В связи с поступившей в Пермское УФАС России информацией (вх.N 12357/23 от 18.08.2023 г.), на основании уведомления (исх. N 9509/23 от 19.09.2023 г.) была проведена внеплановая проверка соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках, Закон о контрактной системе, 44-ФЗ) Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пермскому краю (далее - Заказчик) при заключении контрактов с единственным поставщиком АО "Московское протезно-ортопедическое предприятие" за 2023 г.
Продолжительность проверки: с 21.09.2023 г. по 04.10.2023 г.
Проверка проведена Комиссией.
Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения Заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении контрактов с единственным поставщиком АО "Московское протезно-ортопедическое предприятие" за 2023 г.
В результате проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно ч. 1 ст. 24 Закона о закупках заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Перечень случаев, при которых возможно осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) определен в ч. 1 статьи 93 Закона о закупках.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществление закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации. В таких правовых актах указываются предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично, а также может быть определена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта. При осуществлении закупки для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации в таких указе или распоряжении Президента Российской Федерации может быть установлено условие о неразмещении на официальном сайте предусмотренной настоящим Федеральным законом информации, формируемой и размещаемой при осуществлении этой закупки. Порядок подготовки проектов таких правовых актов и поручений и перечень документов, прилагаемых при подготовке указанных проектов, включая обоснование цены контракта, предусмотренное ст. 22 Закона о закупках, определяются нормативным правовым актом Президента Российской Федерации. Положения настоящего пункта не распространяются на случаи закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых для муниципальных нужд;
В ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 08.03.2022 г. N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 46) установлено, что в период до 31 декабря 2023 года включительно Правительство Российской Федерации в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона о закупках, вправе устанавливать иные случаи осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также определять порядок осуществления закупок в таких случаях.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 ФЗ N 46 Правительством Российской Федерации принято Постановление N 339 от 10.03.2022 "О случаях осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и (или) муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядке их осуществления" (далее - ПП РФ N 339).
Согласно п. 1 ПП РФ N 339 в дополнение к случаям, предусмотренным ч. 1 ст. 93 Закона о закупках, заказчик вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг (далее - закупка) для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании соответственно акта Правительства Российской Федерации, акта высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, муниципального правового акта местной администрации, изданными в соответствии с ПП РФ N 339.
В силу п. 2 ПП РФ N 339 акты, предусмотренные п. 1 ПП РФ N 339, подготавливаются в следующих случаях:
а) протокол заседания Правительства Российской Федерации, координационного или совещательного органа под председательством Председателя Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций (ее Президиума) содержит решение, определяющее единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и (или) муниципальных нужд;
б) протокол заседания Правительства Российской Федерации, координационного или совещательного органа под председательством Председателя Правительства Российской Федерации, Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций (ее Президиума) содержит решение, определяющее конкретную закупку для обеспечения государственных и (или) муниципальных нужд, которая может быть осуществлена заказчиками у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
в) поручением Председателя Правительства Российской Федерации в целях реализации решений Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций (ее Президиума) определен единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения федеральных нужд);
г) закупка осуществляется за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации (в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения соответственно федеральных нужд или нужд субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 3 ПП РФ N 339 в актах, предусмотренных п. 1 ПП РФ N 339, указываются единственный поставщик (подрядчик, исполнитель) или в соответствии с пп. "б" п. 2 ПП РФ N 339 указывается конкретная закупка, которая может быть осуществлена у определенного заказчиком единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), предмет контракта, предельный срок, на который заключается контракт, обязанность единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) исполнить свои обязательства по контракту лично или возможность привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей и требование к объему исполнения единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) своих обязательств по контракту лично, а также может быть определена обязанность заказчика установить в соответствии с Законом о закупках требование обеспечения исполнения контракта.
В силу п. 4 ПП РФ N 339 проект акта Правительства Российской Федерации, предусмотренного п. 1 ПП РФ N 339, вносится в Правительство Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, указанным в протоколах и поручении, предусмотренных пп. "а" - "в" п. 2 ПП РФ N 339, в порядке, установленном п. 60(7) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 "О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации".
Согласно п. 5 ПП РФ N 339 при осуществлении заказчиком закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим постановлением:
а) в контракте указывается подпункт п. 2 ПП РФ N 339, на основании которого подготовлен акт, предусмотренный п. 1 ПП РФ N 339, и в соответствии с которым осуществляется закупка;
б) обоснование цены контракта является неотъемлемой частью контракта;
в) исполнение контракта, включение информации и документов о таком контракте в соответствующий реестр контрактов, предусмотренный ст. 103 Закона о закупках, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом для контракта, заключенного по результатам осуществления закупки в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках;
г) не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем заключения контракта, заказчик направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, или контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа уведомление о закупке. К такому уведомлению прилагается копия заключенного в соответствии с настоящим постановлением контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 111 Закона о закупках Правительство Российской Федерации вправе определить особенности осуществления конкретной закупки, в том числе установить способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не предусмотренный ст. 24 Закона о закупках, а также в целях создания для Российской Федерации дополнительных технологических и экономических преимуществ (в том числе встречных обязательств) вправе определить дополнительные условия исполнения контракта, не связанные с его предметом.
