделий (Глюкоза ИВД, реагент), предназначенных для обеспечения льготных категорий граждан в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врача бесплатно, Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врача с 50-процентной скидкой, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" нарушением пункта 4 части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что по результатам электронной процедуры заключен контракт.
3. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 9 октября 2023 г. N 013/06/99-618/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.10.2023