Резолютивная часть решения оглашена 05.10.2023 г.
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрела жалобу ООО Частное охранное предприятие Охранное агентство "Щит столицы" (далее заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона на оказание услуг физической охраны (выставление поста охраны) для нужд ГБУЗ ВО "Городская больница ЗАТО г.Радужный" стационарное отделение на 2024 год (извещение N 0128200000123004835) в присутствии представителей заказчика ГБУЗ ВО "Городская больница ЗАТО г.Радужный" заявителя ООО Частное охранное предприятие Охранное агентство "Щит столицы"
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/22-724/2023 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
28.09.2023 года во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО Частное охранное предприятие Охранное агентство "Щит столицы" на положения извещения о проведении электронного аукциона на оказание услуг физической охраны (выставление поста охраны) для нужд ГБУЗ ВО "Городская больница ЗАТО г.Радужный" стационарное отделение на 2024 год (извещение N 0128200000123004835).
По мнению заявителя, извещение о проведении электронного аукциона составлено с нарушением требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
В частности в извещении о проведении закупки в качестве обоснования начальной (максимальной) цены контракта используется приказ Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 15.02.2021 N 45 "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении охранных услуг".
Исходя из приложенных документов, для оказания охранных услуг требуется 2 956 707,06 рублей. Однако в рамках произведенного лимита бюджетных средств сумма снижена до 793 722,24 рублей, что практически меньше в 4 раза. Таким образом, заказчик при планировании бюджета на будущие годы, проигнорировал положения вышеуказанного приказа Росгвардии, в связи с чем, получены бюджетные средства значительно меньше предусмотренного. НМЦК не рассчитана методом анализа рынка или установленных нормативных документов, что является нарушением части 6 статьи 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Заказчиком в требованиях к сотрудникам исполнителя предъявлены следующие требования: наличие у сотрудника охраны удостоверения частного охранника, прошедшего очередную квалификационную аттестацию. Между тем, непонятно удостоверение охранника какого разряда требуется, не указаны требования к сотрудникам мобильной группы, к их оружию, что влечет возможность предъявления необоснованных требований во время исполнения контракта. Также невозможно точно установить смену охранника и конкретизировать количество необходимых охранников.
В силу изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, отменить протоколы электронного аукциона, отменить закупку и обязать заказчика привести в соответствии с законодательством аукционную документацию, провести внеплановую проверку по доводам изложенным в жалобе.
Представитель заказчика по существу доводов жалобы пояснил следующее.
Поскольку ГБУЗ "Городская больница ЗАТО г. Радужный" является бюджетным учреждением, ежегодно формируется и утверждается план финансово-хозяйственной деятельности, на основании которого в дальнейшем формируются и утверждаются лимиты бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг. На сегодняшний день лимиты на закупку услуг 2024 года установлены и утверждены.
Лимит на закупку услуги физической охраны (выставление поста охраны) стационарного отделения ГБУЗ "Городская больница ЗАТО г. Радужный" на 2024 год установлен в размере 793 722,24 руб. (ИКЗ 232330800457133080100100800008010244, извещение N 0128200000123004835).
Сумма лимита 2024 года на данный вид услуги увеличен на процент инфляции по сравнению с суммой лимита 2023 года.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений БК РФ.
Согласно части 2 статьи 72 БК РФ установлено, что государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (письма Министерства финансов РФ от 24 мая 2021 г. N 24-06-07/39617, от 28 июля 2020 г. N 24-01-07/66147, от 28 августа 2020 г. N 24-01-08/75606, от 10 сентября 2020 г. N 24-01-08/79621, постановление арбитражного апелляционного суда от 2 мая 2017 г. N 06АП-1514/2017, решение УФАС по Республике Татарстан N 016/06/16-1860/2022, Решение по делу N 1 КРИ Ярославской области от 14 марта 2019 года).
В соответствии с письмом Минфина России от 10.01.2020 N 24-01-08/326 - НМЦК в извещении об осуществлении закупки и определенная в соответствии со статьёй 22 Закона N 44-ФЗ, не должна превышать доведенный до заказчика лимит бюджетных обязательств.
При формировании приложения N 2 "Описание объекта закупки" к Извещению о проведении электронного аукциона, указаны основные, ключевые требования, в том числе "специальные средства, используемые в частной, охранной деятельности".
Так в соответствии с Постановлении от 31 января 1985 г. N 31/3-30 "Об утверждении "Общих положений единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР"; раздела "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства" единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1" использование при необходимости специальных средств, разрешенных в частной охранной деятельности - 4-й разряд (параграф 262а. Охранник (введено приказом Минздравсоцразвития России от 17.04.2009 N 199).
