Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председателя Комиссии - М.А. Грицай, врио заместителя руководителя, членов Комиссии - Н.А. Ворсиной, заместителя начальника отдела, С.Д. Маёровой, ведущего специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика - МКУ г. Красноярска "УДИиБ" (далее - заказчик) с просьбой о внесении сведений об ООО "ТураСтройСервис" (ИНН 2470000242) (далее - общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Выполнение работ по содержанию платного парковочного пространства, оборудованного парковочными замками в городе Красноярске", идентификационный код закупки 233246621501224630100101130014211244, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений об ООО "ТураСтройСервис" (далее - общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, извещение N0119300019823001013 (далее - Контракт).
На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный Закон о контрактной системе) и Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Красноярским УФАС России было принято решение о проведении проверки факта ненадлежащего исполнения обществом условий контракта, заключенного с заказчиком по результатам проведения электронного аукциона.
Красноярским УФАС России по электронным адресам заказчика и общества было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором содержалось требование о представлении необходимых документов и сведений для рассмотрения обращения по существу, а
также сообщалось о месте и времени заседания Комиссии по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках.
Общество, запрошенные документы и сведения, не представило.
Комиссией Красноярского УФАС было принято решение объявить перерыв в рассмотрении обращения с целью получения дополнительной информации для проведения внеплановой проверки.
Рассмотрение обращения было назначено на 11.10.2023 года 15 часов 00 минут (время местное).
В назначенное время на заседание Комиссии явился представитель Заказчика и представитель Общества, личности удостоверены, полномочия подтверждены.
Рассмотрев обращение и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные сторонами и содержащиеся в ЕИС, проведя внеплановую проверку, Комиссия по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках установила следующее.
На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Комиссия отмечает, что общество добровольно принимало участие в электронном аукционе, выразило согласие исполнить условия контракта, предусмотренные извещением о проведении электронного аукциона.
Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, общество, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавало, на каких именно условиях и в какие сроки ему будет необходимо осуществить поставку товара, являющегося предметом контракта.
19.06.2023 в ЕИС был размещен протокол подведения итогов определения исполнителя, согласно которому общество было признано победителем.
30.06.2023 между заказчиком и обществом был заключен контракт NФ.2023.1013 на выполнение работ по содержанию платного парковочного пространства, оборудованного парковочными замками в городе Красноярске.
Комиссией установлено, что согласно разделу 1 контракта: "1.1. Наименование объекта закупки: выполнение работ по содержанию платного парковочного пространства, оборудованного парковочными замками в городе Красноярске".
В соответствии с пунктом 3.1. раздела 3 Контракта: "Срок завершения выполнения работ: с даты заключения контракта, но не ранее 01.07.2023 г. до 25.12.2023 года".
Раздел 4 Контракта предусматривает права и обязанности сторон.
В соответствии с разделом 5 Контракта: "5.1. Требования к качеству работ (в соответствии с требованиями Технического задания (Приложение N 1 к муниципальному контракту)):
5.1.1. Качество выполняемых работ и используемых материалов должно соответствовать требованиям действующего законодательства, нормативных документов/актов, СНиПов, ГОСТов, правилам, регламентам, технологиям, инструкциям и иным документам, действующим на момент выполнения работ".
Пунктом 7.1. Контракта установлено следующее: "Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств в соответствии с действующим законодательством".
Раздел 8 Контракта предусматривает: "18.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из контракта между Сторонами, будут разрешаться путем переговоров, в том числе в претензионном порядке.
8.2. Претензия оформляется в соответствии с частью 16 статьи 94 Закона о контрактной системе. В претензии перечисляются допущенные при исполнении контракта нарушения со ссылкой на соответствующие положения контракта или его приложений, отражаются стоимостная оценка ответственности (неустойки, штрафа, пени), а также действия, которые должны быть произведены Стороной для устранения нарушений.
8.3. Срок рассмотрения претензии не может превышать 10 дней. Переписка Сторон осуществляется в соответствии с частью 16 статьи 94 Закона о контрактной системе.