Согласно ч. 2 ст. 111 Закона о закупках порядок осуществления закупок, установленный настоящим Федеральным законом, применяется к закупке, в отношении которой Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 1 ст. 111 Закона о закупках установлены особенности ее осуществления и (или) дополнительные условия исполнения контракта, с учетом таких особенностей и (или) таких условий.
В соответствии с пп. "а" п. 2 ПП РФ N 339, Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 18.02.2023 N 402-р (далее - распоряжение N 402-р), из содержания которого следует:
"1. Определить акционерное общество "Московское протезно-ортопедическое предприятие" (далее - АО "Московское протезно-ортопедическое предприятие" единственным поставщиком осуществляемых Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в 2023 году закупок абсорбирующего белья, подгузников и специальных средств при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемников), а также работ по изготовлению сложной ортопедической обуви, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N 2347-р, для обеспечения инвалидов в следующем объеме:
- абсорбирующее белье, подгузники - 199,7 млн. штук;
- специальные средства при нарушениях функций выделения (моче- и калоприемники) - 32,5 млн. штук;
- сложная ортопедическая обувь - 192,8 тыс. пар.
2. Определить 31 декабря 2023 г. предельным сроком, на который с АО "Московское протезно-ортопедическое предприятие" заключаются государственные контракты на закупку изделий и работ, указанных в п. 1 настоящего распоряжения (далее - государственные контракты).
3. Установить обязанность АО "Московское протезно-ортопедическое предприятие" по самостоятельному исполнению своих обязательств по государственным контрактам в размере 85 процентов объема, предусмотренного пунктом 1 настоящего распоряжения, с возможностью привлечения соисполнителей для исполнения обязательств до полного достижения объема, предусмотренного пунктом 1 настоящего распоряжения.
4. Установить, что при заключении государственных контрактов предусматриваются авансовые платежи в размере до 50 процентов суммы государственных контрактов.
5. Финансовое обеспечение мероприятий, связанных с осуществлением закупок изделий и работ, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения, осуществить за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в Федеральном законе "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" на указанные цели.
Согласно представленной информации, за 2023 г. между Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пермскому краю и АО "Московское протезно-ортопедическое предприятие" на основании п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках заключено 14 контрактов.
В соответствии с п. 2 распоряжения N 402-р в государственных контрактах указаны срок поставки товара и действия таких контрактов:
- срок поставки товара: с даты получения от заказчика реестра получателей товара до 15.12.2023 г. или 01.12.2023 г. Контракт вступает в силу со дня подписания сторонами и действует до 29.12.2023 г. или до 15.12.2023 г.
В соответствии с п. 3 распоряжения N 402-р в государственных контрактах указано условие:
- "Выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту в размере 85% объема Товара" (п. 3.3.19, п. 5.1.7 контрактов).
В соответствии с п. 4 распоряжения N 402-р в государственных контрактах указано:
- "Размер аванса составляет 50% цены контракта" (п. 6.7.1, 3.7.1).
Как следует из распоряжения N 402-р, указанное распоряжение издано в соответствии с пп. "а" п. 2 ПП РФ N 339.
В преамбуле государственных контрактов имеется, наряду с прочим, ссылка на пп. "а" п. 2 ПП РФ N 339, следовательно, при заключении государственных контрактов требование пп. "а" п. 2 ПП РФ N 339 соблюдено.
Таким образом, государственные контракты содержат обязательные условия, определенные распоряжением N 402-р.
Также, во исполнение пп. "б" п. 5 ПП РФ N 339 к государственным контрактам приложены обоснования цен таких контрактов.
На основании указанного выше, Комиссией приходит к выводу, что в действиях Заказчика нарушения требований Закона о закупках не установлены, поскольку при принятии решения об осуществлении закупки у единственного поставщика Заказчик руководствовался требованиями Закона о закупках, ПП РФ N 339, а также распоряжения N 402-р.
Относительно порядка формирования начальной (максимальной) цены заключенных контрактов, Комиссия отмечает, что в силу ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного ч. 5, 8 и 10 ст. 99 Закона о закупках, с учетом ч. 4 ст. 99 Закона о закупках осуществляется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении субъектов контроля.
Согласно п. 3 ч. 8 ст. 99 Согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, у Комиссии отсутствуют полномочия по осуществлению контроля в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цен контрактов, заключенных между Отделением Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пермскому краю и АО "Московское протезно-ортопедическое предприятие".
ВЫВОД:
В действиях Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Пермскому краю при заключении контрактов с единственным поставщиком АО "Московское протезно-ортопедическое предприятие" за 2023 г. нарушения требований Закона о закупках не установлены.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 4 октября 2023 г. N 209 (ключевые темы: единственный поставщик - товар. работа. услуга. - социальное страхование - исполнение контракта - подрядчик)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.10.2023