Наряду с этим, требования предъявляемые к сотрудникам охраны изложены в Законе РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
В документации электронного аукциона предусмотрено наличие у Поставщика услуги мобильной группы. Считаем это требование обязательным т.к. в нашем лечебном учреждении находятся не только самостоятельно передвигающиеся, но и малоподвижные пациенты. При возникновении экстренной, неординарной ситуации мобильна группа помогает охраннику в решении сложившейся ситуации. Использование мобильной группы, в течение действия контракта может возникнуть, а может и не возникнуть. По практике прошлых лет услуги мобильной группы не использовались. Так же, выяснить вероятность использования и рассчитать тариф с учетом использования мобильной группы не представляется возможным.
Согласно части 2 статьи 72 БК РФ установлено, что государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств (письма Министерства финансов РФ от 24 мая 2021 г. N 24-06-07/39617, от 28 июля 2020 г. N 24-01-07/66147, от 28 августа 2020 г. N 24-01-08/75606, от 10 сентября 2020 г. N 24-01-08/79621, постановление арбитражного апелляционного суда от 2 мая 2017 г. N 06АП-1514/2017).
В связи с тем, что у учреждения установлены лимиты бюджетных обязательств на услуги физической охраны (выставление поста охраны) стационарного отделения, НМЦК в извещении об осуществлении закупки не должна превышать доведенный до заказчика лимит бюджетных обязательств на 2024 год. Соответственно стоимость использования мобильной группы входит в установленный лимит бюджетных обязательств.
В документации электронного аукциона указано количество постов - 1 пост (Приложение N 1 "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта" к Извещению о проведении электронного аукциона).
В приложении N 2 "Описание объекта закупки" к Извещению о проведении электронного аукциона указано:
- пост физической охраны - 1 охранник, круглосуточно (24/7);
- охрана объекта осуществляется посменно - один охранник на дежурном посту.
Решение о продолжительности смены охранника (количество часов) принадлежит полностью Поставщику услуги.
Для Заказчика важно:
- осуществление охраны 24/7;
- один охранник на посту;
- продолжительность смены охранника не должна противоречить Трудовому законодательству Российской Федерации т.к. чрезмерное пребывание любого работника на рабочем месте, в том числе и охранника, влечет за собой ухудшение его здоровья и физического состояния.
В силу изложенного, представитель заказчика просит признать жалобу по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
21.09.2023 на официальном сайте в Единой Информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг физической охраны (выставление поста охраны) для нужд ГБУЗ ВО "Городская больница ЗАТО г.Радужный" стационарное отделение на 2024 год (извещение N 0128200000123004835).
Начальная (максимальная) цена контракта 793 722,24 рублей.
В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении: определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Таким образом, проверка законности обоснования начальной (максимальной) цены контракта не входит в полномочия территориальных органов ФАС России.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В приложении N 2 "Описание объекта закупки" к Извещению о проведении электронного аукциона указано:
- пост физической охраны - 1 охранник, круглосуточно (24/7);
- охрана объекта осуществляется посменно - один охранник на дежурном посту.
Из смысла указанных норм следует, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, работы, услуги, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара, работы, услуги.
Комиссия Владимирского УФАС России установила, что в рассматриваемом извещении о проведении закупки заказчиком установлено наименование услуги и значение показателей оказываемой услуги.
Комиссия определила, что при описании функциональных, технических и качественных характеристик оказываемой услуги заказчиком использовались показатели и требования, как того требуют положения статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, положения закона о контрактной системе в сфере закупок не содержат запрета заказчику устанавливать какие-либо конкретные требования к товару, работе, услуги, в том числе требования, указанные в спорных позициях.
Таким образом, Комиссия Владимирского УФАС приходит к выводу, что при формировании технического задания заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, работы, услуги в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Комиссия Владимирского УФАС России принимает во внимание то, что установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товару, работе, услуги может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар, оказать услугу, выполнить работу соответствующий всем условиям извещения о проведении аукциона в электронной форме. Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, оказать услугу, выполнить работу, соответствующую потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничение заказчиком числа участников закупки.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что сформулированные заказчиком требования привели к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных (муниципальных) нужд, снизили потенциальную эффективность проводимых торгов вследствие необоснованного устранения потенциальных участников, в материалах дела отсутствуют.
В силу изложенного, Комиссия полагает, что описание объекта закупки соответствует требованиям статьи 33, 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок и в нем отсутствуют положения, ограничивающие количество участников закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО Частное охранное предприятие Охранное агентство "Щит столицы" на положение извещения о проведении электронного аукциона на оказание услуг физической охраны (выставление поста охраны) для нужд ГБУЗ ВО "Городская больница ЗАТО г.Радужный" стационарное отделение на 2024 год (извещение N 0128200000123004835) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 5 октября 2023 г. N 033/06/22-724/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2023