8.4. При неурегулировании Сторонами спора в досудебном порядке, спор разрешается в судебном порядке в Арбитражном суде Красноярского края".
В соответствии с пунктом 9.2.1 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе.
Согласно Описанию объекта закупки, предметом закупки является выполнение работ по содержанию платного парковочного пространства, оборудованного парковочными замками в городе Красноярске.
Комиссия, изучив представленные материалы, установила следующее.
Из пояснений заказчика следует, что 18.07.2023 Обществу было направлено план-задание N1, в котором указаны место, виды и сроки выполнения работ по содержанию платного парковочного пространства, оборудованного парковочными замками, в соответствии с условиями Контракта.
27.07.2023 был осуществлен выезд представителя Заказчика на место работ и в присутствии представителя Общества было проведено совместное комплексное обследование всех парковочных замков. По результатам осмотра на месте был составлен акт выявленных дефектов, подписанный в двухстороннем порядке. Данный факт представитель Общества не отрицает.
Согласно пояснениям Заказчика, аналогичные выезды осуществлялись неоднократно и также в присутствии представителя Общества составлялись акты выявленных дефектов, которые были предоставлены Комиссии для анализа.
Также, Заказчиком в адрес Общества были направлены требования об оплате штрафов за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту от 21.08.2023 N3751, от 15.09.2023 N4316, от 19.09.2023 N4374.
При указанных обстоятельствах 21.09.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частями 8,9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу статьи 309 Гражданского Кодекса РФ (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (пункт 1 статьи 314 ГК РФ).
Согласно статье 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях ГК РФ.
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе использованием в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе размещено в единой информационной системе 21.09.2023.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием пунктом 14 и 14.1 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Проанализировав акты, представленные Заказчиком, Комиссия установила, что Общество устраняла зафиксированные в актах замечания. Так, например, в акте от 21.08.2023 отмечено, что парковочные замки N80, N70, N54 не работают, а в акте от 22.08.2023 в перечне с данной отметкой номера указанных замков отсутствуют, из чего Комиссия делает вывод, что Обществом совершались действия по устранению дефектов. Данные факты также отмечаются и в других актах, переставленных Заказчиком.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что из представленных пояснений следует, что Заказчиком были зафиксированы замечания только в части работ, указанных в Контракте, а именно только неработающие замки, относительно остальных видов работ, например, покраска элементов парковочных мест, замечаний со стороны Заказчика предъявлено не было.
Кроме того, Обществом были предоставлены сведения о том, что замки и запчасти к ним производит ООО "МСУ", которому были направлены запросы на приобретение запчастей для восстановления работы парковочных замков. Однако представитель ООО "МСУ" в ответ на заявку Общества сообщил о задолженности по организации связи с требованием об оплате, после которой будет осуществлена продажа требуемых запчастей Обществу.
Комиссия отмечает, что между Обществом и ООО "МСУ" правовые отношения отсуствовали, поэтому выставленные требования в адрес Общества считаются необснованными и являются препятсвием для исполнения Контракта в полном объеме.
Комиссия, изучив совокупность представленных материалов, делает следующие выводы.
Обществом совершены действия, направленные на надлежащее исполнение Контракта.
Таким образом, Комиссия не усматривает достаточных оснований полагать, что Общество при исполнении контракта действовало недобросовестно, наоборот, Обществом выполнялся весь объем работ по Контракту, выполнение которых представлялось возможным при изложенных обстоятельствах.
Согласно пункту 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности.
Более того, к моменту проведения заседания, Комиссия не располагала бесспорными доказательствами, свидетельствующими об умышленном и намеренном уклонении Общества от исполнения контракта по результатам электронного аукциона.
При этом включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС-11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
При этом любые неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в пользу такого лица.
На основании изложенного, руководствуясь Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Отказать заказчику во включении сведений в отношении ООО "ТураСтройСервис" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Грицай
Члены Комиссии Н.А. Ворсина
С.Д. Маёрова
Исп.Маёрова С.Д.
тел.211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 11 октября 2023 г. N 024/10/104-2790/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.10.2023